Первым делом - самолеты
По словам директора "1С" Бориса Нуралиева, число участников семинара (350) компании, проходившего с 6 по 13 июня в традиционной для мероприятий такого рода Турции, определялось не чем иным, как числом посадочных мест в самолете. Будь их больше - больше бы оказалось и участников, ведь у фирмы имеется более 1600 дилеров в 300 городах России и ближнего зарубежья. В сети "1С:Франчайзинг" - более 800 предприятий, обучением работе с продуктами "1С" занимаются около 400 авторизованных учебных центров во многих городах, а в ассоциацию розничных магазинов, ориентированных на домашний рынок, входят 170 магазинов в 67 городах бывшего СССР.
Победные реляции
Ключевым моментом политики компании станет развитие региональной дистрибьюторской сети. Уже сегодня примерно треть продукции продается не напрямую, а через дистрибьюторов.
В прошлом году из-за резкого роста спроса и ряда других причин возник дефицит продукции, производимой собственно "1С", но сейчас положение выправилось. Открыт второй отдел производства, вдвое выросло число сотрудников. Ныне производственные мощности компании позволяют выпускать 1500 дискет в час. Частью методологические материалы предлагаются на компакт-дисках.
Не менее других компаний, выпускающих системы для домашнего рынка, "1С" страдает от пиратов. Причем ситуация обострилась настолько, что для самой фирмы и для ее партнеров эта борьба грозит перерасти в отдельное направление. Об успехах здесь говорить не приходится, пиратство цвело и цветет, но уже пресечена деятельность 23 пиратских точек и возбуждено два уголовных дела.
Плюс автоматизация всей...
Главный продукт компании в сфере экономического ПО - "1С:Предприятие" (последняя версия - 7.5 вышла в сентябре прошлого года). Сейчас 37,7% всего объема продаж компании приходится на этот продукт (на бухгалтерские системы старых версий - 16,4%). Безусловно, самая важная разработка семейства "1С:Предприятие" - "1С:Бухгалтерия 7.5". Сертификаты по этой системе уже получили 35 специалистов. Впрочем, это совсем немного, учитывая, что продано уже несколько тысяч копий.
С появлением "Предприятия" фирма начала распространять типовые прикладные решения по комплексной автоматизации экономической деятельности.
На семинаре этого года были представлены объединенные конфигурации "Торговля+Склад+Бухгалтерия", а также "Бухгалтерия+Зарплата+Кадры".
"Странный" продукт
Еще одним событием семинара стало объявление о начале продаж базовой версии "1С:Бухгалтерии 7.5". Для последней версии бухгалтерского продукта, отличающегося к тому же крайней простотой установки, рекомендованную цену в 70 долл. нельзя назвать высокой. При помощи этой разработки фирма хочет сохранить за собой массовый дешевый рынок. Ведь эта система практически не требует обслуживания. Но зато не поддается никакой настройке на "конкретные нужды".
Мнения партнеров по поводу "1С:Бухгалтерии 7.5" разделились. Владимирцы, например, по словам Веры Аристовой (компания "Кижи"), активно покупают этот продукт. Большинство предприятий здесь - малые, и для многих 70 долл. - это максимум того, что они могут себе позволить для автоматизации бухгалтерии.
А вот Ольга Черненко (ЗАО "Техносерв-Саратов") назвала этот продукт "странным". По ее словам, не существует предприятий с двумя одинаковыми системами бухгалтерского учета. И трудно представить, чтобы базовая версия, сколь бы богата возможностями она ни была, позволила учесть все нюансы, не требуя доработки. А именно этого новый продукт, защищенный от изменений со стороны пользователей, как раз и не позволяет.
