Они заинтересовали рассказами о клиентах, а также о собственной продукции. Основной темой бесед стали наиболее важные события, происшедшие в жизни компаний-респондентов за год, а также их чаяния, связанные с нынешним "Комтеком".
Прежде всего эта категория участников выставки рассчитывала встретить на "Комтеке '98" новых партнеров. В особенности - региональных. Впрочем, в этом нет ничего необычного: столичный рынок насыщается, конкурентная борьба здесь становится достаточно жесткой, а клиенты - разборчивыми, в то время как в регионах и работы хоть отбавляй, и конкуренция не такая жесткая, и клиенты постепенно обзаводятся деньгами.
Второе, что надеялись найти компании на "Комтеке", - это, конечно, потенциальных клиентов. Многие получили вполне обнадеживающие результаты. Так, например, по словам вице-президента корпорации "Галактика" Аревшада Вартаняна, за время выставки стенд его компании посетило около двух тысяч "серьезных людей". Судя по опыту предыдущих выставок, в среднем каждый четвертый "солидный" посетитель обращается впоследствии в корпорацию с намерением приобрести какой-либо ее продукт. Очень оптимистично оценил итоги участия в "Комтеке" и Детлеф Леманн, директор по маркетингу представительства SAP в странах СНГ.
Тем не менее представители компаний были весьма сдержанны в прогнозах, когда речь шла о прямой отдаче от участия в выставке. Так, и директор "1С" Борис Нуралиев, и генеральный директор ИСТ Алексей Харитонов, и возглавляющая группу по связям с общественностью в компании "Парус" Наталья Родионова - отметили, с одной стороны, перспективность "Комтека" в плане поиска партнеров (прежде всего региональных), а с другой - подчеркнули, что не ждут от него особой финансовой отдачи. Если говорить о причинах, то, в частности, речь шла о недостатках предшествовавшей выставке рекламной кампании и не очень логичном для "простых" посетителей размещении участников по павильонам.
Как бы там ни было, "Комтек" есть "Комтек": практически все фирмы готовились в нынешней выставке едва ли не с момента окончания выставки прошлогодней. Каковы же результаты?
Мария Макарова, менеджер по маркетингу компании "Весть", считает главным достижением своей фирмы выработку новой стратегии партнерства. В течение последних полутора лет "Весть" сформировала небольшую дилерскую сеть из примерно десятка региональных компаний. Благодаря новой стратегии предполагается на порядок увеличить сеть партнеров. Причины пересмотра стратегии кроются в изменениях, произошедших в структуре рынка: количество заказчиков возросло (особенно в регионах), и "Весть" решила сосредоточиться не столько на проектах (хотя, безусловно, эта сфера деятельности будет продолжать развиваться в Москве), сколько на поставке своих программных решений, внедрением которых займутся компании-партнеры. Конкурент "Вести" - компания "Метатехнология" также сообщила о появлении ряда новых дилеров в регионах. Кроме того, речь шла о расширении спектра применяемых программных средств. По словам исполнительного директора компании Михаила Ферапонтова, к ним добавилась система ARIS Toolset компании IDS Prof. Scheer - интегрированная среда для проведения предпроектной подготовки предприятия заказчика.
В рамках выставки состоялось очень важное событие: компании "Парус" и "Галактика" объявили о полном слиянии (см. отдельную статью в предыдущем номере). Что касается событий за прошедший год, то их в жизни обеих компаний было достаточно. Вартанян особо отметил появление ряда новых местных представительств "Галактики", проведение многочисленных турне по регионам и резкое (более чем в три раза) увеличение оборота продаж через дилеров (в основном региональных). Кроме того, более чем в два раза возросла численность персонала компании: сильно "разрослись" отделы, занимающиеся оказанием услуг. Да и сами услуги заняли очень важное место в бизнесе компании - их доля в обороте превысила 60%. Главным событием в технологическом плане стало появление версии системы "Галактика" для СУБД Oracle, бета-версии для Microsoft SQL Server, а также разработки новых модулей. Родионова из компании "Парус" отметила создание новой версии системы - "Парус-Корпорация" 5.2 - и появление в ней ряда новых функциональных модулей. Основная работа компании в течение последнего года велась вокруг корпоративных проектов на предприятиях различных отраслей.
