впечатление, что в последние несколько месяцев во всем мире произошел некий прорыв в области передачи голоса по IP-сетям. В этом легко убедиться - практически каждый день в "лентах новостей" появляются новые сообщения, свидетельствующие не просто о "росте интереса" к технологии, а о вполне конкретных действиях как производителей оборудования, так и потенциальных провайдеров услуг Internet-телефонии.
О чем идет речь
Начнем мы с того, что попробуем рассеять некоторые распространенные заблуждения относительно самой технологии.
Во-первых, Internet-телефония - это не компьютерная телефония. Действительно, один из наиболее часто встречающихся вариантов реализации этой технологии основан на использовании компьютерно-телефонных шлюзов Vocaltec Telephony Gateway (VTG) производства израильской компании Vocaltec. Однако понятие компьютерной телефонии значительно шире, чем просто передача голоса через Internet - оно охватывает различные офисные системы, центры телефонного обслуживания, системы регистрации переговоров и кучу других приложений. В подробности вдаваться не станем - написано на эту тему уже довольно много.
Далее, существует целый ряд разновидностей Internet-телефонии. Исторически первыми считаются всевозможные Internet-телефоны, благодаря которым можно было устраивать голосовые переговоры между двумя мультимедийными компьютерами. Оцифрованный голос просто упаковывался в IP-пакеты и пересылался через Internet без всякой гарантии. Качество было ужасающим, область применения - неясной.
Сейчас под Internet-телефонией понимают в первую очередь такую технологию, в которой голосовой трафик частично передается через телефонную сеть общего пользования, а частично - через Internet. Именно таким образом осуществляются звонки с телефона на телефон, с компьютера на телефон, с телефона на компьютер (здесь вместо номера телефона используется IP-адрес), а также ставший в последнее время особенно популярным Surf'n'Call - звонок с Web-браузера на телефон (просматривая какой-нибудь корпоративный Web-узел, пользователь нажимает мышкой на кнопку Call и получает телефонное соединение с офисом этой компании; излишне говорить, что компьютер пользователя обязательно должен быть оснащен микрофоном и звуковой платой).
Наконец, далеко не все из того, что относят к Internet-телефонии, строго говоря, ею является. Термин "Internet-телефония" часто применяют для обозначения технологий передачи голоса через все сети IP - как публичные, так и частные. Между тем слово "Internet" относится именно к публичным сетям. Тем не менее можно сказать, что IP-телефония и Internet-телефония стали почти синонимами, и именно так мы их и будем использовать - хотя это и не вполне корректно.
Кому это может быть интересно
Во-первых, Internet-телефония наверняка будет выгодна конечным пользователям. С ними все более или менее понятно - они получают телефонную связь при довольно низкой поминутной оплате. Компания Tario Trading, провайдер услуг Internet-телефонии, провела опрос пользователей, обращавшихся на ее Web-сервер в период с января по начало марта 1998 года. Всего анкету заполнили 635 человек, и вот что получилось: 81% пользователей заинтересованы в звонках с компьютера на телефон, 33% - в звонках с телефона на телефон и 16% - в звонках с Web-сервера на телефон. При этом 76% утверждают, что собираются звонить из России в Россию, 41% - в Соединенные Штаты, 37% - по странам СНГ, 36% - в Европу, 13% - в Азию. В числе факторов, предопределивших выбор в пользу данного сервиса, 52% пользователей назвали низкую цену, 48% - высокое качество переговоров, а 21% отметили и цену, и качество.
Частные лица смогут воспользоваться услугами Internet-телефонии только в том случае, если в их регионе имеется компьютерно-телефонный шлюз. Другими словами, услуга будет выгодной только в том случае, если за звонок на компьютерно-телефонный шлюз придется платить значительно меньше, чем за звонок собственно адресату. Поэтому для предоставления услуг конечным пользователям очень важно построить разветвленную сеть.
