Комментарий: средний цикл жизни персонального компьютера сократился. Появление более быстрых процессоров и стремительное снижение цен вынуждают считать устаревшими компьютеры, приобретенные всего полгода назад.
Об этом и поговорим.
Пользователи добиваются снижения стоимости владения. Производители в ответ выпускают более быстрые процессоры.
Пользователи хотят иметь стабильные системы. Производители предлагают им все более сложное аппаратное и программное обеспечение.
Пользователям необходима техническая поддержка. Производители производят более дешевое аппаратное обеспечение.
Разговор глухого с глухим. В чем же дело?
Время не сделает ПК проще. Они неизбежно становятся все сложнее, ненадежнее и мощнее. Компьютерная отрасль все больше смахивает на продавцов, пытающихся всучить "Феррари" покупателям, которым нужна "Тойота-Королла". И каждый год производители убеждают нас, что нам просто необходима новая модель. Полное безумие.
Производители ПК знают, как продавать скорость и стоимость. Но диски большего объема и пакеты офисных приложений, занимающие по 300 Мбайт, - это последнее, что может потребоваться людям, которые зависят от организаций, оказывающих поддержку информационных систем. Вспомните, сколько раз в неделю у вас обычно "падает" Windows 95. Не удивительно, что за последнее время в число программных продуктов, пользующихся наибольшим спросом, попали пакеты, способные исправлять ошибки, вызванные другим ПО. Как вы думаете, ваша мама может сама установить и использовать Lotus Notes, если вы хотя бы день не посидите рядом с ней, подробно объясняя, что, как, зачем и почему? Теперь понятно, почему оборот компаний, предлагающих услуги по компьютерному обучению, составляет 3 млрд. долл.
Не поймите меня превратно: мне нравятся персональные компьютеры. Свой первый ПК я купил еще в 1984 году и с большим удовольствием вожусь с ним в свободное время. Но, как и у большинства людей, у меня есть работа, а вот реальная ценность того монстра, который стоит на рабочем столе у меня в офисе, весьма сомнительна.
Системный администратор Computerworld не так давно потратил несколько десятков часов, чтобы поменять в моем ноутбуке процессор с тактовой частотой 166 МГц на процессор с тактовой частотой 233 МГц. После чего в субботу мне пришлось самому устанавливать программное обеспечение и приводить все в порядок.
И что в результате? У меня появился новый ПК известной марки - не намного быстрее старого. Это прекрасная система, но могу ли я с ее помощью работать эффективнее? Нет.
Кроме того, каждые две недели, а то и чаще, я укладываю свой компьютер (а весит он, между прочим, килограммов пять с половиной) в портфель и везу его в аэропорт. Следующие несколько дней мне приходится таскать эту тяжесть с собой просто потому, что только так я могу послать электронную почту. Это уже чересчур. Грядущие поколения будут поражаться нашей глупости, пытаясь понять, зачем нам это нужно. А ведь действительно, чего ради мы так мучаемся?
Именно этому посвящен наш обзор. Персональный компьютер - одно из величайших изобретений за последние двадцать лет, но он плохо вписывается в сложные, интегрированные информационные системы, которые многие корпорации пытаются сейчас создавать.
Появление сетевых компьютеров стало началом конца ПК. Шумиха, связанная с пришествием этих устройств, поутихла, но недовольство пользователей, вызвавшее к жизни идею сетевых компьютеров, осталось. Производители ПК и софтверные компании запоздало пытаются откликнуться на запросы заказчиков, наделяя свои продукты управляющими возможностями. Первые попытки, как всегда, оказались разрозненными и неубедительными, что в общем-то вполне закономерно.
Я считаю, что рынок станет развиваться в двух существенно различающихся направлениях.
С одной стороны, компьютеры будут уменьшаться в размерах и становиться мобильнее. Подтверждение тому - поразительная популярность PalmPilot компании 3Com и кучи устройств с Windows CE, которые сейчас заполонили рынок. Они породят великое множество новых управленческих проблем - в частности, критически важные корпоративные данные окажутся разбросанными по компьютерам, которые легко можно забыть в кармане брюк, отданных в химчистку.
