Среди собравшихся - немало мечтателей, у каждого из которых свои собственные планы. Конечной целью заседания является определение основных мероприятий, которые могли бы заинтересовать сотни тысяч человек, ежегодно посещающих выставку, и побудить их прийти туда вновь.

Основные направления кажутся очевидными - электронная торговля, push-технологии, беспроводная связь. Но ведь будущее не ограничивается только ими? Существует ли какая-нибудь универсальная методология прогнозирования?

Нет ничего проще, чем рассуждать о том, что произойдет через десять лет, ведь вряд ли по прошествии такого срока кто-то вспомнит о ваших предсказаниях. Но боже упаси давать прогнозы на ближайшие три года. Эти события уже маячат на горизонте, и тот, кто не угадает, может поплатиться за свою смелость.

Несколько лет назад ряд специалистов попытались предсказать будущее банковских технологий. Для того чтобы их мысли были более свободными и раскованными, коллеги предложили совершить небольшой экскурс в конец прошлого столетия и изучить опыт предсказателей прошлых поколений. Каково же было всеобщее удивление, когда выяснилось, что многие из прогнозов той поры сбылись!

В записках мечтателей XIX столетия не раз упоминалось о волшебном "угольке", который, будучи помещенным в печь, может гореть целую вечность. Это описание сразу ассоциируется с ядерным топливом. Далее речь шла о "летающих колясках", которых, подобно лошадям, привязывают недалеко от дома. Не правда ли, очень напоминает стоянку автомобилей рядом с офисом? Почти во всех случаях предсказания фантастов в той или иной степени нашли воплощение в современных технологиях.

Сегодня много внимания уделяется домашнему интерьеру будущего. Сейчас, по данным Yankee Group, в США насчитывается 57 млн. человек, работающих дома. Около 7 млн. бизнесменов тратят на профессиональное оборудование своего жилища в совокупности 11 млн. долл. в год. Персональными компьютерами дома ежедневно пользуются 16 млн. американских семей. Еще в 32 млн. семей работают на них от случая к случаю. За неделю к Internet обращаются почти 25 млн. человек, и количество пользователей Сети постоянно растет.

Производители выпускают все новые и новые виды бытовой электроники. Сейчас, например, в моду начинают входить проигрыватели дисков DVD. Поэтому рано или поздно люди откажутся от накопленных за долгие годы магнитных лент, кассет и компакт-дисков и, вооружившись кредитной картой, отправятся в магазин за новыми технологиями. Благодаря широкому распространению сетей физические носители информации скоро вообще станут не нужны рядовому потребителю. Все, что ни потребуется, он сможет получить из Internet.

Мы знаем, что технологии бытовой электроники развиваются именно в этом направлении. Неясными остаются пока лишь конкретные сроки и детали.

Представьте себя на мгновение Ховардом Стринджером, президентом компании Sony Corporation of America. В вашем распоряжении находится вся мощь Sony: заводы, выпускающие высокотехнологичную продукцию, кинотеатры, кинокомпании и студии звукозаписи. Подписаны долгосрочные контракты с ведущими артистами. В ваших руках сосредоточены нити управления развитием бытовой электроники. Что же нужно cделать для того, чтобы закрепиться на вершине? Какие формы должны принять устройства, подключаемые к информационным сетям, и какие задачи будут на них возложены?

Сегодня в исследовательских центрах идет напряженная работа по совершенствованию шлюзов IP-телефонии и анализаторов трафика. Модифицируется протокол TCP/IP. По большому счету конечной целью всех этих изысканий должен стать приход современных технологий в каждый дом.

Рано или поздно весь мир превратится в одну Большую Сеть. Насколько большую? Уже сегодня из 250 млн. американцев 85 млн. имеют адреса электронной почты. Мы с маниакальным упорством строчим электронные письма по поводу и без повода. Двадцать лет назад, по данным Yankee Group, в год отправлялось около 100 млн. электронных сообщений. Это составляло менее 0,1% от 135 млрд. обычных писем. Тогда мы рискнули предположить, что к концу 80-х годов объемы электронной и обычной корреспонденции сравняются. В то время подобный прогноз был чрезвычайно смелым, однако уже в прошлом году на 185 млрд. электронных писем приходилось 184 млрд. обычных.

А теперь представьте, что 85 млн. пользователей не только имеют адреса электронной почты, но и вкладывают в свои письма файлы, причем этих файлов становится все больше и больше. Далее. Вообразите, что к Большой Сети подключаются не только компьютеры, но и все бытовые устройства, находящиеся в доме. К примеру, проснувшись утром, вы встаете на весы, которые одновременно посылают команду на кухню (поставить кофе, выключить холодильник) и сообщение с информацией о вашем весе в поликлинику. А если вы член клуба Mariah Carey Internet Fan Club, самая модная музыка автоматически начинает звучать на вашей домашней компьютерной стереосистеме и в автомобиле.

Мы привыкли считать сети большими, если они объединяли сначала 1 тыс., а затем 10 тыс. пользователей. Сегодня речь идет уже о сетях, в которых работают миллиарды пользователей. Сетевые технологии часто применяются для организации переговоров между обладателями двух клиентских компьютеров. Вскоре у каждого из нас будет четыре-пять беспроводных устройств и, наверное, еще больше оборудования, подключаемого к сети с помощью проводов. Потребуются схемы адресации на два порядка более мощные по сравнению с существующими сегодня.

Главной персоной 2008 года станет Администратор глобальных имен и адресов. Он будет предметом всеобщего поклонения, и пользователи почтут за честь поцеловать его виртуальную руку.


Ховард Андерсон - основатель и президент консультационной компании Yankee Group. Его с трудом сдерживаемый скептицизм порой переходит в цинизм, поэтому Андерсон вынужден постоянно бороться с собой. Связаться с ним можно по адресу handerson@yankeegroup.com.