Петер Носек: "Два года спустя я увидел те же картины, встретил старых друзей, тех же людей, с которыми работал"
Два года назад, когда Петер Носек работал менеджером компании Gupta по Восточной Европе, в России был отмечен пик интереса к продуктам этой фирмы. Затем Носек на некоторое время покинул компанию. Вернувшись в фирму, уже переименованную в Centura Software, он вновь занял пост менеджера по Восточной Европе. Во время первого визита в Россию после двухлетнего перерыва Петер Носек вместе с Булатом Гайфуллиным, исполнительным директором ведущего российского партнера Сеntura компании "Интерфейс Ltd.", встретились с корреспондентом Computerworld Россия Ольгой Макаровой.

Петер, вы курировали деятельность Gupta в Восточной Европе два года назад. Потом - ушли из компании. Потом - вернулись. Почему?

Петер Носек (ПН): Я ушел из Gupta около двух лет назад, когда руководство компании решило не проявлять активности на российском и восточноевропейском рынках. А в октябре прошлого года, приехав в Мюнхен в качестве гостя на конференцию пользователей SQLBase, я встретился со Скоттом Брумфилдом, который к тому времени около двух недель занимал пост главы Gupta. Его идеи меня заинтересовали. Во-первых, компания возвращается к своим корням, к тому бизнесу, которым она занималась изначально, - Gupta была одной из первых фирм, разрабатывающих клиент-серверные решения. Однако около трех лет назад компанию попытались переориентировать на разработку приложений среднего уровня.

Новое руководство проанализировало ситуацию и приняло решение сохранить профильную ориентацию. Это основная причина, по которой я согласился вернуться в компанию и возглавить операции в Восточной Европе. Кроме того, когда новые, американские менеджеры пришли в германский офис Centura и обнаружили, что операции в Европе ведутся куда более успешно, чем в США, они вознамерились развить опыт европейского офиса на другие филиалы. Такой подход резко отличается от традиционной тактики работы американских менеджеров за рубежом.

Какие изменения на российском компьютерном рынке произошли за время вашего отсутствия?

ПН: У меня не было достаточно времени для наблюдений и выводов, но я заметил, что отношение к использованию программного обеспечения в России изменилось. Профессионалы осознали, что нельзя просто взять программу, разработанную в США и для США, или в Англии и для Англии, привезти ее в Россию и с ней работать. Они поняли, что надо использовать собственные приложения, собственное программное обеспечение. Или, по меньшей мере, приспособить заграничное ПО к российским условиям.

Как известно, прежде чем использовать чьи-либо продукты в секретных приложениях, Министерство обороны требует предоставить ему исходные коды. Вы собираетесь это делать?

ПН: Я думаю, вы слишком рано задаете этот вопрос. Для начала мы прошли сертификацию. Что касается исходных кодов, мы очень редко предоставляем их кому-либо.

Вы этого никогда не делаете?

ПН: Исходные тексты получают некоторые крупные заказчики. Есть два пути их предоставления. Первый: партнер или заказчик получает их и держит в сейфе, а в случае возникновения проблем (кто знает, что может случиться) он получает доступ к исходному коду и может работать с приложением независимо от изменений в Centura.

Второй: компания-заказчик может получить исходный код для своего внутреннего использования. Это сложная юридическая процедура, которая требует всестороннего обсуждения. Переговоры по этому вопросу с представителями Министерства обороны пока не велись.

А что вы можете сказать о работе над системой "ГАС-Выборы"?

ПН: Использование продуктов Centura в подобного рода приложениях связано с тем, что наше программное обеспечение практически не требует постоянной поддержки и администрирования. Это одно из его преимуществ.

Другой немаловажный фактор - разработанная нами технология работы с приложениями. Речь идет о создании выборки, о процедуре отбора небольших порций данных из большой базы и сведения их вместе, пока не появляется возможность провести полный анализ. Мы поддерживаем технологию репликации данных вплоть до верхнего уровня.

Ваш визит в Россию, наверное, принес новые идеи относительно работы?

ПН: У меня, безусловно, есть некоторые идеи. Но окончательной концепции еще нет. Мне нужно обдумать то, что я увидел. И затем обсудить эти вопросы с российскими партнерами Centura.

Думаю, что мы будем поддерживать сферу образования. Образовательные учреждения в финансовом плане не очень стабильны. Поэтому нам надо найти способ, позволяющий им с выгодой использовать наше программное обеспечение.

Кроме того, следует воплотить программы, способствующие разработке российских приложений. Как я уже сказал, это крайне необходимо для пользователей. Может быть, мы будем поддерживать компании, способные разработать приложения для небольших экономических структур, поскольку именно малым фирмам лучше всего подходит наше ПО. Я имею в виду компании со штатом сотрудников от 5 до 20. В этой области планируется развернуть мощное продвижение нашего продукта.

Булат Гайфуллин (БГ): Россия в настоящее время переживает третью волну интереса к решениям Centura. Первая была три-четыре года назад, когда Петер "нагнетал" интерес к этим продуктам. Года полтора назад прошло сообщение, что в России около 5 тыс. организаций используют продукты Centura, из них около тысячи приобрели их легально. Это свидетельствует о колоссальном успехе. Однако многие попробовали работать - и не получилось.

Почему?

БГ: Потому что, работая с SQLBase, нельзя продолжать писать приложения в стиле Clipper или FoxPro. Клиент-серверным технологиям нужно обучаться. Нужно уметь проектировать базу данных. Нужна работа целого коллектива. Сегодня одиночка не может создать работоспособное приложение.

Вторая же волна была связана с тем, что часть разработчиков все-таки остались на платформе Centura. Началось тиражирование созданных ими приложений. Например, процессинговая система UnionCard была написана на SQLWindows. С этой платформой работает фирма "Програмбанк". Есть небольшие компании, действующие на узких вертикальных рынках и предлагающие интересные решения. "Мегатек" создала приложение для туристических компаний. Можно привести много примеров тиражируемых приложений, сделанных российскими разработчиками на решениях Centura. И третья волна связана с постепенным возращением разработчиков к SQLBase.