С другой стороны, сетевые компьютеры ожидает взлет. Нет, конечно, это будет не тот излюбленный терминал, каким себе его представляют пионеры этого рынка. Понятие "сетевой компьютер" объединит самые разнообразные устройства специального назначения, подключаемые к IP-сетям: телефоны, пейджеры, терминалы, информационные устройства и, конечно же, недорогие ПК. Эти машины никто не назовет сетевыми компьютерами, но они будут выполнять именно то, чего от них ожидают деловые пользователи и специалисты по информационным технологиям: предоставлять удобный доступ к информации, что позволяет работать производительнее.
Но наш обзор не только об этом.
Computerworld, США
ПК сопротивляются
Кевин БурденComputerworld, США
|
Тонкие клиенты, будь то сетевые компьютеры с Java или Windows, пользуются определенным спросом. Многих специалистов отделов информационных систем привлекает возможность организации централизованно управляемой сети, а также снижения затрат, упрощения администрирования и увеличения безопасности. Именно эти цели заставляют компании экспериментировать с "наитончайшими" клиентами, предлагая пользователям различные системы, ориентированные на их потребности.
Но пока будущее различных типов тонких клиентов окончательно не прояснится, пользователи остаются твердыми приверженцами полнофункциональных ПК. В результате опроса, проведенного Computerworld, выяснилось, что и рядовые пользователи, и специалисты по информационным системам, по крайней мере в ближайшие три года, не видят реальной альтернативы традиционным ПК. Лишь небольшая часть опрошенных собирается использовать сетевые компьютеры с Java, хотя, похоже, предпочтение в этом случае все же будет отдано терминалам с операционной системой Windows.
Только не тонкий клиент
На вопрос, почему компании не торопятся использовать тонкие клиенты, менеджеры корпоративных отделов ссылаются на неопределенность будущего этих устройств и утверждают, что демонстрируемые тонкими клиентами преимущества по сравнению с традиционными ПК пока не достаточно убедительны. Как отметил Уолтер Шульц, вице-президент по информационным системам компании General American Life Insurance, снижение общей стоимости владения еще год назад было достаточно серьезным стимулом для покупки тонких клиентов, но по мере сокращения цен на традиционные ПК этот аргумент теряет свою актуальность.
Таким образом, терминалы с Windows, кажется, перехватили инициативу у тонких клиентов. Как показал опрос, эти терминалы, по сути представляющие собой устройства для вывода результатов работы, выполняющейся на серверах с Windows NT, оказались популярнее всех остальных нетрадиционных устройств. По заявлениям пользователей, эти системы предлагают те же преимущества, что и такие тонкие клиенты, как NetPC и сетевые компьютеры, но при этом не обладают недостатками, которые присущи любой архитектуре, являющейся собственностью конкретной компании. Напомним, что участники опроса самой важной характеристикой тонкого клиента считают его надежность и резонно полагают невозможным для себя стать заложниками одной фирмы.
Преимущества для бизнеса
Несмотря на то что стоимость системы уже не воспринимается как весомый аргумент, Шульц считает, что тонкие клиенты - вещь отнюдь не бесполезная, хотя его компания пока не выбрала архитектуру тонкого клиента, удовлетворяющую всем ее требованиям. Однако, по его мнению, будущее тонких клиентов определит позиция Microsoft и в первую очередь ее деятельность, связанная с разработкой Windows Terminal Server.
Не столь значимым становится и увеличение жизненного цикла, что в лучшую сторону отличает тонких клиентов от традиционных ПК, поскольку в модернизации нуждаются не только клиентские системы, но и серверы, от которых требуется способность исполнять все более сложные приложения.
И хотя тонкие клиенты теоретически дешевле полнофункциональных ПК, затраты на них составляют лишь небольшую стоимость всего корпоративного оборудования. "При использовании модели 'тонкий клиент - сервер' затраты просто будут перенесены с настольных систем на сеть и серверы", - подчеркнул Колин Махони, аналитик компании The Yankee Group.
Участники опроса также подчеркивают, что серьезным препятствием на пути перехода к тонким клиентам являются инвестиции в используемые сейчас в корпорациях ПК. Возможное решение этой проблемы - применение разработанного компанией Citrix модуля Winframe - основного компонента стратегии Windows Terminal Server корпорации Microsoft. Этот модуль позволяет превратить старые ПК в терминалы с операционной системой Windows. Однако, по мнению представителей отрасли, эта технология еще недостаточно развита.
Еще одно решение - преобразовать ПК в сетевые компьютеры с Java, но здесь остро встает вопрос производительности, поскольку Java-программы на устаревшей технике работают чрезвычайно медленно.
