От базара к рынку

Отечественная торговля за неполные десять лет прошла огромный путь от стихийно возникающих рынков, ларьков и лотков до бутиков и супермаркетов, сравнимых по классу с европейскими. Сегодня в нашей стране представлены практически все типы торгующих организаций - от ГУМа до мелких магазинчиков.

Торговцев всегда и везде считали людьми зажиточными. Россия - не исключение: именно торговые структуры наряду с банками, страховыми компаниями и коммерческими фирмами приобретают наибольшее число программных продуктов для бизнеса.

В последние два-три года в России активно развивается новое направление автоматизации предприятий - системы для оптовой и розничной торговли. Эти системы не только полностью обеспечивают автоматизацию при решении сугубо бухгалтерских проблем, но и помогают осуществить оперативное управление деятельностью торговой организации, использовать в рамках единого информационного пространства разнообразное торговое оборудование, обеспечить учет и контроль на удаленных складах, а также в обособленных филиалах крупных магазинов и оптовых баз. Сегодня уже можно говорить о сложившейся особой, отличной от традиционных бухкомплексов, сфере информатизации - автоматизированных торговых системах.

Тем не менее многие российские фирмы-разработчики, специализирующиеся на создании универсальных бухгалтерских систем и тиражно-заказных программных комплексов для предприятий всех видов деятельности, активно предлагают свою продукцию торговым организациям, выдавая ее за специализированные программные комплексы. Любопытно, что более половины российских разработчиков программ для бизнеса указывают в перечне выпускаемой ими продукции торговые системы. При сложившемся положении клиентам - магазинам и оптовым базам - порой непросто бывает ориентироваться в своеобразном базаре программных продуктов. На самом же деле хорошо продуманных, технологически грамотных и широко апробированных систем в России пока совсем немного.

Для того чтобы рассмотреть этот вопрос подробнее, воспользуемся результатами исследования российского рынка экономических программ, проведенного компанией "Ламинфо". В табл. 1 и на диаграмме приведены данные о направлениях деятельности и степени диверсификации бизнеса российских разработчиков программ для бизнеса. По результатам анкетирования 45 фирм установлено, что более половины из них (23) занимаются, по их собственной оценке, разработкой автоматизированных систем для торговли. Это компании "1С", "АйТи", "АрсеналЪ", "Атлант-Информ", "Галактика-Парус", "Звезда Софт", "Интеллект-Сервис", "Интерфейс", "Инфин", "Информатик", ИСТ, "Комтех+", ЛАНИТ, "Ланкс", "Омега", ЦИТ "Ост-Ин", "Фолио", ФОРС, "Цефей", ЦФТ, "Эйс", IBS, R-Style Software Lab.

Таблица 1. Направления деятельности разработчиков бизнес-программ
Класс автоматизированных системЧисло компаний, отметивших у себя данное направлениеДоля компаний (% от общего числа компаний)
Для банков1328,8
Для малых и средних предприятий2964,4
Для крупных предприятий и объединений2657,7
Для торговли2351,1
Для страхования1124,4
Для фондовых предприятий920,0
Для бюджетных организаций1840,0
Системная интеграция1942,2
Проектная интеграция1942,2
Для индивидуального использования1124,4
Информационно-поисковые и справочные1635,5
Другие613,3
Всего компаний45100
Источник : "Ламинфо"

Так ли это на самом деле? В приведенном списке есть и фирмы с коллективом немногим больше десяти человек; при всем уважении к ним трудно поверить, что такой коллектив может успешно работать сразу в нескольких направлениях бизнеса: автоматизации предприятий, бухучета и торговли. Скорее всего, речь идет об одной универсальной многофункциональной системе, позволяющей решать некоторые задачи автоматизации торгового учета. Некоторые, но не все. В следующем разделе рассматриваются именно отличия торговых систем от бухгалтерских.

Посмотрим, как классифицируют "экономические" программы в Соединенных Штатах. По данным американских источников (периодических изданий и статистических справочников за 1995-1997 годы), в США насчитывается около 6000 компаний, специализирующихся в области прикладного программного обеспечения, причем в последние три года эта цифра практически не изменилась. Примерно треть из них (согласно разным источникам, от 1800 до 2200 компаний) занята разработкой программных продуктов для экономической сферы. При этом американские аналитики выделяют шесть самостоятельных направлений (табл. 2).

