Большинство же свободных художников компьютерного рынка мечтает поменять свою свободу на ярмо "традиционного" наемного труда.
К сожалению, в настоящий момент в России "свободных художников" и тех, кто им хотел бы побыть, гораздо больше, чем это необходимо рынку. В разных странах складывается различное отношение к свободному полету специалиста. Например, США и Франция - это две совершенно разные позиции. В Северной Америке "фриланс" - предмет гордости. Специалист добился того, что стал независимым! А во Франции, со всеми ее легендами о культе свободной личности - это почти позор. Все зависит от степени "социалистичности" экономики. Размеры всевозможных социальных льгот, медицинских страховок и тому подобного - могут стать (и становятся!) решающим фактором при определении социального статуса "свободного специалиста". В России все гораздо проще и сложнее одновременно, в виду неустойчивости экономической ситуации.
Рассмотрим несколько категорий свободных художников компьютерного рынка.
"Белые воротнички"
Консультанты по информационным технологиям - очень распространенная и уважаемая в Северной Америке категория специалистов. Еще их можно назвать советчиками - людьми, за мнение которых готовы платить хорошие деньги. К их услугам обращаются при решении вопросов планирования и развития информационных систем организаций. Кстати, консультанты по информационным технологиям часто "подрабатывают" еще и написанием постоянных колонок в компьютерных изданиях.
У нас таких людей не то чтобы нет вовсе (иначе мы бы не стали о них писать), они есть, но независимый консалтинг для них весьма нечасто является основным стабильным источником доходов. Как показывает практика, чаще всего это лишь приработок, пусть даже и немалый. Руководители, имеющие деньги на оплату подобного рода консалтинга, скорее обратятся к соответствующим подразделениям компаний-интеграторов или в консалтинговые фирмы, нежели станут привлекать "кустаря-одиночку". Но дело вовсе не в квалификации специалиста: у консультанта по информационным технологиям она, по умолчанию, должна быть очень высокой. Просто этот сектор консалтингового рынка еще не сформировался.
"Синие воротнички"
Во-первых, это сисадмины - приходящие няни. То есть специалисты, работающие в некомпьютерных компаниях несколько часов в неделю. Как правило, небольшим фирмам (небольшим - по количеству компьютеров, разумеется) нет смысла содержать "на полный рабочий день" квалифицированного специалиста. С ежедневными функциями может отлично справляться и менее сведущий человек. А приходящий системный администратор один-два раза в неделю решает более серьезные задачи.
Во-вторых, это инженеры по техническому обслуживанию. С ними также все более или менее понятно: ремонт - замена - профилактика - апгрейд. Их деятельность почти приравнивается к работе советских телевизионных мастеров (ах, какие были люди!) или специалистов по ремонту холодильников.
И приходящие сисадмины, и сервис-инженеры также чаще всего имеют некое постоянное место работы. Это может быть все что угодно: от специализированной фирмы до НИИ. К своему свободному творчеству они зачастую относятся как к "халтурке", то есть возможности хорошо заработать в свободное время. При этом дополнительный заработок может превышать основную зарплату.
"Богема"
К этой категории относятся специалисты по компьютерной графике во всех их проявлениях: художники-дизайнеры, спецы по трехмерной графике и анимации, дизайнеры интерьеров и т. д. К их услугам прибегают как конечные заказчики, так и представляющие этих самых заказчиков рекламные агентства. "Раскрученные" компьютерные художники, пожалуй, самая своеобразная категория работников компьютерного рынка. А своеобразие их в том, что заказы на работу для них могут искать несколько посредников - рекламных агентств. И еще: это единственная категория свободных тружеников, подбор которых заказывается в компьютерном кадровом агентстве. Никого больше не заказывают.
"Черные воротнички"
В эту малопривлекательную группу попадают всевозможные агенты и распространители ПО. Достаточно открыть любую газету типа "Работа для всех", чтобы встретить два десятка объявлений о вакансиях для "людей, знакомых с компьютером". А что делать: низкие заработки, сомнительные перспективы и, как следствие, - огромная текучка.
Особой активностью отличаются распространители информационно-правовых систем. Их многочисленные телефонные звонки способны утомить кого угодно. Интересно, почему распространители таких программных продуктов у многих людей ассоциируются с продавцами "Гербалайфа"?
Стоит или не стоит отправляться в свободный полет? Вопрос нелогичный, так как, по нашему рекрутерскому убеждению, это не совсем самостоятельное решение. Обстоятельства толкают. Или, точнее говоря, плохая спланированность собственной карьеры. Если специалист сознательно отказывается от услуг работодателя, который стал обузой и пожирателем доходов - это прекрасно! Такого можно было бы пожелать многим! А вот остальным... Слишком часто об отсутствии постоянного места работы говорят как о временном явлении. Но, как известно, нет ничего более постоянного... Стоит сделать так, чтобы заработка на основном месте трудовой деятельности было достаточно, и вы могли не думать ни о каких халтурах. Стоит расти профессионально, а не бегать за сиюминутными кусочками!
Если кто не согласен, пишите по адресу: enter@osp.ru.
Выход из пике
Условно фрилансеров можно разделить на две большие категории: свободные художники "по состоянию души" и "по недоразумению". Причем первые сознательно выбирают такой способ существования, а вторые - просто в силу сложившихся обстоятельств.
Так или иначе, "свободный полет" явление временное. Практически единственная проблема, с которой такие специалисты сталкиваются - это поиск заказчиков. А вот если их нет, возникает вопрос: как объяснить отсутствие постоянного места работы новому начальнику?
Как не выглядеть "летуном"
Работодатель обычно боится двух вещей: того, что новый работник окажется недостаточно квалифицированным, и того, что хороший работник окажется "летуном" и быстро уйдет. Причем трудно предположить, что хуже.
Название предыдущего места работы уже является для работодателя своеобразной рекомендацией. А как быть, если нет постоянной работы?
Неплохой выход - описать ваш опыт в отдельной графе CV. Обычно она называется "Работа по договорам". Перечень ваших заказчиков, среди которых есть известные фирмы, даст положительный эффект.
Тяжелый характер и как с ним бороться
Среди описываемых в резюме причин, которые вынуждают работника искать новое место, "плохой характер" не встречается. В общем-то это логично. Тем не менее многих специалистов состояние поиска работы нервирует, и как результат - ввергает в мрачное расположение духа. Причем ситуация осложняется, если хорошее предложение долго не находится. Все это было бы не страшно, если бы не необходимость понравиться работодателю. Вопрос в том, поймет ли потенциальный начальник, что ваша хандра временна? Оцените, что для вас важнее в данный момент: остаться самим собой и сразу "расставить все точки над i", или понравиться работодателю. Для многих (если не для большинства) начальников психологический климат в коллективе дороже квалификации отдельного сотрудника. Постарайтесь на время поиска работы вспомнить о том, что свой характер вы, при желании, сможете показать и позднее...
психолог-консультант кадрового агентства Enter