Пожалуй, самая ценная возможность, предоставляемая тонкими клиентами, - возможность централизованного управления.
Реализованное должным образом централизованное администрирование способно значительно сократить общую стоимость владения. Благодаря использованию единых версий, установленных на серверах, подразделения информационных систем будут автоматически управлять работой пользователей на настольных системах. В первую очередь такой подход позволит сократить время на поиск и устранение неисправностей, вызванных несовместимостью приложений и различного рода системными конфликтами.
Управляемые клиенты
С каждым годом затраты на поддержку полных настольных систем увеличиваются, и похоже, что управляемые клиенты, будь то ПК или сетевые компьютеры с Java, -лучший способ остановить этот рост. Специалисты считают, что подобный подход позволит поддерживать идентичную конфигурацию, а также регулировать системную производительность, в частности за счет контроля порядка установки приложений.
Кроме того, центральное администрирование тонких клиентов позволит повысить уровень безопасности. Банальное, но верное утверждение - если пользователь не может вставить дискетку в дисковод (по причине отсутствия последнего), то он не сможет заразить систему вирусом, принесенным извне, да и вынести из офиса критически важную для компании информацию тоже будет крайне затруднительно.
Есть и еще одно соображение. Хранить все данные на центральном компьютере намного безопаснее, чем распылять их по различным настольным системам. Вопреки расхожему мнению о том, что не стоит класть все яйца в одну корзину, защитить эту корзину от посягательств намного проще, чем яйца, спрятанные в укромных местах большого курятника.
ПК и не только
Дебора РэдклиффComputerworld, США
|
Честолюбивые невропатологи носят PalmPilot в нагрудных карманах рядом со стетоскопами.
Информационные киоски с операционной системой Windows работают в магазинах и аэропортах. Тонкие клиенты стали столь же привычными в номерах люкс различных отелей, как и кофеварки.
Сотовые телефоны посылают и передают сообщения электронной почты и факсы.
Все эти различные устройства ничем не напоминают персональные компьютеры, но, по большому счету, служат той же цели - упрощают работу пользователей и повышают ее производительность.
Никто не предполагал, что нас ожидает такое будущее (то есть настоящее). Так решили Скот Макнили и Ларри Эллисон. Полтора года назад главы корпораций Sun Microsystems и Oracle пообещали, что сетевые компьютеры - ультратонкие клиенты и мощные серверы с интерфейсом браузера - упростят (и сделают намного дешевле) жизнь рядовых пользователей и профессионалов, работающих с информационными системами.
Вспомните, как директор, помахивая перед вашим носом статьей из какого-то журнала, возвещавшей о начале эры сетевых компьютеров и Java, пробурчал: "Я надеюсь, вы это читали".
Но жизнь не любит прямых дорог. Она все норовит покруче завернуть сюжет.
Спрос на дешевые системы и централизованное управление как был - так и остался. Но ситуацию усугубил спрос на удаленные вычисления. Пользователи хотят обращаться к необходимым данным, где бы они (и данные, и пользователи) ни находились. Причем с помощью всех существующих устройств.
Эти устройства значительно изменят наши представления о компьютерных системах. Это не "толстые" клиенты и не альтернатива. Впрочем, по прогнозам аналитиков, рынок ПК, карманных устройств и тонких клиентов будет по-прежнему устойчиво расти, по крайней мере до 2000 года. Новые устройства не заменят традиционных ПК. Они будут существовать параллельно. Учитывая почти неограниченные требования пользователей, каждому найдется место.
Ограничения сетевых компьютеров
Несмотря на убедительные заверения, что сетевые компьютеры не смогут вытеснить ПК из корпоративных систем, они все же постепенно внедряются в сеть. И обычно заменяют "тупые" терминалы и дешевые ПК.
"Нам необходимы определенные типы приложений - системы для резервирования авиабилетов, киоски, торговые автоматы - то есть специализированные устройства, имеющие больше возможностей, чем терминалы, но не такие сложные, как ПК", - считает Трой Томан, менеджер группы по маркетингу JavaOS компании Sun.
Беверли Рассел, менеджер по информационной технологии сети магазинов E. D. Smith, заменила терминалы на сетевые компьютеры IBM Series 1000, подключаемые к IBM AS/400, поскольку ее пользователям требуется графический интерфейс и доступ к корпоративной сети intranet. А кроме того, она надеется на снижение затрат на обслуживание этих устройств по сравнению с традиционными ПК.