Другая категория потенциальных пользователей - корпоративные. Компаниям, имеющим удаленные филиалы, IP-технологии дают возможность обеспечения голосовой связи при помощи уже существующих корпоративных IP-сетей. Кроме того, Internet-телефонию можно использовать для маркетинговых целей. Например, с этой точки зрения очень хороша услуга Surf'n'Call, а также разрабатываемый сейчас компанией Telecom Finland продукт Neophone (о нем я собираюсь рассказать читателям в майском номере журнала "Сети"). Если коротко, он предназначен для того, чтобы предоставить возможность центрам телефонного обслуживания проводить "бесплатные" звонки своих клиентов через IP-сеть, экономя тем самым на платежах операторам телефонных сетей.
Наконец, третий класс потребителей технологии - это компании, занимающиеся предоставлением услуг Internet. Сделав некоторые вложения (расчет примерной суммы начальных затрат приведен во врезке "Что надо сделать, чтобы стать провайдером"), компания получает возможность значительно более эффективно продавать свои каналы. Кроме того, такой сервис очень легко рекламировать, особенно если озаботиться тем, чтобы качество передачи звука было достаточно высоким. Об Internet-провайдерах мы подробно поговорим чуть ниже.
Кто этим занимается
Насколько известно автору, первой за практическое внедрение новой технологии на российский рынок взялась компания CompTek International. Именно она взяла на себя нелегкую миссию координатора по продвижению Internet-телефонии в России. (Кстати, на сервере этой фирмы, по адресу http://www.comptek.ru/telephony, можно найти много интересных сведений и о самой технологии, и о ее российской судьбе.) В частности, CompTek составила список региональных провайдеров Internet-телефонии - в него вошли все компании, заполнившие опубликованную на сервере анкету. Список сам по себе впечатляет - в нем фигурируют более 30 фирм из России и ближнего зарубежья. Правда, большинство из них только предполагают заняться новым бизнесом, что подтвердилось при непосредственных переговорах с представителями этих организаций в период подготовки данного материала.
Наиболее активно предоставлением услуг Internet-телефонии занимаются три московские компании - "АМТ-Линк", "Инкомтел ТГ" и Tario Trading.
По-видимому, первой начала строить сеть компьютерно-телефонных шлюзов Tario Trading. К настоящему времени сеть Tario.Net имеет узлы в 19 городах России и ближнего зарубежья; есть также связь с США. По словам технического директора Валерия Костюнина, на 1 апреля намечено начало коммерческой эксплуатации сети. Узлы в региональных центрах, как правило, принадлежат партнерам Tario; они заключают с московской компанией договор на обслуживание. При этом региональные партнеры (обычно это местные Internet-провайдеры) получают возможность использовать разработанную Tario биллинговую программу, хотя это их как бы "привязывает" к московскому партнеру и не дает возможности сотрудничать с другими провайдерами.
Для связи со своими региональными партнерами Tario использует "чистые" IP-каналы. Как утверждает Костюнин, хорошего качества удается добиться только в том случае, если связать IP-каналом сервер регионального партнера напрямую с сервером Tario; попытки воспользоваться публичной сетью приводят, по его словам, к значительному снижению качества связи, поскольку вносят непредсказуемые задержки. При этом главные проблемы связаны с передачей трафика на знаменитой московской "девятке"; именно там, как говорит Костюнин, и возникают основные заторы.
Сейчас Tario готова предоставить своим клиентам следующие услуги: звонки с телефона на телефон, с телефона на компьютер (IP-адрес надо вводить с клавиатуры кнопочного телефона), Surf'n'Call. В будущем предполагается также организовывать телефонные конференции с участием до 100 пользователей, в которых могут принимать участие абоненты, имеющие в своем распоряжении телефон или компьютер, или воспользовавшиеся услугой Surf'n'Call.
В отличие от Tario Trading, компания "АМТ-Линк" (вошедшая недавно в состав холдинга Rhinoceros) ориентирована в основном на связь с заграницей. В России у них пока всего лишь три партнера - в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Южно-Сахалинске, - причем звонить можно только в Москву; по словам директора "АМТ-Линк" по маркетингу Андрея Шишло, в обратном направлении трафик пойдет только после того, как шлюзы партнеров пройдут сертификацию в его компании (впрочем, это не за горами). Шишло отметил, что "АМТ-Линк" не склонна "привязывать" к себе региональных партнеров; они могут сотрудничать и с другими компаниями.
