Все больше людей отваживается совершать покупки в Internet с использованием кредитных карт, хотя у многих этот шаг по-прежнему вызывает опасения.

По мнению сотрудников компаний, занимающихся электронной коммерцией, в 1997 году у них стало больше покупателей, особенно их было много в рождественскую неделю - по некоторым оценкам, прибыль от предновогодней реализации товара составила около 1 млрд. долл., что соответствует сумме сделок за весь предыдущий год.

Менеджер по вопросам бизнеса компании ESPN Internet Ventures Брайен Рацлифс сообщил, что на их сервере (http://espn.com) почти 85% интерактивных покупок совершаются через Internet, а остальные по телефону. Это превышает аналогичный показатель за прошлый год на 25%.

Более 95% всех продаж компании Value America Web Store, по словам ее президента Крейга Уина, осуществляется через Internet, хотя лишь год назад их объем составлял не более 50%.

Эксперты указывают на несколько факторов, которые помогают потребителям преодолеть сложившиеся представления о риске, связанном с электронными покупками.

По мнению аналитиков, многие, узнав об удачных покупках в Internet, сделанных их знакомыми, тоже начинают пользоваться услугами интерактивных торговых служб.

Кроме того, общество в целом тоже постепенно привыкает иметь дело с Internet, а электронные магазины стараются привлечь потребителя и побороть его нерешительность самыми, без преувеличения, изысканными способами.

"Чтобы заставить потенциального потребителя купить что-то, надо на первой же странице Web-узла разъяснить ему вопросы, связанные с безопасностью", - советует менеджер компании Lands' End по бизнесу в Internet Рон Фрей. Опубликованное на их Web-сервере подробное сообщение, касающееся всех аспектов безопасности, вызвало большой интерес у покупателей, которые стали значительно реже высказывать сомнения в надежности торговли при помощи кредитных карт.

Крис Стивенс, аналитик из компании Aberdeen Group, считает, что качество электронных расчетов в Internet не изменилось, однако потребители почувствовали доверие к электронным продавцам. Он утверждает, что Internet-коммерция завоевывает новых покупателей благодаря огромному наплыву инвесторов, вкладывающих в Web крупные средства.

Однако понять, как реагируют на проблемы безопасности покупатели, не так просто.

В ноябре компанией Better Business Bureau был проведен опрос среди 500 покупателей. Он показал, что хотя 83% пользователей Web обеспокоены проблемой безопасности электронных расчетов, 59% все равно используют свои кредитные карты для покупок в Internet.

Стивенс не принимает всерьез маркетинговые исследования, демонстрирующие озабоченность пользователей проблемой безопасности. Он советует не доверять тому, что говорят люди в такой ситуации - ведь вся их активность в Internet свидетельствует об обратном.

По его словам, многие обеспокоены ростом компьютерной преступности, но не предпринимают никаких конкретных мер безопасности по аналогии с теми, кто утверждает, что обеспокоен проблемой преступности вообще, но при этом не спешит вешать новый замок на свою дверь.

И хотя у электронных магазинов становится все больше покупателей, по общему мнению, необходимы меры для дальнейшей популяризации электронной коммерции.