Однако поскольку Sun и другие компании объявили о снижении цен на ПК, похоже, что говорить о большой экономии на сетевых компьютерах не приходится.
Информационные устройства
В то же время карманные органайзеры и устройства, работающие на радиочастотах параллельно с мобильными компьютерами и интеллектуальными телефонами, находят свое место в корпоративных системах.
В этом году, по оценкам International Data Corp., будет выпущено почти 8,2 млн. карманных компьютеров, то есть на 61,1% больше, чем в прошлом году. Кроме того, оборот рынка бытовых цифровых устройств, таких как Net-TV и Internet-телефоны, к 2001 году достигнет 13,7 млрд. долл.
Джон Лестер, специалист по информационным системам отделения неврологии Massachusetts General Hospital, в прошлом году выдал ординаторам, вынужденным ездить между двумя различными отделениями, 25 устройств PalmPilot компании 3Com. "Теперь у них всегда все с собой - номера телефонов, секундомер, блокнот для записей, назначения для больных - в кармане халата", - отметил Лестер.
Эксперимент оказался настолько удачным, что такими же устройствами обзавелись и другие врачи госпиталя. Со временем Лестер планирует интегрировать PalmPilot в сеть госпиталя, чтобы ординаторы могли в любое время получить историю болезни и результаты лабораторных исследований.
Будущее
Карманные компьютеры становятся все "умнее" и уже могут передавать информацию на узлы сети. Программа-органайзер Microsoft Outlook 98, к примеру, недавно была наделена возможностями, позволяющими использовать ее для обработки сообщений, в качестве телефона и передавать с его помощью электронную почту.
По мнению аналитиков, в ближайшие пять лет персональные цифровые помощники, подобные PalmPilot, станут широко распространенным корпоративным инструментом, хотя и не смогут заменить специализированные устройства.
У ПК перспективы намного хуже. Действительно, по прогнозам IDC, в этом году темпы роста мирового рынка ПК составят всего 15,4% по сравнению с 19% в прошлом году. Но из-за снижения цен ПК становятся более приемлемой альтернативой терминалам, а также максимально удобными в качестве систем для корпоративных и домашних пользователей.
ПК? Сетевые компьютеры? Лестер рекомендует специалистам по информационным системам не обращать внимания на шумиху, поднятую вокруг "модных технологий", а исходить из нужд бизнеса. "Только поняв, как сократить расходы и что вам для этого требуется, можно заняться выбором подходящих устройств", - уверен он.
Тише едешь - дальше будешь
Кэтлин МелаимюкаComputerworld, США
|
Системные администраторы, которым приходилось решать задачи, связанные с заменой ПК на новомодные устройства вроде сетевых компьютеров и терминалов, считают, что стратегия в данной ситуации не менее важна, чем технология. Труднее всего убедить пользователей, которые рассматривают любые изменения, касающиеся настольных систем, как посягательство на свои частные владения. С другой стороны, недовольны этими переменами и руководители компаний, которые боятся, что не оправдаются их ожидания. Им просто необходимо контролировать происходящие изменения, и они не желают двигаться быстрее, чем, по их разумению, это должно происходить.
Усмирение пользователей
Сейчас в качестве персональной можно использовать самые различные системы - от сетевых компьютеров с Java, таких как JavaStation компании Sun Microsystems, до тонких клиентов производства Network Computing Devices (NCD), Wyse Technology и IBM. Тонкие клиенты могут действовать в качестве Windows-терминалов с графическим пользовательским интерфейсом, традиционных Unix-терминалов, работающих с плоским текстом или в качестве и того и другого, в зависимости от конфигурации сети. Недавно производители систем Wintel начали выпускать сетевые компьютеры с такими средствами управления настольной рабочей средой, как, например, Administration Kit for Windows, которое позволяет администраторам информационных систем заблокировать настольные ПК, ограничивая доступ пользователей к системным файлам и программному обеспечению.
Но пользователи ужасающе консервативны. Единственное, что способно их убедить - очевидные преимущества, вытекающие из нововведений. Например, новые приложения, которые позволяют увеличить эффективность и упростить их работу.
Так и поступил Грелих. В компании Roberts Express, занимающейся срочной доставкой грузов, сетевые компьютеры предназначены для оперативных групп помощи потребителям (customer assistance teams, CAT), работающих в центре обслуживания, который организует и контролирует доставку. Оперативная группа собирается за 15 минут и 96% времени тратит на отправку груза потребителям.