Международная связь установлена с 249 странами. Такой широты охвата удалось достичь, заключив договор с американской телефонной компанией, которая терминирует у себя IP-трафик, приходящий от "АМТ-Линк" из Москвы, и затем "раздает" его по каналам Sprint на вышеупомянутые страны по очень сходной цене. При передаче трафика между Москвой и США, как подчеркивает Шишло, осуществляется резервирование полосы пропускания IP-канала средствами протокола RSVP. Для передачи трафика по территории России используются Internet-каналы от трех провайдеров - Global One, "Релком" и "Макомнет".
Раньше "АМТ-Линк" сотрудничала с израильским провайдером Internet-телефонии, компанией Delta Three, имеющей выход на целый ряд стран. Однако впоследствии они от этого партнерства вынуждены были отказаться из-за низкого качества связи.
В ближайшем будущем "АМТ-Линк" предполагает начать предоставление коммерческих услуг для частных лиц. Региональные провайдеры могут обращаться с предложениями о партнерстве уже сейчас; в настоящее время идут переговоры о начале эксплуатации каналов связи с Екатеринбургом.
"Инкомтел ТГ" обеспечивает своим клиентам связь как с Россией, так и с заграницей. Всего Internet-телефонией охвачено 55 регионов в России и за рубежом. Из крупных российских центров генеральный директор "Инкомтел ТГ" Андрей Емельяненко назвал Новосибирск, Владивосток, Уфу, Екатеринбург, Ростов. Имеется связь с ближним (Киев, Харьков) и дальним (США, Канада, Израиль и ряд стран Дальнего Востока) зарубежьем. Как и прочие провайдеры Internet-телефонии, в регионах "Инкомтел ТГ" действует через своих партнеров, однако, по словам Емельяненко, компания собирается ставить два собственных шлюза. Связь с зарубежными странами также осуществляется через партнеров, местных провайдеров услуг Internet-телефонии. Генеральный директор особо подчеркнул открытый характер своей компании, утверждая, что "Инкомтел ТГ" готов сотрудничать с любыми партнерами, не требуя от них никакого эксклюзива. Услуги, предоставляемые клиентам, - звонки с телефона на телефон, Surf'n'Call, с факса на факс и отправка электронной почты на факс.
Стоимость услуг для конечных клиентов составляет около 25 центов при связи в пределах России (независимо от расстояния) и около 50 центов для звонков в США. Емельяненко считает, что у Internet-телефонии не слишком много шансов завоевать рынок корпоративных клиентов. Во-первых, здесь действуют множество операторов, предоставляющих услуги связи с США, например, по цене доллар в минуту. Во-вторых, для корпоративных клиентов очень важно качество связи, и здесь Internet-телефония явно проигрывает (несмотря на заметные улучшения, произошедшие в последнее время).
И для "Инкомтел ТГ", и для "АМТ-Линк" Internet-телефония - это основной вид бизнеса. Компании не склонны раскрывать свой оборот, однако известно, что ежемесячный объем трафика только у одного провайдера измеряется сотнями тысяч минут в месяц.
К сожалению, пока российские абоненты, пользующиеся какой-либо одной сетью, лишены возможности связываться с узлами другой (а это было бы весьма полезно - вспомним, например, что "АМТ-Линк" ориентирована в первую очередь на Запад, а Tario Trading - на Россию). Увы, пока провайдеры не могут договориться об условиях обмена трафиком.
Все три московских провайдера Internet-телефонии в один голос утверждают, что им так или иначе удалось решить проблему качества передачи речи при связи через IP. При этом, если "АМТ-Линк" основной упор делает на резервирование пропускной способности средствами протокола RSVP, то прочие провайдеры связывают свое будущее с использованием качественных каналов, при этом всячески подчеркивая, что важна не столько полоса пропускания, сколько малое число маршрутизаторов на пути от одного конца до другого.
О качестве связи с использованием Internet-телефонии можно судить по следующему примеру. Начальник отдела Internet компании "МТУ-Информ" Николай Репин рассказал о том, как его компания совместно с CompTek International провела эксперимент, в ходе которого президент МТУ разговаривал через IP с президентом американской телефонной компании, причем американец (телефонист!) даже не распознал, что разговор ведется не через обычную телефонную сеть.