Таблица 2. Фирмы - разработчики экономических программ в США
Направление деятельностиЧисло фирм-разработчиковДоля направления (%)
Банковские системы400-42022-23
Бухгалтерский учет450-50025-27
Финансовый анализ150-1707-8
Инвестиционный анализ180-20010-12
Управление запасами250-28015-16
Автоматизация торговли300-32017-18
Всего:1800-2200100
Примечание. Большинство фирм-разработчиков имеют четкую специализацию, но изредка встречаются и исключения
Источник: "Ламинфо"

Как видно из табл. 2, проблемы управления запасами (складского учета), как правило, рассматриваются отдельно от бухгалтерского учета, финансового анализа и собственно автоматизации торговли (торгового учета). У нас же в России зачастую все "свалено в одну кучу": предлагается комплексная (корпоративная и т. д.) система для автоматизации "чего изволите", которая, по сути, не что иное как заготовка к реально работающей системе.

Бухгалтерские и торговые системы: почувствуйте разницу

Программы и системы, предназначенные для автоматизации торговли, существенно отличаются от бухгалтерских программных комплексов. Рассмотрим основные отличия.

Бухгалтерия обеспечивает в первую очередь учет финансовой деятельности предприятия, поэтому задача бухгалтерской системы обычно сводится к фиксации совершенных хозяйственных операций, оформлению первичных документов, формированию необходимых бухгалтерских проводок с последующим расчетом итогов и составлением различных ведомостей и отчетов. В отличие от бухгалтерских комплексов, основным назначением торговых систем является, в частности, торговый учет, а здесь не последнюю роль играет непосредственная выписка документов. От того, насколько этот процесс автоматизирован, напрямую зависит эффективность работы продавцов и менеджеров магазина.

В бухгалтерском учете операции фиксируются обычно не в момент совершения действий, а с некоторым опозданием. Бухгалтерские программы ориентированы соответственно в основном на работу с определенными отчетными периодами (день, месяц, квартал, год). Напротив, торговые системы предназначены непосредственно для оперативного учета, то есть имеется в виду работа в реальном времени. Это значит, что время обработки документов и последовательность их обработки крайне важны для торговой организации. Если не учитывать фактор времени, оказывается достаточно сложно контролировать наличие товаров, взаиморасчеты и другие процессы.

Бухгалтерский учет ведется в категориях плана счетов, утвержденного соответствующими государственными органами. Однако для торговых организаций на первое место с позиций менеджмента выходят оперативный учет, а также анализ движения товарных и денежных средств. Эти операции, в отличие от бухгалтерских, должны вестись не в категориях счетов и субсчетов - речь в данном случае идет о тех категориях, которыми собственно и оперирует торговая организация: товары, склады, контрагенты, тара, заказы и т. д.

Системы, предназначенные для автоматизации торговли, и бухгалтерские системы адресованы разному кругу пользователей. Если бухгалтерская программа используется обычно специалистом, знающим основной набор понятий, которыми оперирует программа (например, один из основных компонентов бухгалтерской программы - план счетов - вполне понятен бухгалтеру), то торговая программа используется, как правило, продавцами, кладовщиками, менеджерами, которые не осведомлены о структурах хранения данных, методах формирования итогов и алгоритмах работы программы. Их задача проще и заключается в заполнении документов и составлении отчетов.

Важное отличие торговых систем от бухгалтерских в том, что первым необходимо обеспечить работу специального торгового оборудования: кассовых аппаратов, POS-терминалов, электронных весов и т. д. По мере развития торговли в России на первый план начинает выходить проблема соответствия поставляемых на рынок автоматизированных торговых систем используемым в мировой практике технологиям. Одна из таких технологий - автоматическая идентификация товаров на базе считывания и распознавания штриховых кодов. Технология автоматической идентификации штриховых кодов позволяет достичь уровня надежности, при котором появляется не более одной ошибки на 32 млн. считываемых символов. Другое направление - развитие безналичных платежных систем на базе пластиковых карт с магнитной полосой или с чипом (смарт-карт) и специальных торговых терминалов (POS-терминалов).