Грелих решил улучшить эти показатели, передавая в CAT информацию в рамках графического интерфейса, вместо того чтобы требовать от членов группы забирать ее из текстовых Unix-приложений, как это было до сих пор. Но не стал действовать сгоряча.
В сентябре он перевел 10 сотрудников (две группы из 15) на клиенты IBM Winframe Citrix - тонкие клиенты с Windows на сервере, заменив устройствами с экранами на 20 дюймов старые компьютеры 386 и 486 с 14-дюймовыми мониторами. Пользователи оценили большой размер экрана и скорость сервера с процессором Pentium/200 МГц. Однако время кардинальных перемен еще не наступило.
В декабре Грелих перешел ко второму этапу - от Windows к сетевым устройствам с Java. Он заменил основное приложение, используемое в центре для контроля перевозок, на пять цветных, имеющих графический интерфейс и работающих параллельно. Причем одно из этих приложений передавало информацию о выпуске и доставке непосредственно членам CAT. Решив, что приложения для ПК уже не нужны, Грелих заменил их на более ограниченные альтернативы, работающие в сети intranet.
Второй этап оказался намного труднее первого, поскольку Грелиху пришлось непосредственно сравнивать старую и новую технологии, доказывая, что последняя столь же проста, как и та, которой пользуются дети сотрудников, путешествуя в Internet.
Грелих нашел способ усмирить недовольных, в частности, включив электронную доску объявлений в новые системы, поскольку, по категоричному заявлению сотрудников, она им просто необходима.
Моя система - моя крепость
Изменение привычной настольной системы может вызвать недовольство пользователей даже в тех случаях, когда сами предложения не меняются. Однако дискомфорт проходит по мере того, как сотрудники начинают осознавать, что при тех же возможностях у них возникает меньше проблем. Хотя иногда приходится и отступать.
К примеру, по требованию пользователей Виктор Джонс, руководитель корпоративного отдела информационных систем компании McLean, предоставил им возможность пользоваться библиотекой компакт-дисков и системами с дисководами большего объема, чтобы сымитировать хранение и функции их старых ПК.
Граждане второго сорта
Менять структуру настольных систем в корпорации нужно очень деликатно. Но ни в коем случае не делайте это только для избранных - даже если отдельные сотрудники готовы насмерть стоять, чтобы защитить незыблемость своих систем. Однако и в этом случае нужно проявлять достаточную гибкость. Некоторые сотрудники подразделения систем беспроводной связи компании AT&T заявили, что им необходимы дисководы для флоппи-дисков. Однако их уговорили удовлетвориться хранением на сервере, пообещав, если возникнет насущная необходимость, вернуться на ПК. Многие пользователи опасаются, что переход на новые модели тонких клиентов может понизить их профессиональный статус. Поэтому менеджерам необходимо убедить сотрудников в том, что простота, предлагаемая сетевым компьютером, это шаг вперед, а не назад.
Борьба с руководством
Убедить руководство компании в необходимости использования сетевых компьютеров несколько проще, поскольку новые устройства оказываются вполовину дешевле, чем ПК. Но сначала руководителям придется объяснить, что такое общая стоимость владения. Не надо рассказывать им больше, чем им необходимо (или хочется) знать.
"Объяснять ситуацию начальству надо уметь", - считает Тревис Синглетон, менеджер по развитию технологии компании Prime Equipment, поставщика тяжелого машиностроительного инструментария и оборудования. Синглетону пришлось заниматься вопросами переоборудования торговых точек, заменяя ПК на IBM Network Stations в 160 пунктах проката. Синглетон встречался с руководителями компании четыре раза. На трех встречах он пытался объяснить технологию. Затем он сообразил, что необходимо продемонстрировать финансовую эффективность. И это сработало. "Разрешение я получил буквально в мгновенье ока", - рассказывает Синглетон.
Обманутые ожидания
В компании Recreational Equipment, имеющей сеть магазинов по продаже спортивных товаров, руководители, рассчитывая уровень экономии от замены ПК и терминалов на устройства NCD Explora, не учли последующего резкого снижения цен на эти системы. Стремясь как можно быстрее увидеть результаты этой "экономии", они дали проекту "зеленую улицу", и менеджеру, занимавшемуся этим проектом, пришлось даже притормозить его реализацию, чтобы получить возможность воспользоваться более зрелым программным обеспечением. Грелих действовал по-другому. Он строго контролировал реализацию пилотного проекта и не дал разрешение на проведение глобальной реконструкции, пока тестовое внедрение не показало реальных преимуществ. Путь, предложенный Грелихом, разумнее, поскольку цель изменения структуры настольной системы - это усовершенствование бизнеса, а не попытка удовлетворить чьи-то амбиции.