Кстати, по ловам Репина, сама "МТУ-Информ" предполагает использовать IP-технологии не в качестве средства для обхода магистральных телефонных сетей при передаче голосового трафика, а как универсальное средство подключения офисов небольших компаний с интегрированной передачей голоса, данных и видеоинформации.
Что думают нормативные органы
В настоящее время провайдеры услуг Internet-телефонии, как правило, имеют только лицензию на предоставление телематических услуг. Понятие "Internet-телефония" в практике лицензирования на сегодняшний день отсутствует. Впрочем, нормативные органы, похоже, пока не слишком наседают на провайдеров.
Пионером в деле лицензирования собственно Internet-телефонии может стать компания "МТУ-Информ". Она более трех месяцев назад подала заявку на лицензию на использование технологии передачи голоса через IP. По мнению Репина, задержка с выдачей лицензии может быть связана с тем, что в Госкомсвязи понимают: речь фактически идет о появлении альтернативного вида телефонной связи. Это, конечно, вполне соответствует процессу децентрализации и свободного регулирования в телекоммуникациях, который происходит сейчас во всем мире, однако сам вопрос настолько серьезен, что без оценки всех возможных последствий решить его невозможно.
И все-таки хочется надеяться, что напор технического прогресса сломит вполне объяснимую осторожность чиновников, и в недалеком будущем провайдеры Internet-телефонии будут избавлены от необходимости говорить: "У нас есть лицензия на телематические услуги, а каково реальное содержимое передаваемых пакетов - это уж наше дело".
Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу: kreines@radio-msu.net.
Рост рынка IP-телефонии не захватит Ericsson врасплох
Компания Ericsson объявила о создании нового подразделения Network Solutions, которое будет специализироваться на продуктах и услугах, связанных с IP-телефонией, и представила новый продукт Gatekeeper, дополняющий интеллектуальными возможностями коммутационные системы речевого IP-трафика, включая автоматическое обнаружение новых портов и обновление информации о них. Благодаря применению этих средств администраторам не придется, например, обновлять информацию о портах вручную при появлении в сети нового шлюза. Gatekeeper обеспечивает предоставление в IP сетях таких услуг телефонии, как переадресация вызовов, автоматическое переключение на альтернативные маршруты и подробная тарификация по подразделениям. Без подобных дополнительных услуг экономия от перехода с обычной на IP-телефонию представляется специалистам Ericsson сомнительной. По оценке фирмы Killen & Associates, проводившей недавно специальное исследование, рынок уже созрел для предложения услуг телефонной, факсимильной и видеосвязи по IP-сетям. Экономия для абонентов сможет составить до 50%.
В США открывается общенациональная сеть IP-телефонии
Компания ICG Communications объявила об открытии общенациональной IP-телефонной службы Telephonyservice в 166 городах Соединенных Штатов. Создать столь крупную сеть ICG позволило приобретение в текущем году одного из ведущих национальных Internet-провайдеров, компании Netcom (238 точек присутствия). Сеть ICG сможет обеспечить 90% всех потребностей рынка дальней связи США; таким образом возможности компании оказываются в семь раз больше, чем у ее ближайшего конкурента. Тариф одинаков для населения и организаций и составляет 5,9 цента в минуту за звонки, не выходящие за пределы сети ICG, и 7,2 цента в минуту, если соединение осуществляется также через другие сети. Управление качеством телефонной связи по протоколу IP будет осуществляться из единого центра в Инглвуде (шт. Колорадо). Во многих районах будут предоставляться дополнительные услуги передачи данных, доступа к Internet, поддержки виртуальных частных сетей и факсимильной связи.