Указанные особенности должны быть учтены при разработке тиражируемых торговых систем и их конкретном внедрении в торговых точках. В какой-то мере особенности технологий и учета в торговле формируют основные требования, предъявляемые к системам этого класса.

Основные требования, предъявляемые к торговым системам

Рассмотрим сначала общие требования. По оценкам разработчиков и пользователей, наиболее важны несколько моментов: обеспечение многооконного интерфейса и возможности одновременной работы с разными документами, справочниками, отчетами; наличие быстрого доступа к необходимым функциям и режимам программы; обеспечение удобного режима ввода информации при заполнении документов; возможность воспользоваться службой помощи в любой момент работы программы, а также наличие удобных режимов просмотра и поиска информации и качественное оформление печатных документов.

Можно также выделить ряд общих пожеланий к работе торговых систем. В частности, желательно обеспечить поддержку в системе многопользовательского режима работы и интеграцию с другими программами.

Требования, предъявляемые к торговым системам, связаны прежде всего с необходимостью учета специфики конкретного объекта автоматизации (магазина или оптовой базы). Не секрет, что и технология работы, и используемое торговое оборудование не одинаковы у разных клиентов. Таким образом, для успешного внедрения торговой системы в каждом конкретном случае концепция ее построения должна предусматривать возможность быстрой адаптации программ к требованиям потребителя и обеспечивать работу с различными видами торгового оборудования. В противном случае речь может идти лишь о частичной, но не о комплексной автоматизации торгового предприятия.

Другой существенный аспект - возможность автоматизировать средствами предлагаемой системы работу удаленных складов и филиалов магазинов (торговых баз). От качества информационного обмена между головной организацией и удаленными подразделениями зависит эффективность работы предприятия в целом.

Наконец, еще один важный момент. Торговые системы - достаточно сложные средства автоматизации, поэтому было бы нелепо считать, что тиражируемая система - это полностью готовое к эксплуатации решение. Как правило, система должна адаптироваться к специфике работы каждой конкретной торговой точки, и от того, как эта работа организована, во многом зависят сроки и качество внедрения системы в промышленную эксплуатацию. Особую актуальность эта проблема приобретает в регионах.

Центр и регионы

В большинстве своем фирмы-разработчики торговых систем сосредоточены в Москве, тогда как немалая часть их клиентов находится в регионах, что создает немало проблем при внедрении систем на местах. Рассмотрим, как же они решаются на практике.

Возможности службы внедрения российской фирмы-разработчика, как правило, весьма ограничены из-за недостаточного числа работников, поэтому даже при наличии клиентов, способных заплатить за систему, разработчик не может мгновенно обслужить всех желающих. Экстенсивное расширение служб внедрения за счет приема на работу новых сотрудников не снимает остроты проблемы, поскольку здесь необходимы хорошо подготовленные специалисты, на обучение которых требуется время. В результате образуется очередь, а внедрение торговых систем сильно затягивается.

Еще больше проблема обостряется при обслуживании иногородних заказов. Не имея опоры в регионах, московские фирмы вынуждены неделями держать своих представителей на местах, перекладывая проблемы быта на их собственные плечи или предоставляя решение этого вопроса заказчику. При этом командировочные расходы составляют вполне внушительные суммы, которые можно было бы значительно сократить, организовав работу на месте.

Наиболее простой и надежный, но, увы, не самый эффективный путь - это создание филиалов на местах. Корпорация "Парус" (сейчас "Галактика-Парус") последовательно шла по пути создания собственных филиалов, занятых исключительно внедрением и сопровождением на местах программных продуктов, разрабатываемых в головном офисе в Москве. В настоящее время в объединенной компании используются разные схемы работы с регионами: и работа с дилерами, и создание филиалов, и выезд сотрудников на места.

В России, с учетом географии страны и специфики рынка, зачастую удобнее вести дела через независимых партнеров, что позволяет в ряде случаев избежать значительных расходов по содержанию филиалов на местах. В первую очередь это дистрибьюторы и дилеры, но имеются и более "изящные" решения. Например, компания "1С" работает и с дилерами, и с партнерами по принципу франчайзинга: и товарный знак, и программный продукт, и система ведения бизнеса передаются независимым локальным партнерам на условиях франчайзинга- специальной лицензии на определенный срок. Общее число партнеров и дилеров "1С" составляет более 1500 - для России это рекорд.

