Недавно в одном из изданий был опубликован репортаж, в котором приводилось высказывание президента Клинтона о том, что Internet необходимо сделать зоной, свободной от налогов. Однако внимательно ознакомившись с выступлением президента (www.whitehouse.gov), вы поймете, что оно имело несколько другой смысл.

В своей речи, прозвучавшей на недавней технологической конференции в Сан-Франциско, президент объявил "мораторий на дискриминационное налогообложение Internet". В частности, он одобрил поправки к налоговому законодательству (H.R. 1054 и S. 442), которые обсуждаются в настоящее время в палате представителей и сенате (http://thomas.loc.gov). И в сенате, и в конгрессе рассматривается один и тот же законопроект, целью которого является совершенствование налогообложения.

В поправках предлагается учитывать разницу между электронной коммерцией в Internet и любым другим видом удаленной торговли (например, по телефону или почте). Сегодня, заказывая в Сети, скажем, микроволновую печь, вы платите те же налоги, что и при покупке этой печи по почтовому каталогу.

Новый законопроект предусматривает также освобождение от уплаты прямых или косвенных налогов за право пользования интерактивными информационными службами Internet. Наконец, предлагается отменить и все иные налоговые сборы, сдерживающие распространение передовых технологий.

Соответствующие изменения необходимо внести в Положение о Федеральной комиссии связи США. Ни данная Комиссия, ни какие-либо другие контролирующие органы не должны диктовать провайдерам Internet сумму абонентской платы за право доступа в Сеть и вмешиваться в определение стоимости различных информационных услуг. Исключение составляют лишь некоторые категории пользователей. Например, жителям сельской местности, школам и библиотекам будут предоставлены льготы при оплате.

Следует отметить, что сами по себе эти изменения не дадут провайдерам абсолютной свободы. Ведь теоретически Федеральная комиссия может регулировать размер оплаты за подключение к сети UUNet, хотя и не имеет права устанавливать цены на услуги конкретной компании.

Конечно, законопроект необходим, но его содержание отнюдь не совпадает с тем, о чем трубит пресса и чего ждут многочисленные поклонники Internet, - полного освобождения Сети от налогов в ближайшее время не предвидится. Зато по новым законам пользователям не придется платить налог с продаж за покупку микроволновой печи в Internet. И хотя полного перерождения Сети не произойдет, президент рассчитывает, что к 2002 году оборот электронной торговли возрастет до 300 млрд. долл.

Эта идея понравилась очень многим. Ведь сегодня пользователям приходится учитывать особенности налогообложения, определяемого бесчисленными органами местной власти. Стоит отметить, что налогообложение почтовых заказов практически не дает поступлений в казну. Тем не менее налоговые органы не могут спокойно наблюдать за тем, как перенос электронной торговли в Internet отбирает у них какой-никакой, а все же доход.

Недооценка важности этих вопросов говорит о том, что Internet пока воспринимается как нечто отвлеченное, оторванное от реального мира. А между тем грамотная организация электронной торговли сулит компаниям немалые выгоды.


Браднер - консультант по информационным системам в Гарвардском университете. Электронную корреспонденцию ему можно отправлять по адресу sob@harvard.edu.

Системы оплаты в Internet

В недавно опубликованном 183-страничном отчете исследовательской фирмы Strategis "Электронная коммерция: системы оплаты в Internet" утверждается, что проблема защиты при использовании кредитных карт вызывает наибольшее беспокойство у тех, кто пользуется интерактивными услугами в сети. В отчете приводятся следующие факты.

  • Internet в основном используют люди, имеющие средний и ниже среднего доход, в силу чего темпы распространения электронных продаж через Internet недостаточно высоки. Только 18% пользователей сообщили, что их годовой доход превышает 80 тыс. долл.; 43% пользователей Internet имеют доход от 40 тыс. долл. до 60 тыс. долл., а 19% - от 20 тыс. долл. до 40 тыс. долл.

  • С домашних компьютеров получают доступ в Internet 78% пользователей, из которых 46% делают это хотя бы раз в день. В то время как Internet в основном используется для работы с сообщениями электронной почты, 25% пользователей делают с его помощью покупки, а 15% обращаются в банки. Пользователи чаще платят за заказанные товары, чем за доступ к информационному наполнению узлов Web.

    В будущем распространение коммерции в Internet будет зависеть от роста числа пользователей, имеющих доступ в Сеть. По мнению сотрудников Strategis, если к концу 1997 года число таких пользователей составляло 12% населения, то к 2002 году оно достигнет 22%, или 61 млн. человек. В то же время, если сейчас покупки в Internet делают 18% пользователей, то к 2002 году этот показатель будет равен 30%, то есть 18 млн. человек.

    Любопытно, что в опросе, результаты которого были опубликованы 13 марта, приняли участие 500 пользователей Internet и 500 человек, не работающих с Сетью. Говоря о нынешних посетителях электронных магазинов, аналитики резонно отмечают, что сейчас электронные покупки в Internet совершает небольшой круг элитных покупателей, в то время как для реального развития коммерции необходимо привлечь рядового покупателя, обеспечив ему безопасность и комфорт. Но до этого еще далеко.

    - Шэри Паке