Бытовой Internet-телефон
Компания e-Net представила устройство NetConnect, позволяющее с помощью обычного телефона, подключенного к компьютеру, вести переговоры через Internet. Устройство будет стоить порядка 150 долл. и сможет воспроизводить все обычные гудки, звонки и прочие звуки, характерные для работы домашнего телефона. NetConnect использует ту же технологию, что и ранее анонсированный, предназначенный для корпоративных пользователей Telecom 2000. Он основан на DSP-процессоре, самостоятельно разработанном и производимом e-Net. Кроме того, NetConnect проектировался с учетом требований совместимости с другими средствами Internet-телефонии, представленными на рынке: Microsoft NetMeeting, устройствами Internet Phone, WebPhone. Распространяться NetConnect будет как через существующих дистрибьюторов компании, так и через ее Web-узел (http://www.datatelphony.com); кроме того, e-Net ведет переговоры с рядом общенациональных сетей розничной торговли.
Ростовcкие связисты экспериментируют с Internet-телефонией
По сообщению местной газеты "Сервер", в мае ростовское АО "Электросвязь" приступит к опытной эксплуатации шлюза компании DLD, обеспечивающего направление телефонного трафика в Internet. Ростовчане надеются стать российскими первопроходцами по внедрению этой новой технологии связи. Ростовская "Электросвязь" заключила соглашение c компанией TLA, которая занимается в России продвижением средств Internet-телефонии, о проведении опытной эксплуатации программного шлюза DLD. Последнее препятствие - получение российского сертификата соответствия на шлюз. После этого будет подписан контракт с ОАО "Электросвязь" и начнутся работы по установке оборудования. Все необходимые испытания уже проведены. TLA заключила договор с "Релком", и при необходимости этот Internet-провайдер предоставит свои каналы для соединения региональных операторов с головным шлюзом в Москве. На первом этапе в Ростове планируется установить 30-канальный шлюз. По заявлению руководителей TLA, намечено использовать собственный канал в Internet АО "Электросвязь". Однако, поскольку его пропускная способность составляет всего 128 Кбит/с, скорее всего, понадобится ее увеличить. Сделать это реально: по данным газеты "Сервер", мощности "Ростелекома" сейчас практически простаивают, оптоволоконный канал почти пуст.
Инвесторы готовы вкладывать деньги в Internet-телефонию
Минута разговора из Нью-Йорка в Париж обходится сегодня абоненту AT&T примерно в 1,87 долл. плюс налог. Та же минута разговора через Internet могла бы стоить всего 25 центов. Воспользоваться подобной услугой можно будет лишь через несколько месяцев, но инвесторы уже спешат пристроить свои денежки в компании, занимающиеся Internet-телефонией.
Ожидается, что в предстоящие пять лет рынок Internet-телефонии будет расти по крайней мере на 100% в год, и именно по этой причине такие компании, как Lucent и Cisco, не могут пройти мимо него. Ориентируются на него и начинающие компании. В качестве лидеров рынка средств Internet-телефонии аналитики называют фирмы VocalTec и NetSpeak. Обе они получили поддержку от крупных корпораций: Bay Networks приобрела 9% акций NetSpeak, а Deutsche Telecom - 21% акций VocalTec. Еще одна перспективная компания - Inter-Tel.
Пока что этот сектор рынка отличается крайней нестабильностью. По мнению аналитиков, полная смена телефонной инфраструктуры потребует 10-20 лет. Ожидается всплеск интереса к факсимильной IP-связи, при этом наибольшей популярностью будут пользоваться передача речи и данных.
Что надо сделать, чтобы стать провайдером
Чаще всего провайдерами услуг Internet-телефонии (Internet telephony service provider, ITSP) становятся региональные Internet-провайдеры. "Чистых" ITSP совсем немного, и они в основном сосредоточены в Москве (хотя в "АМТ-Линк" мне сказали, что для их новосибирского партнера Internet-телефония - основной бизнес).
Итак, какие расходы ждут регионального Internet-провайдера, вознамерившегося вступить на новый для него сектор рынка? Во-первых, придется установить собственно компьютерно-телефонный шлюз, скорее всего Vocaltec Telephony Gateway (VTG). Его цена складывается из стоимости голосовых плат компании Dialogic (они обеспечивают интерфейс между шлюзом и телефонной сетью), стоимости лицензии на использование программного обеспечения VTG и цены персонального компьютера, в который эти платы устанавливаются. Стоимость первых двух компонентов зависит от числа обслуживаемых портов. Наиболее популярны среди провайдеров четырех- и восьмипортовые решения; для примера рассмотрим шлюз с восемью портами. Сам шлюз (голосовая плата плюс лицензии на использование программного обеспечения) стоит около 16 тыс. долл., за персональный компьютер (берем по максимуму) придется заплатить около 2000 долл. Итого компьютерная часть может потянуть на 18 тыс. долл.