Специалисты нужны всегда
Стив АлександерComputerworld, США
|
А Брайан Гаравузо из компании South Seas Resorts считает, что изменять что-либо в настольной системе вообще не следует.
Тип настольной системы будущего безусловно зависит от целей, которые стоят перед компанией. Но большинство менеджеров, занимающихся вопросами информационных технологий, согласны с тем, что в ближайшие два года для поддержки настольных ПК непременно потребуются дополнительные знания и навыки работы с сетью и Web. Впрочем, отнюдь не лишним будет знание операционной системы Windows NT.
Обычному сотруднику отдела ИС не нужно будет много знать о сетевых компьютерах. Подобные навыки, скорее всего, потребуются специалистам крупных компаний, в которых установлены тысячи ПК, нуждающихся в управлении. Представители небольших компаний считают, что в ближайшие два года настольные компьютеры вряд ли существенно изменятся, поскольку за этот период будет выпущено совсем немного значительных приложений, а корпорациям и так хватает дел с уже имеющейся техникой.
Те же, кто рассчитывает использовать более сложные настольные компьютеры, должны подумать о необходимости дополнительного обучения сотрудников отделов технической поддержки. Многие компании считают, что набирать специалистов по информационным технологиям, учитывая положение дел на современном рынке труда, - задача трудоемкая и дорогая. В других компаниях отдают предпочтение независимому сопровождению, справедливо полагая, что темпы появления новых технологий, связанных с настольными системами, вынудят их постоянно заниматься поиском и обучением специалистов технической поддержки - а это мало кого привлекает.
По мнению представителей некоторых компаний, проблема 2000 года стала серьезным стимулом развития новых технологий настольных систем. К примеру, в связи с задачей преобразования дат, а частично из-за требований бизнеса компания Port Authority планирует заменить 1000 из своих 3500 ПК. (Port Authority предлагает транспортные и коммерческие услуги в Аэропорту Джона Кеннеди и Всемирном торговом центре.)
Только не сетевой компьютер
Некоторые специалисты по информационным технологиям весьма скептически относятся к идее сетевого компьютера.
По мнению Эла Гарсия, директора отдела информационных систем компании The Capstone Group, сетевые компьютеры для компании его размера - дело бесперспективное. Фирма, обеспечивающая для The Capstone Group независимое сопровождение, также не намерена работать с сетевыми компьютерами, поскольку стоимость обучения слишком высока по сравнению с относительно невысокой экономией, которую обеспечивают эти устройства.
Все хорошо в меру и под контролем
Чтобы сократить потребность в технической поддержке настольных систем, некоторые менеджеры ИС считают необходимым удержать пользователей от применения неавторизованных приложений на их ПК. И в качестве возможного решения в этой ситуации менеджеры рассматривают использование ОС Windows.
Все на NT
Переход на Windows NT в настольной системе имеет множество сторонников.
"NT стабильнее Windows 95", - считает Финкс, менеджер по информационным системам рекламного агентства CheckMark Communications компании Ralston Purina.
Джо Федерер, вице-президент по информационным системам компании HBO, надеется, что Windows NT позволит сократить число специалистов, необходимых для технического обслуживания настольных систем с NT, однако не отрицает, что эти люди должны обладать более высокой квалификацией.
Стремление к мощи
Некоторые менеджеры информационных систем строят амбициозные планы, которые рассчитаны на использование более мощных приложений.
По мнению Карен Антион, директора по технологическим вопросам компании Port Authority, самыми важными в ближайшие два года станут приложения для настольных систем, выполняющие распознавание речи. По ее мнению, эти приложения помогут специалистам, не умеющим быстро печатать на машинке, более эффективно использовать свои ПК, а отделу информационных систем - убедить руководство компании в необходимости инвестиций в новые технологии.
Терри Девис, директор по корпоративной архитектуре и телекоммуникациям компании Coors Brewing, утверждает, что его пользователям необходимы видеоконференции, позволяющие сократить затраты на командировки, и "грифельные доски", с помощью которых сотрудники смогут одновременно работать с одним документом.