В принципе не очень важно, как будут называться партнеры компании в регионах. Так, компания "Интеллект-Сервис" работает во многих регионах через своих дистрибьюторов, которые обладают очень широкими полномочиями, в том числе по созданию собственных дилерских сетей. В регионе, где у нее есть дистрибьютор, "Интеллект-Сервис" собственных дилерских договоров не заключает, однако от партнера требуется очень высокая квалификация в области информационных технологий, на которых специализируется компания. Сегодня таких дистрибьюторов у "Интеллект-Сервис" семнадцать - в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Перми, Владивостоке и других крупных городах.

Второй уровень партнеров - авторизованные дилеры. Для того чтобы получить данный статус, региональная компания должна иметь определенное количество сертифицированных в "Интеллект-Сервис" специалистов, а квалификационные экзамены там весьма суровые. Обычные дилеры не подвергаются таким испытаниям, но внедрять и сопровождать программы должны уметь все без исключения партнеры "Интеллект-Сервис".

Что предлагает рынок

На российском рынке торговых систем не так много солидных игроков. В первую очередь следует отметить программные продукты компаний-лидеров - "1С" ("1С: Торговля") и "Интеллект-Сервис" (семейство "БЭСТ"), а также фирм "Информационные системы и технологии" ("Аспект"), "Ланкс" ("Суперменеджер"), "Атлант-Информ" ("АККОРД-Интермаркет"), "Фолио", аудиторской компании ИНФИН и корпорации "Галактика-Парус" ("Парус-Торговля").

Указанные выше программные продукты относятся к классу тиражируемых или, в крайнем случае, тиражно-заказных программ: в любом случае работа начинается с типовой "коробки". В этом обзоре не идет речь о заказных и "самостийных" разработках, а также о системах западных компаний (Baan, FIT и других).

"1С: Торговля"

В состав пакета "1С:Торговля" входит типовая конфигурация системы. Это совокупность справочников, документов, отчетов, процедур обработки, ориентированная на наиболее популярные способы ведения торговой деятельности. Благодаря типовой конфигурации реализуются закупки и продажи товаров за наличный и безналичный расчет; торговля с оплатой по факту реализации товара; предоставление товаров в кредит и их резервирование, а также внутренние перемещения товаров, составление разнообразных отчетов, формирование проводок для "1С:Бухгалтерия". Типовая конфигурация имеет отдельное описание, систему помощи, включает стандартные процедуры загрузки справочников, облегчающие внедрение системы на конкретных торговых предприятиях. Наличие такой конфигурации позволяет начать работать с "1С:Торговля" сразу, без какой-либо предварительной настройки.

Однако при этом не исключено, что возникнет потребность в дополнительной настройке системы (например, формируемые программой первичные документы нужно будет привести к принятому на предприятии фирменному стилю). Типовая конфигурация также необходима для внесения изменений в алгоритм формирования цен на отпускаемые товары. Достаточно часто предприятие имеет свою систему скидок, которая должна автоматически отрабатывать при выписке документов. Такого рода изменения в типовой конфигурации "1С: Торговля" выполняются достаточно просто для каждого конкретного заказчика.

"1С" имеет большой опыт адаптации своих программных продуктов. Еще задолго до выпуска "1С:Торговли" компания параллельно с развитием дилерской сети стала формировать так называемую франчайзинговую сеть. В отличие от дилеров, которые являются лишь торговыми партнерами и работают по системе скидок, франчайзи подвизаются под торговой маркой "1С" и гарантированно занимаются оказанием услуг, связанных с тем или иным продуктом, - обучением, настройкой, поддержкой. При продвижении на рынок "1С:Торговля" в качестве конфигурируемой системы прежде всего задействуется франчайзинговая сеть.

Изменению в "1С:Торговля" можно подвергнуть структуры данных, внешний интерфейс и большинство алгоритмов обработки информации. Собственно конфигурирование ведется как визуально (описание структур информации, форм ввода информации, первичных документов и отчетов), так и путем описания алгоритмов на встроенном языке.