Дальше - телефония. Здесь деньги приходится выкладывать не только в момент установки шлюза, но и ежемесячно. Для каждого порта потребуется арендовать свой телефонный номер. Цены тут могут быть разными в зависимости от региона, но для ориентировки в момент подключения можно взять сумму порядка 1000 долл. за номер (итого 8000 долл.) плюс ежемесячная плата в 300-500 долл. Таким образом, общая сумма начальных вложений составляет около 26 тыс. долл.
Помимо компьютерной и телефонной части, есть и такая статья расходов, как оплата IP-канала. Поскольку речь идет (как мы договорились) об Internet-провайдере, то все оборудование, необходимое для подключения к IP-сети, у него уже есть, но вот канал ему придется усовершенствовать или арендовать новый - в противном случае он будет получать постоянные нарекания на качество связи. Здесь все зависит от расстояний и пропускной способности канала. Пример из практики Tario Trading: аренда IP-канала пропускной способностью 64 Кбит/с, связывающего московский офис компании (где и установлен шлюз) с их новосибирским партнером, стоит 4000 долл. в месяц; аналогичный канал связи с Самарой обходится в 2000 долл.
Для того чтобы бизнес-картина была полной, скажем, что при круглосуточной эксплуатации трафика его общий объем может составлять примерно 345 тыс. минут в месяц при круглосуточной работе, и, соответственно, втрое меньше в расчете на восьмичасовой рабочий день. Для оценки уровня повременной оплаты телефонных переговоров через Internet можно взять значение 10 центов в минуту; цены здесь пока не установились, так что в реальной жизни эта цифра может быть и больше.
Выводы мы предоставляем делать читателю. Числовые значения (особенно суммы платежей за телефонию и IP-канал) мы использовали в достаточной степени условные. Кроме того, к ежемесячным платежам придется прибавить еще и расходы на зарплату. Однако даже такая грубая прикидка показывает, что Internet-провайдер вполне может заработать на Internet-телефонии, а срок окупаемости начальных вложений не слишком велик.
VocalTec - еще один шаг по пути IP-телефонии
Израильская компания VocalTec представила новую архитектуру для построения систем IP-телефонии под названием VocalTec Ensemble Architecture. Цель разработки - обеспечить возможность построения качественных сетей IP-телефонии для корпораций и телефонных компаний. Это первая открытая платформа IP-телефонии на базе стандарта H.323 Version 2. В VocalTec Ensemble Architecture даются спецификации на все компоненты сетей - шлюзы, серверы, клиентское ПО и средства управления сетью. Как ожидается, VocalTec Ensemble Architecture послужит основой для развертывания всемирных телефонных IP-сетей, объединяющих тысячи шлюзов и способных обслужить миллионы абонентов. Новая архитектура позволяет использовать системы подключения клиентов, биллинга и защиты данных, разработанные сторонними компаниями. Объявлено также, что существующие системы IP-телефонии производства VocalTec полностью совместимы с новой архитектурой.
Одновременно VocalTec представила два продукта, разработанные в соответствии с VocalTec Ensemble Architecture: программу - посредник VocalTec Gatekeeper и приложение управления VocalTec Network Manager. VocalTec Gatekeeper - это первый разработанный на базе открытых стандартов и в соответствии с H.323 V2 посредник, обеспечивающий интеллектуальное управление сервисами в международных сетях IP-телефонии. VocalTec Network Manager обеспечивает дистанционное управление устройствами и их конфигурирование, а также подключение пользователей. VocalTec Gatekeeper рассчитан на использование в качестве главного центра управления интеллектуальной сетью IP-телефонии, а VocalTec Network Manager обеспечивает пользовательский интерфейс для работы с устройствами. Оба изделия рассчитаны на применение в сетях IP-телефонии всемирного масштаба. Предполагается, что они поступят в продажу во втором квартале.