Много событий произошло и в жизни других компаний. "Интеллект-Сервис" за прошедший год выпустила две новых программы - "БЭСТ-Маркетинг" и "БЭСТ-Виртуоз". Как рассказала менеджер отдела маркетинга компании Наталья Соболева, первая из программ предназначена для проведения маркетинговых исследований малыми и средними фирмами и ориентирована на рынки с большим числом конкурентов. Вторая представляет собой поставляемую по заказу систему управления предприятиями. В ней, в отличие от другого ПО компании, акцент сделан на управлении предприятием, планировании и различных видах анализа деятельности предприятия. Новостью также стал переход в продуктах "Интеллект-Сервис" к архитектуре клиент-сервер.
Руководители компании ИСТ, делающей бизнес в том числе и на разработке программ для сектора торговли, сообщили, что для их фирмы последний год отмечен переориентацией с продажи только "коробочного" ПО на поставку комплексных программно-аппаратных решений - ПО вместе с торговым оборудованием. Это вызвано тем, что в последнее время рынок торговых систем оставался стабильным, если говорить о числе клиентов, которые, однако, стали куда крупнее, а значит, и потребности их выросли.
Новые информационно-правовые системы, а также версии раннее выпущенных продуктов появились у "Гаранта" - это программы "Гарант-Максимум" 4.3 и "Гарант-Инфарм". Последняя объединяет в себе БД по правовым вопросам в области медицины и справочник по медикаментам, их производителям и поставщикам. Кроме того, совместно с производителями бухгалтерских программ разработаны интегрированные продукты, содержащие в одной "коробке" и правовое, и бухгалтерское ПО.
Для "1С" прошедший год оказался удачным как в отношении выпуска новых продуктов, так и в плане развития бизнеса. Появились новые версии ПО "1С-Бухгалтерия" 7.5, "1С-Предприятие" 7.5. Общий годовой объем продаж возрос с 8,5 млн. долл. в 1996 году до 14,2 млн. долл. в 1997 году.
Бухгалтерское ПО для небольших фирм - "Универсальную бухгалтерию Кирилла и Мефодия" - выпустил и R-Style. И все же, по словам начальника отдела маркетинга R-Style Software Lab. Александра Ничипоренко, основные новости в области разработки экономического ПО связаны с банковскими программами - версиями системы RS-Bank 4.3 (учтены новые банковские нормативы) и 5.0 (в корне изменена архитектура системы, появилась поддержка Unix-систем).
Руководитель проектов российского представительства SAS Institute Павел Котов в числе главных событий прошедшего года назвал расширение бизнеса, увеличение числа клиентов, рост численности персонала (в первую очередь сотрудников технических отделов). На стенде компании демонстрировались различные продукты, однако акцент был сделан на решениях в области интеграции хранилищ данных с Web и системах извлечения данных.
Успешным прошедший год оказался для компании SAP. По словам Леманна, в прошедшем году оборот в России и странах СНГ возрос на 101%. С начала нынешнего года наблюдается увеличение оборота компании в России на 114% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число заказчиков в России и СНГ возросло до 96 (из них 37 - так называемые продуктивные клиенты, использующие системы SAP в повседневной практике), число инсталляций достигло 108. В последнее время компания значительно активизировала деятельность, связанную с проведением отраслевых семинаров. Леманн отметил высокий интерес к решениям SAP со стороны солидных российских клиентов.
Как видим, за "двойным дном" решались многие вопросы, на многие месяцы определившие развитие отечественного рынка ПО для предприятий.