Шпаргалки и экзамены
Особое внимание "1С" проявляет к методологической поддержке своих продуктов. К семинару был выпущен пробный тираж книги "Компьютерная бухгалтерия 7.5: Азбука бухгалтера" Сергея Харитонова, а также компакт-диск "Компьютерный видеокурс '1С:Бухгалтерия 7.5'". Последний, кстати, можно подключать к "1С:Бухгалтерии" и использовать как подсказку во время работы.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, сколько у тебя денег
Забота "1С" о партнерах приносит свои плоды. По оценке руководителей компании, по сравнению с прошлым годом "население" средней франчайзинговой фирмы увеличилось на пять человек, и сейчас здесь в среднем работает 21 сотрудник. Из них пятеро занимаются продажами, семь - внедрениями. Средние расценки на внедренческие услуги составляют в Москве до 30 долл., в регионах - около 10 долл. Итак, если эти семеро, по оценкам самих фирм, работают по 200 часов в месяц - в итоге получается 1,4 тыс. долл. Впрочем, таково положение дел сейчас, пока, по мнению Бориса Нуралиева, рынок подобных услуг быстро растет, но долго это не продлится.
Для дома, для семьи
В программе семинара этого года мультимедийная составляющая деятельности "1С" впервые удостоилась выделения в отдельную секцию, и здесь, в отличие от заседаний степенных франчайзи, страсти порой сильно накалялись. Отчасти это объясняется подвижностью и предприимчивостью этих людей, которым иначе и не удалось бы добиться успеха на рынке домашних систем, но велики были и претензии к "1С". Работа идет не слишком гладко, и успехи партнеров объясняются подчас скорее их собственной активностью, нежели помощью "1С". Договоры выполняются со скрипом, зато в центральных изданиях приводятся сведения обо всех магазинах, работающих с "1С", и в этом партнеры видят едва ли не основную ценность договора "1С:Мультимедиа". Кроме того, далеко не всегда региональным магазинам действительно нужно дорогое торговое оборудование, которое предоставляет "1С". Помимо этого, по мнению некоторых дилеров, зачастую "1С" не предоставляет им необходимую информацию, особенно важную в условиях конкуренции с пиратским рынком.
Тем не менее дело движется. "1С" сотрудничает с целым рядом ведущих компаний. Весьма успешным оказался проект с компанией "Бука" - "Аллоды: Печать тайны": только за первые две недели продано уже 3500 копий. Всего же "1С" распространяет продукцию более 60 российских и западных фирм (около 110 наименований российских и западных игр и более 150 наименований фильмов на компакт-дисках).
Среди новых поступлений - карты мира и России, созданные фирмой ИНГИТ, экспресс-карта Москвы ("Русский диск"), иллюстрированный энциклопедический словарь фирмы "Аутопан" и диск "Митьки" корпорации "Союз". В числе продуктов, выпуск которых должен состояться в августе-сентябре: "Айболит-99" фирмы "Никита", игра "Вангеры" фирмы "Бука" и "Вьюга в пустыне" фирмы "Дока", которая обещает покорить сердца любителей "навороченной" военной техники. Совместно с компанией "Статпрогресс" готовится к выпуску мультимедиа-курс "IBM PC для пользователя" под редакцией Виктора Фигурнова.
Впрочем, "1С" успешно распространяет и собственные продукты. Вышла в порядке эксперимента игра "1932. Дон Капоне", имеющая еще одно неофициальное, зато очень многозначительное название - "1С:Чикаго". Был даже организован соответствующий узел в Internet. Хорошо разошелся проект "Дальнобойщики. Путь к победе", начата работа над "Дальнобойщиками-2". В августе должна появиться игра для детей "Дача кота Леопольда".
Усилиями "1С" непременно должны вырасти конкурсы в биологические и технические вузы. Фирма подготовила серию "1С: Репетитор", включающую школьные курсы по биологии, химии и физике. Ведется работа и над курсом русского языка.
Помимо продажи новинок, фирма реализует так называемые "бюджетные" проекты. В их рамках "1С" покупает игры, пик популярности которых уже миновал, и налаживает выпуск дешевых переизданий. Так было, например, с "Русской рулеткой" или "Total Control". В выигрыше и компании, которые избавляются от нерентабельных продуктов, отсекая "хвосты", и "1С", поскольку российская торговая сеть инертна, а значит, поклонников старых игр все еще немало. Рентабельность этого вида деятельности составляет почти 50%.
Впрочем, свои достоинства и недостатки есть у всех, у "1С" же имеется кое-что получше - неповторимый образ. Это, безусловно, харизматическая компания, способная превратить даже бухгалтерский учет, который всегда нагонял на непосвященных беспросветную тоску, в повод для праздника жизни на солнечном берегу.