отрасли информационных технологий, что может в ближайшие пять лет обернуться грандиозными убытками в размере от 35 до 95 млрд. долл.

Как сказано в отчете ESI, эти цифры представляют собой границы возможного ущерба США, понесенного в результате сокращения объема продаж систем шифрования, взамен которых свои продукты предложат неамериканские производители; снижения темпов развития отраслей, связанных с системами шифрования, таких как банковская отрасль; отказа от экономии средств и эффективности, которые могли бы быть достигнуты за счет более широкого использования Internet, extranet и intranet; а также косвенной экономии.

Эрик Олбетер, один из авторов отчета и директор по программе новых и информационных технологий института ESI, отметил: "Экспортная политика США в отношении систем шифрования может негативно отразиться на рынке, который обеспечивает нам столь серьезный экономический подъем. Это касается отраслей, в которых мы ожидаем дальнейшего экономического роста, в том числе в электронной коммерции и на рынках, связанных с Internet".

Олбетер утверждает, что ESI, не зависящая ни от компаний, выпускающих программное обеспечение, ни от фирм, работающих в области шифрования, получила такие оценки, анализируя цифры и прогнозы, полученные из различных источников, в том числе из брокерских контор Уолл-стрит, а также отраслевых и других публикаций. Группа использовала не одну методику, а применяла различные виды анализа и провела целый ряд исследований, специфических для каждого сектора рынка.

Как отметил Олбетер, столь большое различие между высшей и низшей границами убытков позволяет вводить поправку на неизвестные факторы в каждом из секторов экономики, - и тем не менее это исследование вызвало целый ряд нареканий за заниженные оценки затрат.

Представители министерств торговли и юстиции отказались прокомментировать полученные данные.

Проводимая администрацией Клинтона политика предусматривает льготы только в двух случаях: при экспорте надежных систем шифрования для финансовых организаций, а также программного обеспечения, предусматривающего механизм восстановления ключей. Данный механизм позволяет представителям правоохранительных органов получать данные, декодируя зашифрованную информацию по решению суда.

Как подчеркивается в отчете, эта политика подвергает риску экономическую и национальную безопасность страны. Она практически не влияет на применение законов для защиты от кибертеррористов, в первую очередь потому, что системы шифрования можно приобрести у компаний, работающих за пределами США.

На сентябрь 1997 года в мире существовало 1601 система шифрования, созданная 941 производителем из 30 стран мира. Из них 653 продукта были разработаны вне пределов США 472 фирмами.

Это исследование также анализирует ряд возможных политических решений, в том числе поддержку внутреннего контроля и контроля экспорта, как того требует ФБР; отказ только от контроля экспорта или отказ от всех видов контроля - и внутренних и экспортных продуктов, - как того требуют представители отрасли программного обеспечения; а также отказ от экспортного контроля, если общий контроль останется в силе, как того хочет Белый дом. Но специалисты ESI пришли к выводу, что ни одно из этих решений или не будет реализовано, или просто неосуществимо.

В отчете сделан вывод о том, что, как минимум, должен быть устранен экспортный контроль, поскольку он не защищает национальную безопасность, вместо этого ставя под угрозу экономическую защищенность США. Кроме того, внутренние системы восстановления ключей подрывают национальную безопасность, если другие страны не требуют того же от своих внутренних систем.

"Эта проблема рассматривалась в Вашингтоне пять лет, однако никаких действий предпринято не было, - заявил Олбетер в ответ на вопрос, почему ESI решила исследовать экономические аспекты политики США в отношении экспорта систем шифрования. - Эта политика на руку неамериканским компаниям, так как позволяет им внедриться в те секторы рынка, где сейчас они не могут с нами конкурировать, что наносит ущерб не только американским производителям программного обеспечения для шифрования и различных приложений, но и компаниям, работающим в целом ряде других областей".

"Существует серьезная угроза экономике страны", - предостерегает Олбетер.


В отчете, озаглавленном "Поиск решения: примирение национальных интересов с интересами экономической безопасности в политике, связанной с шифрованием" (Finding the Key: Reconciling National and Economic Security Interests in Cryptography Policy), на ближайшие пять лет даются следующие прогнозы.

  • Американские производители систем шифрования понесут убытки на сумму от 1,8 до 8,9 млрд. долл., уступив иностранным конкурентам значительную часть этого сегмента мирового рынка, который к 2002 году составит почти 20 млрд. долл.

  • Общий объем продаж программного обеспечения сократится на 1,2-3,3 млрд. долл., а потери рынка сетевого оборудования составят от 4,3 до 8 млрд. долл.

  • Провайдеры Internet и интерактивных услуг понесут убытки на сумму от 1,8 до 2,3 млрд. долл., а компании, выпускающие персональные средства связи, сотовые телефоны, пейджеры и другие беспроводные устройства, не досчитаются от 1,7 до 3,7 млрд. долл.

  • США может понести убытки от 2,38 до 7,1 млрд. долл. из-за снижения объема интерактивных продаж и увеличения затрат на поддержку интерактивных магазинов.

  • США может недополучить от 4,4 до 10,9 млрд. долл. из-за снижения экономии от использования сетевых операций при взаимодействии компаний со своими поставщиками и бизнес-партнерами.

  • Снижение активности в этих секторах приведет к стагнации в экономике и послужит косвенной причиной убытка от 17,6 до 51,6 млрд. долл.

    Отчет ESI можно найти на узле Web по адресу http://www.econstrat.org