Несмотря на то что многие компании связывают с Internet свои надежды на сугубо коммерческий успех, большую часть информации по-прежнему пока можно получать бесплатно.

Компания Netscape собирается выпустить бесплатный браузер; растет количество пользователей свободно распространяемого программного обеспечения Apache и Linux; бесплатно можно получать электронную почту, принимать передачи "сетевого" радио, подбирать себе друзей по интересам. Большая часть Web-страниц компаний за свои услуги также пока ничего не просит. Конечно, намечаются и противоположные тенденции. По имеющейся у нас информации, за многие прежде бесплатные услуги Web уже в этом году придется выложить некоторую сумму. Немало публикаций было посвящено интерактивному журналу Майкла Кинсли, который предложил своим читателям внести абонентную плату в размере 20 долл. в год. Но эти случаи не идут ни в какое сравнение с той лавиной принципиально иных предложений, которая вскоре обрушится на пользователей.

Бесплатные услуги в Internet можно разделить на три основных типа: программное обеспечение коллективной разработки, рекламная информация и стратегические (обычно действительные в течение короткого периода времени) предложения производителей, стремящихся закрепиться на рынке. Для каждого типа услуг характерна своя мотивация и отличительные особенности.

Традиционные бесплатные продукты, такие как Apache Web Server и ОС Linux, являются плодом коллективного творчества сообщества Internet, поэтому те, кто создал это программное обеспечение, зачастую являются и его пользователями. Всеобщее признание подобных разработок приводит в смятение признанных авторитетов программной индустрии. И хотя прямой угрозы для продуктов Microsoft от бесплатных программ исходить не может, тем не менее Билл Гейтс решил принять некоторые меры предосторожности. В конце концов, коллективная мощь программистского сообщества Internet значительно превосходит финансовые, маркетинговые и технические ресурсы Microsoft.

В отличие от свободно распространяемого ПО, которое существует уже многие годы, беспрецедентный рост бесплатных услуг в рекламных целях не может не удивлять. Назовите мне другой вид индивидуальных услуг, за которые с клиентов не брали бы деньги. Сегодняшние бесплатные электронная почта, Web-страницы и системы поиска друзей находятся лишь в стадии становления. Однако уже появились важнейшие финансовые, медицинские и телефонные службы, многочисленные хранилища файлов. Причиной неизменной популярности рекламных услуг является их экономическая эффективность. Internet - уникальная среда с крайне низкой себестоимостью дополнительных услуг.

По иронии судьбы третий вид бесплатных услуг (стратегические предложения производителей по сниженным ценам), в наибольшей степени привлекающий внимание средств массовой информации, с точки зрения новизны представляется значительно менее интересным. Разработчики выпускают продукты, стремясь отвоевать долю рынка у своих конкурентов или увеличить спрос на смежные продукты и услуги. В настоящее время диапазон подобных методов достаточно широк. Но то, что хорошо в данный момент для потребителей, губит других производителей.

По мере увеличения числа пользователей Web, указанные тенденции нарастают. Кто бы мог подумать, что столь странное сочетание сообщества разработчиков-энтузиастов, рекламной индустрии и производителей, преследующих собственные интересы, сформируют новую культуру. Причем эта культура получает все более широкое распространение.

И не пытайтесь меня переубедить.


Дэвид Мошелла - независимый консультант, автор многочисленных публикаций и ведущий постоянной колонки в еженедельнике Computerworld. Связаться с ним можно по адресу: david_moschella@cw.com.