Запись алгоритмов на встроенном языке имеет ярко выраженную предметную ориентацию. С использованием объектно-ориентированной технологии программирования осуществляется обращение к таким категориям объектов системы, как справочники, документы, регистры, запросы и т. д.

Программа-конфигуратор "1С:Торговля" предоставляет возможность для качественного оформления документов и форм ввода информации. Для различных категорий пользователей возможно создание отдельных пользовательских интерфейсов. Средства администрирования системы позволяют разграничивать права доступа к объектам и функциям системы в зависимости от категории, к которой принадлежит пользователь.

В "1С:Торговля" предусмотрено несколько механизмов, позволяющих при разработке конфигурации организовать режимы совместной работы с другими программами. Самым простым и традиционным может считаться режим импорта и экспорта текстовых файлов. "1С:Торговля" способна включать в свои отчеты OLE-объекты и работать в режиме DDE-сервера.

Наиболее мощное средство интеграции - это возможность работы в режимах OLE-Automation контроллера и OLE-Automation сервера. Вышеупомянутые режимы позволяют обращаться к другим программам из встроенного языка "1С:Торговля" и наоборот - из других программ обращаться к "1С:Торговля", используя процедуры, функции и объекты ее встроенного языка.

Использовавшиеся при разработке "1С:Торговля" технологические решения позволяют выполнять стыковку не только с другими программами, но и с различным торговым оборудованием. Один из вариантов взаимодействия "1С:Торговля" с кассовыми аппаратами - режим off-line. В данном режиме "1С:Торговля" в начале кассовой смены выгружает текущее состояние товарного запаса. В течение дня кассовые аппараты в торговом зале регистрируют продажу товаров (и если нужно, возврат). В конце смены вся информация загружается в "1С:Торговля". Загрузка может выполняться как по каждому чеку, так и комплексно - имеются в виду итоги продажи каждого наименования товаров за день. Такой режим наиболее целесообразен при торговле широким ассортиментом мелких товаров.

Еще один способ - подсоединение кассового аппарата к компьютеру, на котором работает "1С:Торговля". Это позволяет формировать документы в системе обычным порядком и, кроме того, автоматически печатать чеки на кассовом аппарате с фиксацией необходимой информации в его фискальной памяти.

"1С:Торговля" обеспечивает также работу со сканерами штрих-кодов. Штрих-коды могут задаваться как для единичного товара, так и для упаковок - ящиков, коробок, пачек. При заполнении накладной достаточно поднести сканер к штрих-коду на товаре или упаковке, и данные о нем будут занесены в документ. При этом автоматически производится расчет цен, сумм, скидок и т. д. Если выбрана упаковка товара, то система сама определяет количество единиц товара. Если такой товар уже введен в накладную, то количество товаров, указанное в ведомости, увеличивается. Система также имеет возможность автоматически формировать и печатать этикетки со штрих-кодами как для штучного, так и для весового товара.

Серия "БЭСТ"

"БЭСТ-4" - это в первую очередь торговая система, но тем не менее она обеспечивает автоматизацию всех основных участков учета на предприятии - ведение расчетных счетов, кассы и расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и материалов, расчет зарплаты. Система имеет дружественный интерфейс, благодаря чему большинство настроек может быть выполнено пользователем самостоятельно, без привлечения специалистов фирмы-разработчика. "БЭСТ-4" поддерживает автоматизацию и оптовой, и розничной торговли: для каждого вида бизнеса предлагается свое готовое решение.

Недавно компания "Интеллект-Сервис" разработала новую технологию автоматизации магазинов на основе уже широко апробированной программы "БЭСТ-4". Как известно, для предприятий розничной торговли особо актуальны учет товаров в розничных ценах и проведение переоценки. Именно эти задачи и позволяет решить новинка - программа "БЭСТ4-Магазин". Набор функций, адресованных именно предприятиям розничной торговли, делает эту программу удобной и для менеджеров, и для бухгалтеров.

Главное нововведение "БЭСТ4-Магазин" - введение понятия "текущий рабочий день" и "закрытый рабочий день". В магазинах достаточно часто возникает ситуация, когда необходимо провести переоценку товаров в открытом расчетном периоде. Введение понятия "рабочий день" позволяет решить эту проблему. Не закрывая расчетный период, можно открывать и закрывать неограниченное количество рабочих дней, проводя при этом переоценку на начало рабочего дня. Длительность открытого (текущего) рабочего дня может быть произвольной.

