За термином "программные услуги" (serveware) скрывается нечто большее, чем просто очередное модное словечко. Будущее бизнеса в World Wide Web во многом будет определяться результатами слияния программного обеспечения и услуг в единые интерактивные службы, которые найдут себе применение в банковской деятельности, торговле, в сферах образования и здравоохранения. Между программным обеспечением и услугами всегда существовали принципиальные различия. В связи с этим возникает вопрос: какой компонент будет играть главенствующую роль в объединенном бизнесе программных услуг?

Начнем, как обычно, с базиса - с оценки экономической эффективности.

Существует два основных типа услуг. В областях, требующих активного участия человека (консультациях по информационным технологиям, юридических услугах, парикмахерском деле), рост объема работ подразумевает увеличение количества работников. В этом случае относительный рост прибыли при расширении числа решаемых задач крайне мал или даже выражается отрицательным числом. Не случайно услуги крупнейших консультационных компьютерных фирм (IBM, EDS и Andersen Consulting) оцениваются так дорого. Не столь крупные компании предлагают, как правило, более дешевые услуги. Это приводит к тому, что сфера их деятельности ограничивается довольно узкими рамками, ведь конкурировать с мощными корпорациями они не в состоянии.

Предоставление услуг, требующих наличия развитой инфраструктуры (например, авиаперевозки, области финансов и телекоммуникаций), при увеличении объема работ позволяет получить больший процент прибыли, но конкуренция здесь очень велика. К различным товарам и услугам мы обычно относимся, мягко говоря, неодинаково, но объясните мне, в чем принципиальная разница между, скажем, торговлей акциями и продажей билета на самолет?

Серьезные колебания цен при продаже большинства товаров наблюдаются крайне редко. На рынке же программного обеспечения действуют совершенно другие законы. В отличие от областей, требующих интенсивного участия человека, программный рынок позволяет расширять объемы продаж при крайне низких накладных расходах. Вне зависимости от того, сколько денег потрачено на создание первой копии программы, затраты на создание второй копии практически равны нулю. Поэтому средняя стоимость одной копии при увеличении числа продаж значительно снижается. Это дает возможность предоставлять крупным клиентам серьезные скидки.

В отличие от стоимости услуг, цена на программное обеспечение может варьироваться в очень широких пределах. Возможность практически неограниченного повышения эффективности при увеличении объемов продаж плюс зависимость клиентов от выбранного однажды поставщика - все это позволяет ответить на вопрос, почему концентрация капитала на рынке программных средств так велика. Не случайно здесь лидирует Microsoft. В программном бизнесе всегда было достаточно компаний, которым удавалось создать прекрасный продукт и выгодно его продать. Вспомните MVS, NetWare и Lotus 1-2-3.

Теперь перейдем к программным услугам. Станет ли Web развиваться по образу и подобию разобщенных рынков услуг, отличающихся высокой конкуренцией? Или в этой области будут преобладать монопольные структуры, напоминающие компании, которые занимаются производством программного обеспечения?

Ответ скорее всего следует искать в самом термине "программные услуги". Я думаю, что в конце концов мы получим некую "смесь" того и другого направления. Как и в сфере услуг, привлечение большого количества постоянных клиентов представляется очень сложной задачей. Назовите мне хоть одного владельца Web-узла, который имеет возможность сильно варьировать цены. Но как и в программном бизнесе, увеличение числа пользователей позволяет получать сверхприбыли. После того как Web-узел уже создан, расходы на дополнительных клиентов стремятся к нулю.

Все это позволяет сделать один простой вывод: бизнес программных услуг достаточно выгоден.

Независимо от рода предоставляемых вами услуг вы неизбежно столкнетесь с высокой конкуренцией. Но крупные компании получают значительное преимущество, таким образом, чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов преуспеть. Ознакомившись с принципами поставки программных услуг, вы поймете, что это дело - не сложнее любого другого.


Дэвид Мошелла - независимый консультант и ведущий постоянной колонки в еженедельнике Computerworld. Писать ему можно по адресу david_moschella@cw.com.