Что выйдет, когда информационная система реально начнет эксплуатироваться на предприятии или в банке, заранее, скорее всего, не сможет сказать никто. И если что-то не получится, то даже при полном возврате денег (что, кстати, бывает только в сказках) пользователь потеряет массу времени и сил, которые ему никто не компенсирует.

Как действовать, чтобы не ошибиться или хотя бы минимизировать вероятность ошибки? Вопрос этот непростой, и каждый покупатель решает его по-своему. Кто-то исследует и сопоставляет различные системы сам, кто-то советуется с более опытными знакомыми, а кто-то читает рекламу и рейтинги. В России вопросами рейтингования софтверных компаний и программных продуктов открыто занимаются очень немногие. Посмотрим, что делается этими энтузиастами.

Среди отечественных компаний, занимающихся составлением рейтингов, наибольшей известностью пользуется агентство маркетинговых исследований "Дейтор", которое из года в год публикует Тop100 компаний и персон, оказывающих наибольшее влияние на компьютерный рынок России. Методика подсчета очков (голосов), количество и названия номинаций раз от раза меняются, что говорит об определенном прогрессе в области методологии рейтингования, но в качестве базовой, исходной информации неизменно берутся результаты письменного перекрестного опроса (анкетирования) фирм. Эти результаты скорее свидетельствуют о солидности той или иной компании в глазах партнеров и конкурентов, нежели о ее реальной силе на рынке. Понятно, что такие критерии не всегда позволяют судить о распространенности программных продуктов, об их функциональных возможностях и эксплуатационных характеристиках. Похожий принцип положен и в основу другого популярного рейтинга - Top Profi.

Для анализа ситуации на узких отраслевых рынках (например, автоматизированных банковских, бухгалтерских или торговых систем) более эффективными оказываются методики рейтингования на базе откликов пользователей систем или результатов независимого тестирования программных продуктов.

Такие примеры есть. Экспертно-консультационная компания СПЛАН уже несколько лет составляет рейтинги популярности фирм - разработчиков автоматизированных банковских систем (АБС) на базе результатов анкетирования представителей банков, которое проводится и по рассылке, и на массовых мероприятиях (форумах разработчиков, специализированных выставках, семинарах и т. д.). Несомненно, СПЛАН делает очень важную и полезную работу, исследуя, как оценивают рынок АБС конечные пользователи. Однако следует обратить внимание на то, что ответ на вопросы анкеты - дело добровольное и далеко не все, а только активные банки заполняют анкеты, распространяемые "СПЛАН". Таким образом, выборка и соответствующие результаты представительны лишь для активной части российских банков, а не для всего рынка.

Рынок автоматизированных бухгалтерских систем ежегодно анализируется компанией "БизнесПрограмСервис", которая проводит не рейтингование, а конкурс, определяя победителей и лауреатов в различных номинациях.

Локальные рейтинги время от времени составляются и для других направлений разработки программных продуктов для бизнеса (например, для справочных правовых систем). Одной из новинок жанра стал рейтинг перекрестных самооценок компаний-конкурентов в сфере банковских программных продуктов.

Видимо, полезны все перечисленные направления аналитических исследований российского софтверного бизнеса. Однако назрела необходимость и в комплексном изучении рынка программ для бизнеса, всесторонне учитывающем количественные и качественные изменения ситуации.

Можно предложить несколько вариантов такого анализа. Первый и, на мой взгляд, лучший способ - это анализ деятельности самих компаний. Причем анализ количественный. Крупные фирмы редко скрывают свои финансовые показатели. Более того, они часто их выставляют напоказ, демонстрируя "мускулы". Напротив, слабые и ненадежные фирмы прячут свои цифры, но и их можно с определенной долей достоверности определить экспертно. Существует ряд количественных показателей, объективно отражающих маркетинговую активность фирм-разработчиков.

Другой относительно приемлемый способ - сравнительный анализ самих программных комплексов. Но я считаю, что в условиях неопределенности и риска, присущих переходной экономике, ставка на технические и функциональные характеристики информационных систем в отрыве от анализа самих компаний может быть не вполне оправданна.

Компания "Ламинфо" готова представить свой подход к решению проблем классификации систем и рейтингования фирм-разработчиков. Для накопления исходных данных наш коллектив использовал методику "мозаичного" сбора информации из различных источников, и в первую очередь информацию непосредственно от фирм - разработчиков программных продуктов для бизнеса. С этой целью были проведены десятки бесед и интервью с руководителями и ведущими специалистами компаний. Новые программные продукты изучались непосредственно на стендах практически всех московских тематических выставок. Понадобилось посетить более ста московских и выездных специализированных конференций, семинаров, круглых столов и т. д. Среди них такие крупные мероприятия, как "Форум разработчиков интегрированных автоматизированных банковских систем" (1997 год, АРБ), "Интеллектуальное предприятие" (1997 год, Cognitive Technologies), "Форум по пластиковым картам" (1998 год, АРБ). Важными источниками первичной информации стали материалы компьютерных и деловых еженедельников, а также специализированных, ведомственных и корпоративных изданий.

На завершающем этапе исследования было проведено анкетирование большинства российских компьютерных компаний для выявления ряда важнейших финансовых и организационных показателей рынка, определения приоритетных направлений развития программ для бизнеса. Многие компании положительно отнеслись к исследованию и предоставили интересные материалы для анализа. Для повышения объективности результатов исследования мы провели письменный опрос ряда ведущих российских экспертов.

Сейчас очевидна высокая степень диверсификации софтверного бизнеса и сложность однозначной классификации и оценки программных продуктов. Многие программные комплексы могут быть одновременно отнесены к разным классам. С другой стороны, есть немало компаний, активно развивающих сразу несколько направлений и добивающихся на них серьезных успехов. Это несколько затрудняет распределение компаний по номинациям и определение их места и роли на рынке. Тем не менее процесс рейтингования оказался все-таки достаточно формализуемым.

Работа близится к концу. Мы расскажем о полученных результатах на семинаре, посвященном подведению итогов исследования, который состоится 26 мая в Москве. В качестве генерального спонсора семинара выступает компания NCR, в последние годы активно развивающая деятельность на российском компьютерном рынке в банковско-финансовой сфере.

В качестве информационного спонсора исследования выступит издательский дом "Открытые системы". Те, кому не удастся принять участие в семинаре, смогут ознакомиться с представленными результатами в еженедельнике Computerworld Россия.


Игорь Аглицкий - директор компании "Ламинфо", образованной на базе коллектива лаборатории экономических проблем информатизации Института системного анализа РАН. С ним можно связаться по электронной почте laminfo@glasnet.ru