Для изменения розничных цен в программе "БЭСТ4-Магазин" введен специальный режим "протокол требований переоценки". Требование переоценки может быть введено вручную менеджером или автоматически выставлено программой при формировании документа. Требование переоценки выставляется автоматически, если при сохранении текущей учетной цены наценка выходит за объявленные в настройке границы. На основании введенного требования может быть выполнена переоценка остатков товара на начало текущего рабочего дня. После чего все документы текущего рабочего дня будут учитываться в новых прейскурантных ценах.

Наличие режима автоматической переоценки значительно снижает требования к персоналу магазина. Оператору программы нет необходимости отслеживать цены на товары в торговом зале и цены поставщиков. В случае несоответствия программа сама уведомит об этом и автоматически рассчитает новые розничные цены.

Технология автоматизации удаленных центров продаж предназначена для предприятий, имеющих удаленные филиалы, которые осуществляют торговлю как оптом, так и в розницу. Технология базируется на использовании программы "БЭСТ-4" и пакета программ "Удаленный центр продаж". Пакет, который является составной частью системы "БЭСТ-4", состоит из двух программных модулей - "Удаленный склад товаров" и "Удаленный торговый зал". Обмен данными с центральным комплексом осуществляется с помощью дискет или модемной связи.

Технология позволяет вести полноценный оперативный учет на протяжении всего цикла движения товара, начиная от момента оприходования и до его реализации в розницу. На основании переданных из удаленного филиала документов по движению товаров в центральном комплексе восстанавливается бухгалтерский учет - производится автоматическая контировка принятых документов.

Начальная настройка системы производится в центральном комплексе, там же заполняются справочники товаров и формируется прайс-лист. После этого данные передаются в удаленный филиал. Здесь доступны все операции по приходованию и отпуску товаров, включая формирование розничного прайс-листа, печать этикеток и ценников, взаимодействие с кассовыми аппаратами и электронными весами. По наличию и движению товаров формируется широкий спектр отчетов.

Модуль "БЭСТ-КПМ" предназначен для автоматизации рабочего места кассира-операциониста и позволяет свести в единую систему компьютер и кассовый аппарат. Приложение работает как эмулятор POS-терминала и обеспечивает автоматическую регистрацию розничных продаж, оформление и печать чеков, поддержку внешних устройств (сканеры штрих-кодов, электронные весы), занесение сведений в фискальную память. Следует особо отметить, что "БЭСТ-КПМ" - относительно дешевое решение, так как программа и простой кассовый аппарат в сумме стоят существенно меньше, чем любой POS-терминал.

Другие программы

Система "Парус-Торговля" предназначена для автоматизации торговых предприятий со структурой любой степени сложности. Автоматизируются все основные этапы хозяйственной деятельности: розничная и оптовая продажа, учет товаров на складах и в торговых точках в натуральном, а также стоимостном выражении, получение информации о реализации товаров с указанием типа оплаты (предоплата, наличные, кредит) и т. д. В системе предусмотрены стандартные решения для подключения контрольно-кассовых машин, POS-терминалов и специального торгового оборудования. Для удобства расчетов с клиентами система поддерживает современные способы безналичных расчетов на базе магнитных и смарт-карт.

Система "Суперменеджер" компании "Ланкс" обладает широкими возможностями интеграции разнообразного оборудования по обработке штрих-кодов. Этому способствует многолетнее плодотворное сотрудничество фирмы с компанией "ДатаСкан" - эксклюзивным представителем в России известной итальянской компании Datalogic, специализирующейся на поставках сертифицированного оборудования для реализации технологий штрихового кодирования.

Примеры можно продолжить, но почти все остальные новинки представляются уже экзотикой.

Торговые системы и Internet

Систему "АККОРД-Интермаркет" при наличии стандартного набора функциональных возможностей отличает надежная защита информации на базе стандартов Secure Sockets Layer и возможность развития собственных программных средств для создания Web-узлов электронной торговли через Internet. Это направление представляется весьма актуальным.

