Однако результаты исследований показывают, что непрерывно идет процесс расслоения общества, в зависимости от отношения к информационным технологиям, на имущих и неимущих, знатоков и незнаек.

В последние годы дети в семьях с высоким уровнем доходов имеют возможность работать дома с компьютером, подключенным к Сети. Дети из семей со средним достатком получают доступ к компьютеру время от времени, а детям из бедных семей лишь изредка удается поглядеть на компьютер, но никто из них не имеет опыта работы с ним.

Сложность ситуации обусловлена не только отсутствием доступа. Далекие от информационных источников слои общества не чувствуют необходимости привнести цифровой инструментарий в свою жизнь. Подрастающему поколению, не имеющему достаточного количества денег, принадлежащему к черной расе или живущему в сельской местности, скорее всего, не удастся получить те навыки и тот уровень образования, который доступен богатым белым детям.

Возможно, в течение ближайших 20 лет данную ситуацию удастся изменить. Возможно, сетевые компьютеры будут стоить так же дешево, как тостеры, и появятся в каждой школе и в каждом доме. Но 20 лет - слишком большой срок, и как бы сегодняшнее неравенство не обошлось дорого.

Существующая система образования вряд ли в состоянии решить этот вопрос. Если в школе установить 5-10 компьютеров на 1200 учащихся, каждый из них сможет работать на компьютере в течение 15 минут в неделю. Кого винить в том, что школы так далеки от компьютерного сообщества?

Общественные и коммерческие организации должны задуматься о судьбе нового поколения. В конце концов, компьютерное неравенство не только социальная или этическая проблема, оно самым непосредственным образом отражается и на вопросах бизнеса.

Каждая корпорация обязана проявить милосердие и предоставить малообеспеченным детям возможность осваивать информационные технологии. Примером подобной инициативы является программа 2B1 (www.2b1.org), которая должна познакомить с Internet каждого пятилетнего малыша.

Я считаю, что предпринимателям следует придерживаться трех основных направлений.

Грамотные специалисты воспитываются в грамотной семье. Простейший способ достижения этой цели - установка компьютера в каждом доме, и компании должны взять это на себя. Общий уровень образования можно повысить только за счет расширения кругозора и повышения квалификации каждого отдельного работника. А домашние компьютеры сразу оккупируются детьми, которые в свою очередь обучают родителей. Тем самым снижаются общие расходы на обучение.

Второе направление - финансирование общественных компьютерных центров. Существование таких центров - единственная возможность поработать на ПК тем детям и взрослым, которые не могут его приобрести. Но даже если какая-то организация предоставляет компьютерному центру необходимое оборудование, вопросы технической поддержки и создания необходимой инфраструктуры все равно остаются нерешенными. А ведь налаживание нужных коммуникаций и оплата соответствующих услуг принесли бы центру гораздо больше пользы, чем разовый демонстративный подарок.

Необходимо предоставить специалистам больше времени, которое они могли бы тратить на благо общества. Профессионалы, как правило, сильно загружены, и их время ценится очень дорого. Но их опыт крайне нужен другим людям. Позвольте наиболее подготовленным специалистам отдавать обществу частичку себя. Их консультации просто необходимы учителям в школах и инструкторам общественных компьютерных центров. Да и дети, которые только начинают знакомиться с корпоративной культурой, нуждаются в наставниках.


Тэпскотт является председателем Alliance for Converging Technologies, который борется за более широкое распространение информационных технологий. Его перу принадлежит шесть книг, в том числе бестселлеры Paradigm Shift ("Смещение акцентов") и The Digital Economy ("Цифровая экономика"). Последняя изданная им книга называется Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation - "Развитие цифровых технологий: сетевое направление" (McGraw Hill, 1998).