программирования и изобретатель первых электронных таблиц VisiCalc Дэн Бриклин, занимающий сегодня пост технического директора компании Trellix Software, заметил на конференции издательских технологий Seybold, что создателям документов в Web следует обратить более серьезное внимание на стиль и оформление обычных газет.

Спад интереса к традиционным средствам информации, а следовательно, и падение их доходов, не подлежат сомнению. Исследования Forrester Research показывают, что к 2001 году количество желающих поместить свои рекламные материалы в газетах уменьшится на 40%, а сумма доходов от рекламы снизится на 30%.

Положение других традиционных информационных средств (в частности, телевидения) также оставляет желать лучшего. Неумолимая статистика свидетельствует об уменьшении зрительской аудитории.

Однако издатели газет продолжают сравнивать экспансию Internet всего лишь с "неприятным запахом, который никак не желает выветриваться". Хотя большинство газет уже имеют собственные Web-узлы, до сих пор издатели отдают предпочтение печатным изданиям. Сегодня даже наиболее выигрышные черты традиционных газет не оставляют печатным материалам шансов на выживание в связи с усиливающимся натиском конкурирующих поисковых Web-узлов, таких как Yahoo!.

Огромные объемы информации, циркулирующей в Internet, способствуют появлению организаций, поставляющих клиентам новости на заказ (с учетом выбранной тематики, времени и места доставки, а также формата представления данных).

Так, агентство UPI поставляет уже не просто информацию, а знания, представляющие собой именно тот тип новостей, которые желают получить пользователи, причем по очень низкой цене. Это принципиально отличается от подписки на новости.

Механизм доставки новостей UPI через Web постоянно совершенствуется. В его основе лежит использование программного обеспечения Microsoft, а также третьих фирм, получивших рекомендацию Microsoft.

Дэн Бриклин рассказал присутствующим о том, как новые средства массовой информации позволяют решать реальные задачи сегодняшнего бизнеса. Деловые бумаги практически на 100% составляются с помощью компьютеров, но каким образом обеспечить удобное чтение на компьютере?

"Документы объемом свыше пяти страниц читать на компьютере очень тяжело, - признал Бриклин. - Восприятие любого документа, который нужно многократно пролистывать на экране, значительно облегчается, если предварительно распечатать его".

Для того чтобы сделать чтение с экрана более удобным, необходимо использовать те достоинства Web (наличие гиперссылок, средств поиска и т.д.), которых не хватает печатным публикациям.

Чтение большинства деловых документов с экрана осложняется тем, что практически невозможно окинуть взглядом весь текст и быстро выделить в нем ключевые моменты.

К примеру, в различного рода анализах, как правило, присутствует крайне важная для менеджеров по продажам информация о ценах, а также технические данные, без которых не могут обойтись разработчики.

"Наши предложения? - заметил Бриклин. - Обратитесь к многолетнему опыту, накопленному издателями бумажной продукции".

Способы привлечения внимания пользователей, широко применяемые на коммерческих Web-узлах, обычно не дают нужного результата, поскольку различные украшения типа анимационных роликов только отвлекают.

Разработчики документов для Web должны продумать организацию заголовков и гиперссылок, чтобы один щелчок мышью давал пользователю возможность сразу перейти к соответствующей теме.

"Не помещайте в документе туманных гиперссылок, с помощью которых можно получить более подробную информацию, - посоветовал Бриклин. - Постарайтесь указать конкретную тему и характер приводимых сведений, это поможет читателям сэкономить немало времени".

Однако создание документа для Web - это нечто большее, чем просто "механический перенос" газетной полосы в новую среду. Наличие ссылок на другие темы является прекрасным способом не дать пользователю увязнуть в многочисленных подробностях.

А схема основной страницы Web-узла и использование графических возможностей при проектировании содержания и ссылок позволяют повысить наглядность традиционного оглавления документа.