В ходе "раздела" комитетов по партийным фракциям этот достался КПРФ (семь из восьми заявленных в президиум его членов, в том числе председатель и один из двух замов - представляют эту партию). Сие обстоятельство в немалой степени определило как тональность дискуссии, так и состав ее участников (ни пресса, ни российские производители компьютеров, представители которых - глава "Инел" Сергей Швец и вице-президент Kraftway Алексей Шевцов - внимательно следили за тем, как решаются их проблемы, к диспуту приглашены не были). Не говоря уже о содержании раздаточных материалов, которые журналистам не то что не давали - отбирали случайно выданные со словами: "Вам этого не нужно".
На слушаниях, как явствовало из их названия, предполагалось обсудить формы поддержки отечественных производителей компьютерной техники. Задача не из легких. Поскольку необходимо одновременно ублаготворить (или хотя бы заверить в совершеннейшем почтении) отечественных сборщиков (которые, увы, крайне настороженно относятся к российским комплектующим, даже корпуса предпочитая заказывать в Юго-Восточной Азии - и дешевле и качественнее), российских производителей этих самых комплектующих, разработчиков - организации, как правило, некоммерческие, в большинстве своем - выходцы из недр Миноборонпрома и родственных ему структур.
Привести все выступления (в повестке фигурировали 30 с лишним участников) не представляется возможным, да и вряд ли это нужно, поскольку многие из них являют собой попытки лоббирования конкретных предприятий. Вот некоторые - наиболее запомнившиеся мнения.
Геннадий Рябов, директор Института точной механики и вычислительной техники, призвал, во-первых, создать корпорцию, которая займется созданием российской элементной базы, а во-вторых - просить Министерство экономики и таможню поспособствовать конкурентоспособности российских комплектующих. Надо отметить, что если Минэкономики может удовлетворить это пожелание, создав таким предприятиям льготные условия (хотя бы и за счет остальных граждан), то таможня в состоянии воздействовать на процесс лишь мерами негативного характера - посредством пошлин, задержания импортных комплектующих и т. п. Что неминуемо вызовет отнюдь не немедленный расцвет отечественной промышленности, но резкий рост цен на ПК российской сборки.
Хотя, строго говоря, таможня - исполнительный орган. И сама по себе не должна ничего улучшать или чему-либо "способствовать" (последний пример тому - недавний скандал с задержанием на границе печатающихся за рубежом изданий).
Представитель Министерства обороны посетовал, что российские предприятия ранее производили микросхемы в больших количествах, половину из которых потребляли военные, другую - гражданские предприятия. Однако поскольку с 1991 года на "открытом" рынке взяли верх Intel и другие западные компании, объем отечественного производства упал в 20 раз. Выступающий сказал много хорошего про отечественные разработки для военных нужд, попенял на отсутствие их финансирования и предостерег против применения в деле защиты Родины неапробированных западных процессоров и программ.
Борис Бабаян, научный руководитель "Московского центра SPARC-технологий", заявил, что в отличие от предыдущих докладчиков он не согласен с тем, что "все умерло", хотя и признал, что "времена тяжелые". И господдержка передовым исследованиям все-таки необходима. Хотя и без нее его Центр чувствует себя неплохо и достаточно хорошо известен в мире высоких технологий.
А вот выступавший за ним вице-президент АН РФ Владимир Фортов начал с того, что резко раскритиковал правительство, членом (и даже заместителем председателя правительства) которого сам относительно недавно являлся, и горячо поблагодарил думцев за неусыпную заботу о науке, выражающуюся преимущественно в выделении на нее денег, которые правительство немедленно секвестирует или просто не выдает. В результате на всю науку, по словам Фортова, в России ассигнуется столько средств, сколько позволяют себе тратить на НИОКР Cisco и Motorola.
