По каждому региону проводится случайная выборка респондентов от 16 лет и старше в соответствии с пропорциональными квотами по возрастным категориям. В последний раз общий объем выборки составил 2073 респондента, представляющих более 114 млн. российских граждан. Ошибка выборки находится в пределах 2-3%. Среди множества вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о наличии компьютера в домашнем хозяйстве. Тип компьютера не уточнялся, участники опроса могли отнести к этой категории не только современные ПК, но и разного рода игровые компьютеры и даже игровые приставки. Тем не менее, на наш взгляд, полученные данные могут заинтересовать многие компании, деятельность которых ориентирована на российский рынок домашних ПК.

Оценка объема рынка домашних ПК

На вопрос о наличии компьютера в домашнем хозяйстве положительно ответили 6% респондентов. Это означает, что в личном пользовании граждан России имеется примерно 7,4 млн. компьютеров.

Владельцы домашних компьютеров

Среди различных социальных групп наиболее активно приобретают домашние компьютеры руководители компаний (23%), бизнесмены (18%), студенты и учащиеся (16%), служащие с высшим образованием (15%) и служащие со средним образованием (9%).

Эти категории составляют в сумме 35% взрослого населения России от 16 лет и старше.

Граждане перечисленных социальных категорий охватывают 76% общего объема рынка домашних компьютеров.

Основные социально-демографические характеристики указанных социальных категорий приведены в таблице.

Социальная категория Доля в общей численности населения от 16 лет и старше Средний возраст Средний месячный доход на члена домохозяйства (в рублях) Образование
Бизнесмен 5% 36 1639 Высшее (56%)
Средн. спец. (35%)
Руководитель компании 4% 44 1462 Высшее (78%)
Средн. спец. (19%)
Служащий с высшим образованием 8% 42 958 Высшее (100%)
Служащий со средним образованием 11% 38 567 Среднее (23%)
Средн. спец. (72%)
Студент, учащийся 7% 19 671 Начальное (24%)
Среднее (45%)
Высшее (27%)

По возрастному признаку большинство владельцев домашних компьютеров делятся на две группы:

  • группа достаточно зрелых и опытных пользователей от 35 до 65 лет (50% всех владельцев)
  • группа молодых пользователей от 16 до 25 лет (25% всех владельцев).

Несколько меньшей популярностью пользуются домашние компьютеры среди людей в возрасте от 25 до 35 лет (18% общего объема) и у пожилых людей 65 лет и старше (7%).

Наибольший интерес к домашним компьютерам проявляют следующие возрастные группы:

  • 16-19 лет (12%)
  • 35-39 лет (10%)
  • 20-24 года (9%)

Большинство владельцев домашних компьютеров (65%) проживают в семьях, состоящих из 3-4 человек. Подавляющее большинство (86%) живут в собственной квартире. 67% являются жителями крупных городов с населением от 500 тыс. и более жителей.

Интересно сопоставить уровень дохода владельцев домашних компьютеров со средним уровнем дохода населения России. Минимальный уровень дохода, при котором члены семьи начинают задумываться о приобретении компьютера, составляет около 300 рублей ежемесячно на одного человека, что ниже среднего уровня по России. По достижении среднего уровня (около 400 рублей на человека) приобретение компьютера становится достаточно реальным, но напряженным для семейного бюджета.

Минимальный уровень дохода, при котором приобретение компьютера уже не является чем-то сверхъестественным, составляет около 600 рублей на человека. Наконец, благоприятный уровень дохода, который позволяет не только приобрести домашний компьютер, но и подобрать необходимую конфигурацию, марку и т. п., составляет примерно 1600 рублей на человека в месяц.

Распределение рынка компьютеров по территории России

Наиболее "компьютеризованное" население по числу домашних компьютеров на душу населения проживает в трех регионах России: в Москве (19%), на Северо-Западе (14%) и в Поволжье (11%). В остальных регионах этот уровень не превышает 7%. Самый низкий уровень обеспеченности домашними компьютерами наблюдается на Севере, в Восточной и Западной Сибири, а также в Волго-Вятском районе (не более 3%).

Из двенадцати основных регионов России 65% от общего объема рынка домашних компьютеров приходится на следующие четыре: Поволжье (20%); Москва (18%); Урал (16%); Северо-Запад (11%).

Более детально познакомиться с результатами исследования "Омнибус" можно, обратившись в Международный институт маркетинговых исследований и социальных исследований GfK MR.


Алексей Швеин - менеджер проекта Института маркетинговых и социальных исследований GfK MR. С ним можно связаться по телефону (095) 564-8646 или по электронной почте 7164.g23@g23.relkom.ru.