Приведем некоторые цифры. По различным оценкам, сегодня сетью Internet пользуются 20-60 млн. людей в мире и 500-800 тыс. россиян. Согласно прогнозам корпорации IDC, к 2001 году число пользователей сети вырастет до 175 млн. человек. IDC оценивает общий мировой оборот электронной коммерции в 1997 году в 10 млрд. долл. и прогнозирует его рост до 220 млрд. долл. к 2001 году. Таким образом, электронная торговля становится все более популярна во всем мире, а значит, задача разработки программных средств для создания Internet-магазинов в России отнюдь не абстрактна.

Я далек от мысли, что в России электронная торговля будет развиваться легко и непринужденно. Даже пластиковые карты - основное средство платежа в цивилизованных странах - приживаются у нас неважно. Вполне понятно почему: воруют. Меня самого недавно обворовали: банкомат формально совершил операцию, а денег не дал. Наверное, с каждым владельцем карты случалось что-то подобное. Тем не менее у электронной коммерции есть определенные перспективы и в России. И некоторые разработчики в этом уже убедились.

Система "АККОРД-Интермаркет" тесно интегрируется с комплексной системой управления предприятием "АККОРД", в которой реализовано большинство задач складского и торгового учета, управления продажами и закупками. Таким образом, при работе с "АККОРД-Интермаркет" пользователь может вести бизнес традиционным способом. Кроме того, новая система построена на открытых стандартах Internet, что освобождает пользователя от необходимости изучать специализированные языки программирования.

Автоматизация многоуровневого маркетинга

Сегодня во многих странах широко используется схема продаж с применением технологии многоуровневого маркетинга (multi-line-marketing, MLM). Продажа осуществляется через сеть консультантов, они же друзья клиента. Основной принцип MLM таков: покупать нужно по совету друзей только в том случае, если они отзываются о товаре или услуге положительно. Каждый консультант за каждый "результативный" совет получает определенное вознаграждение.

В России этот метод сбыта, заслуживший собирательное название "гербалайф", пока принимают "в штыки". Это неудивительно, так как свои и импортные мошенники, пытавшиеся одновременно надуть и конечного покупателя, и всю сеть распространителей, надолго отбили у многих россиян охоту покупать что-либо подобным способом.

На самом деле MLM как метод сбыта вполне способен конкурировать с сетью мелких розничных торговых точек. Расчеты показывают, что на выплату вознаграждения консультантам всех уровней иерархии уходит 30-40% от цены товара, что вполне сопоставимо с "накруткой" мелких торговцев на лотках, в ларьках и палатках.

Сложность расчетов по схеме MLM и отвращение россиян к любого рода пирамидам (вспомните МММ) до недавнего времени сдерживали активность российских фирм - разработчиков торговых систем - в этом направлении. Но одна из них - компания "Ланкс" - рискнула и добавила в свой пакет "Суперменеджер" новый модуль, обеспечивающий полную автоматизацию расчетов по принципу MLM: скидки и вознаграждения консультантов, реестр консультантов и т. д. Кстати ли? Это покажет время.

Вместо эпилога

"Коньяк пахнет клопами", - скажет пессимист, и по-своему будет прав. Наверное, ни в России, ни в целом мире еще нет совершенной технологии или полностью функциональной системы для автоматизации торговой деятельности. Однако с теми программами, которые уже есть, можно и нужно работать - это все равно эффективнее, чем производить учет вручную.

Для работы с торговой системой от специалистов нижнего звена (продавцов, кассиров) не требуется высокой квалификации в области компьютерных технологий. Проблема здесь в другом - как выбрать правильную технологию работы. И многие торговые предприятия (особенно розничной торговли) в этом случае рассчитывают на фирму-разработчика.

Проблема выбора системы действительно стоит остро. Необходимо учесть все: и цену, и функциональность, и способ поставки, и качество обслуживания. Вероятность разорения и ухода с рынка крупных компаний существенно меньше, чем мелких фирм, перебивающихся от заказа к заказу. Поэтому, чтобы потом не было мучительно больно за потраченные впустую время и деньги, главное - выбрать солидную и надежную фирму-разработчика.


Игорь Аглицкий - директор компании "Ламинфо", специализирующейся на исследованиях отечественного рынка бизнес-программ. С ним можно связаться по электронной почте по адресу laminfo@glasnet.ru.