Однако и при такой жизни есть отдельные достижения. Например, создан суперкомпьютерный центр, найдены деньги на машину Hewlett-Packard, которая после выведения ее на проектную мощность даст производительность 100 GFLOPS. Выводы же из всего им сказанного Фортов сделал не совсем очевидные для мероприятия, посвященного защите российских производителей: он стал просить у Думы записать в план бюджета 20 миллионов долларов для закупки некоего суперкомпьютера в Индии. Представители Думы, естественно, пообещали.
Геннадий Красников - генеральный директор "АООТ НИИ молекулярной электроники и завод Микрон" не без основания заявил, что одну отрасль - саму по себе - "поднять" не удастся. А посему надлежит первоначально выправить общеэкономическую ситуацию. Первоочередной мерой он назвал изменение курса рубля к доллару посредством деноминации. Другая большая трудность состоит в том, что с наукоемкого оборудования на таможне берут НДС (тем самым, строго говоря, поддерживая отечественных производителей), и было бы очень неплохо это изменить.
В ходе слушаний прозвучало немало панегириков в адрес отечественных разработок, безвременно загубленных на корню происками империалистов. Неожиданный диссонанс в общий строй внес директор ГП НИИ "Аргон" Ярослав Хетагуров. Вслед за обязательными для такого рода дискуссий утверждениями о вредоносности западного ПО и оборудования он обрушился на отечественных разработчиков (особенно на Министерство обороны), заявив, что "за последние 12-14 лет ни одна система (отечественная - Д.Г.) не вышла в серийное производство". Чем фактически дезавуировал предыдущие выступления, посвященные славе отечественного приборо- и компьютеростроения. Выход, предложенный Хетагуровым, также весьма интересен: создавать из людей консультативные советы, по рекомендации которых будут финансироваться те или иные проекты, отменяться НДС и прочие налоги и т. д.
Надо сказать, что слушания для депутатов без специального образования выдались весьма нелегкими - им приходилось продираться через такие дебри, как коммутация, распараллеливание задач, терафлопы, метод Монте-Карло (интересно, о чем подумали те, кто далек от физики и математики) и обучение студентов работе на суперкомпьютерах. Явилась во всей красе и застарелая конкуренция между различными организациями, в равной мере представляющими собой "славное прошлое".
А например, кто из непосвященных мог догадаться, что стоит за призывом снова отменить взимание налогов с импортных комплектующих? Понятно, что, с одной стороны, должна осложниться жизнь отечественных производителей аналогичных устройств и микросхем. Но, что более удивительно, не высказали восторга и присутствующие представители сборщиков! По словам Швеца, эта мера опять ставит российских сборщиков (как потенциальных импортеров комплектующих - для себя и на продажу) в неравные условия с теми, кто сможет воспользоваться отменой пошлин. Ибо, по его мнению, как и раньше, благодаря неким юридическим тонкостям, это будет под силу лишь лицам, приближенным к инициаторам закона.
По результатам выступлений было приняты некие заранее составленные "Рекомендации парламентских слушаний по вопросу 'О проблемах развития электронно-вычислительной техники в Российской Федерации'", в коих правительству и президенту среди прочего рекомендовалось: создать федеральный орган "для управления электронной промышленностью, промышленностью средств вычислительной техники, промышленностью средств связи"; внести в Думу "Национальную программу развития вычислительной техники в Российской Федерации" и соответствующую программу господдержки; создать экспертный совет по вопросам развития отечественной вычислительной техники; основать ОАО "Корпорация 'Компьютерные технологии'" (51% ее акций должно принадлежать государству), которой надлежит передать госпакеты акций институтов и предприятий, вошедших в состав ОАО; таможенному комитету разработать нормативные акты, способствующие развитию отечественной вычислительной техники. И, наконец, "11. Руководителям отечественных средств массовой информации проявить патриотизм и сделать все возможное для поддержки отечественных разработчиков и производителей средств вычислительной техники". Без комментариев.
Конечно, неудивительно, что "Рекомендации" совпали с пожеланиями выступавших (или наоборот). И, разумеется, поднятие отечественной промышленности - дело благое, независимо от того - электронная она или пищевая. Другой вопрос - по карману ли нам его оплачивать.