Аулетт, директор по системам данных для службы новостей компании CBS, хочет получить более сложную форму настольного видео, которая позволит редакторам выполнять необходимую работу с информацией непосредственно на настольных системах, не используя специальную технику.
Вход и выход
Техническая поддержка настольных систем - задача многосторонняя. Что предпочесть: независимое сопровождение или обучение своих сотрудников?
Отдел информационных систем Johns Hopkins Medicine, группы госпиталей и амбулаторных клиник Университета Джона Хопкинса, начал эксперимент по набору в службу телефонного обслуживания сотрудников, которые помимо традиционных навыков работы с компьютером обладают квалификацией сетевых специалистов.
Кроме того, руководство Johns Hopkins Medicine намерено использовать более интегрированные настольные системы. Как считают специалисты госпиталя, клинические результаты, данные, необходимые для работы лечебных подразделений, и финансовая информация должны извлекаться "на лету", вне зависимости от того, где они размещаются, для чего настольная система должна поддерживать графический пользовательский Web-интерфейс.
Руководство Port Authority выбрало иной подход, поручив техническую поддержку своего переговорного центра независимой компании. Руководство компании считает, что сложность и разнообразие возникающих задач, а также необходимость постоянно быть в курсе последних технических достижений требуют постоянного обучения и взаимодействия с провайдерами, а потому обойдутся слишком дорого.
Что это мне дает?
Что касается специалистов по информационным технологиям, то, несомненно, в ближайшие два года придется инвестировать немалые средства в обучение и получение ими соответствующих навыков.
"Большие знания в области сетевых технологий, в том числе протоколов, операционных систем и настройки систем безопасности, обеспечивающих различный уровень доступа разным категориям пользователей, - вот цель, которая сейчас стоит перед специалистами по информационным технологиям, - считает Том Бернс, директор по технологическим вопросам компании American Digital Network, специализирующейся на независимом сопровождении сетевых систем. - И многие из них уже приступили к реализации этой цели, отчетливо понимая, что специалисты по сетям в ближайшие два года станут одной из самых высокооплачиваемых категорий сотрудников".
NetPC позволит сократить общую стоимость владения (TCO) почти на 35% по сравнению с другими тонкими клиентами, опередив даже сетевые компьютеры.
Система | TCO |
*Net PC | 6469 долл. |
Сетевой компьютер | 6547 долл. |
Windows-терминал | 7792 долл. |
Система с Windows 95 | 9869 долл. |
*при использовании Zero Administration Kit for Windows в режиме TaskStation | |
- Источник: Gartner Group |
Ориентированные на Citrix ICA тонкие клиенты составили 48,8% всех систем такого типа, выпущенных в прошлом году. Java-клиентов было продано 17%, а тонких клиентов с интерфейсом, основанным на браузере, - 26,2%.
Развитие существующей среды ПК с учетом перспективы может привести к ежегодной экономии эксплуатационных затрат на 12% в расчете на один ПК. Модель управляемых ПК можно реализовать за счет строгого контроля доступа к клиентскому программному обеспечению и использования таких процедур, как автоматическая инвентаризация приложений, распространение ПО и инструментария удаленной диагностики.
Только 15% из принявших участие в проведенном IDC опросе специалистов, принимающих решения о применении в компании информационных технологий, намерены в ближайшие три года развертывать системы с использованием тонких клиентов. Из 117 респондентов, не планирующих использовать подобные устройства, 44% объяснили свое решение тем, что "тонкие клиенты - это не ПК". Еще 44% в качестве причины назвали вопросы, касающиеся пропускной способности и работы сети.
По прогнозам IDC, по крайней мере в ближайшие несколько лет на рынке тонких клиентов будут доминировать Windows-терминалы.
Из 270 респондентов 216 заявили, что они используют или планируют использовать сетевые компьютеры, чтобы сократить общую стоимость владения или снизить затраты на работу.
На вопрос, какие из марок сетевых компьютеров являются наиболее популярными, 270 респондентов назвали IBM Network Station. Следующим в этом списке стоит JavaStation компании Sun Microsystems.
Кто в вашей компании принимает решения, касающиеся настольных систем, - специалисты отделов информационных систем или конечные пользователи, работающие в других подразделениях?
По результатам проведенного Computerworld опроса 150 руководителей информационных служб компаний, имеющих в среднем 1710 ПК.