К "отверточной" сборке оборудования NEC завод приступил еще в 1994 году. В течение четырех лет постоянно увеличивалась номенклатура комплектующих, производимых непосредственно в Черноголовке. С апреля началось производство плат (микросхемы по-прежнему импортируются), что и позволило говорить о полностью самостоятельном производстве современного оборудования связи. В настоящее время ЭЗАН поставляет цифровые мультиплексоры (PDH и SDH), оптические конвертеры и кроссы, другое оборудование, и готовится выпускать SDH-мультиплексоры уровня STM-16 (2,5 Гбит/с). В этом году завод планирует продать оборудования связи на 10-12 млн. долл., что составит 50% общего дохода предприятия.

К 2000 году намечено достичь уровня в 40-50 млн. долл., при этом суммарная емкость российского рынка связи, по оценкам экспертов, будет равна 200 млн. долл.

Итак, наладить современное производство телекоммуникационного оборудования можно. Но что для этого необходимо? Судя по опыту ЭЗАН, совсем немного. Во-первых, надо обладать высокотехнологичным - по советским меркам - производством. В ЭЗАН, экспериментальном заводе Академии наук, высокотехнологичное советское производство базировалось на импортном оборудовании - станках с ЧПУ фирм Boley, Maho и Perrin, лазер-прессе Trumpf, термопластавтоматах Engel, линии гальванического покрытия Schering и т. п. С 1994 года завод усиленно оснащался производственными линиями NEC.

Во-вторых, надо заручиться поддержкой Госкомсвязи или "Ростелекома", а также какого-нибудь крупного регионального оператора. Без их благосклонности и заказов почти нереально выполнить следующее условие - заинтересовать крупного производителя (NEC, Alcatel, Siemens, Samsung, Ericsson и т. п.). Следующий этап - поиск зарубежного инвестора; при работе с японским производителем на эту роль лучше всего подойдет финансово-промышленная группа Sumitomo.

Обязательным условием является также наличие высокообразованного технического персонала, лучше всего с учеными степенями и званиями, и мыслящего, активного и свободного от штампов руководства. Люди, стоящие во главе предприятия, должны уметь оценивать рыночные перспективы своей продукции, не теряясь при первых неудачах. Например, на заводе ЭЗАН в сначале 90-х годов пытались выйти из кризиса, приспосабливая ранее выпускавшиеся высокоточные научные приборы к нуждам медицины и экологии. В частности, был создан прибор для измерения степени загрязненности окружающей среды диоксинами. Он ничем не уступал западным устройствам, но стоил вдвое дешевле. Однако ни этот прибор, ни другие продукты для медицины и экологии не нашли сбыта. В процессе дальнейшего поиска одним из направлений деятельности было выбрано производство телекоммуникационного оборудования.

И здесь пришел успех. За последние три года ЭЗАН поставил своим заказчикам (в первую очередь следует назвать "Ростелеком", ПТС и "Элкател") оборудование более чем на 15 млн. долл. Тем не менее настраиваться на дальнейшую легкую жизнь не стоит. Как сказал генеральный директор "Ростелекома" Олег Белов, ведущие мировые производители телекоммуникационного оборудования "будут бороться за то, чтобы следующий заказ [заводу ЭЗАН - Прим. ред.] не состоялся".


Европейский рынок услуг связи

По данным, приведенным на конференции Predicts 98+, организованной компанией Gartner Group, рынок телекоммуникационных услуг стран Центральной и Восточной Европы имеет огромный потенциал.

В этом регионе живет 417 млн. человек - не намного меньше, чем в Западной Европе с населением в 450 млн. человек. Тем не менее здесь используется всего 71 млн. телефонных линий при 208 млн. на Западе. Таким образом, по данным аналитика Dataquest Нади Гриффитс, в странах Центральной и Восточной Европы на каждые 100 человек приходится 17 телефонных линий, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет 46 линий. Однако тем, кто не прочь вложить в этот регион деньги, не стоит ожидать их скорого возврата.

По ее словам, в России рынок связи в настоящее время либерализован. В Болгарии государственный контроль за общедоступными телефонными сетями будет отменен после 2001 года, в Чехии - начиная с 2002 года, а в Венгрии, Польше и Словакии - с 2003 года.

Как отмечает Гриффитс, политическая и экономическая ситуация в различных странах по-разному влияет на рынок связи. В Венгрии и Польше экономика достаточно стабильна, в то же время такие страны, как Чехия и Болгария, подвержены экономическим кризисам, что может отрицательно сказаться на телекоммуникационных компаниях.

"Современная политическая ситуация в России неблагоприятна для развития телекоммуникаций, - считает Гриффитс. - Ельцин неожиданно распустил кабинет министров, и сегодня никто не может с уверенностью сказать, что будет завтра. Это ставит под угрозу планы иностранных инвесторов.

Современная политическая ситуация затрагивает все сферы бизнеса, включая телекоммуникации. После финансового кризиса в Азии у инвесторов сложилось настороженное отношение к несформировавшимся рынкам".

Нежелание вкладывать деньги в российский рынок услуг связи усиливается тем обстоятельством, что не все инвестиции идут на его развитие. Всего 5% денег, полученных от продажи части акций государственной компании "Связьинвест", пошли на инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру. Остальные средства были отправлены в федеральный бюджет.

Операторы сетей связи стран Западной Европы и региональные телефонные компании США вкладывают большие деньги в развитие рынка телекоммуникаций Центральной и Восточной Европы. По словам Гриффитс, все основные телекоммуникационные альянсы также заинтересованы в участии на этом рынке. "Они либо заключают дистрибьюторские соглашения с местными операторами, либо образуют альянсы с другими компаниями", - сказала она.

- Джанет Борзо,
Служба новостей IDG, Париж