Стэн Ши: "Мы должны вкладывать средства в будущее"
В конце мая - начале июня компания Acer проводила в своей тайваньской штаб-квартире серию встреч с представителями мировой компьютерной и деловой прессы - Global Press Conference. Как часто бывает в подобных случаях, мероприятие проходило поэтапно. Российские участники попали в группу журналистов, представлявших все регионы мира за исключением Европы - эта группа собралась в Тайбэе в период со 2 по 6 июня.

Поскольку значительную часть журналистов составляли представители стран Азии, организаторы из Acer, по-видимому, решили сделать так, чтобы встреча совпала с проведением крупнейшей азиатской выставки по компьютерным технологиям - Computex '98.

Присвоение Global Press Conference титула "глобальной" оказалось оправданным не только с точки зрения географического охвата участников, но и учитывая характер рассматриваемых вопросов. Мероприятие, носившее название "Информационная технология - строительные блоки для уничтожения барьеров", состояло из выступлений руководителей различных подразделений Acer. Речь шла не о конкретных продуктах, а о тенденциях развития и стратегии компании.

"Тайваньский провидец"

Это - один из эпитетов, которыми щедро награждают председателя совета директоров и исполнительного директора Acer Group Стэна Ши. А еще - "разрушитель барьеров между людьми и технологиями". С недавних пор это стало девизом всей его жизни. Большую же часть своей карьеры Ши посвятил превращению Acer в преуспевающую международную группу, добиваясь изменения негативного отношения к тайваньской продукции на мировом рынке.

Во время встречи с журналистами Ши поделился своим видением будущего индустрии ИТ. К ее оценке всегда подходили с технологической и производственной точки зрения. Между тем, по мнению Ши, наиболее ценным и важным качеством для отрасли является интеллектуальная собственность (ИС), и ее совершенствованию должно уделяться не меньшее внимание, чем развитию производства.

ИС, в понимании Ши, означает нечто большее, чем просто технологические достижения: создание и продвижение торговой марки не менее важно для успеха. Вообще он считает, что для того, чтобы достичь прогресса в области информационных технологий, современное общество должно больше ориентироваться на культуру, искусство и гуманитарные науки, поощряя развитие творческих наклонностей.

Исходя из этого, Acer вкладывает значительные средства в создание высокотехнологического сообщества. Ши планирует оказать финансовую помощь для создания к 2010 году более 100 компаний, специализирующихся в области ПО. К этому времени Acer планирует третью часть своей прибыли (или шестую часть своих доходов) получать за счет продаж ПО.

Колыбель для "тайваньского Билла Гейтса"

Над ее обустройством уже хлопочет Acer: недалеко от Тайбэя компания сооружает первый негосударственный технологический парк - Aspire Park. Планы его создания зародились в голове Ши еще в 1989 году, но только в последние годы началось активное строительство. В ближайшие десять лет компания собирается инвестировать в этот проект 8 млрд. долл. Частично парк будет готов к концу текущего года.

В Aspire Park предполагается разместить производственные здания, исследовательские лаборатории, конференц-залы и учебные помещения, зоны отдыха, магазины, спортивно-оздоровительные клубы, центры. Кроме того, на территории парка будут сохранены природные ландшафты. По замыслу Ши, Aspire Park станет интегрированной средой, в которой можно будет жить, работать, учиться и отдыхать. Он рассчитан на проживание 8 тыс. постоянных жителей и способен обеспечить работой примерно 10 тыс. человек.

Все элементы парка - жилые и общественные здания, производственные помещения и исследовательские лаборатории - будут связаны единой телекоммуникационной инфраструктурой. В ее основу положена высокоскоростная волоконно-оптическая сеть, которая станет первой на Тайване общественной информационной супермагистралью.

Одно из основных назначений парка - разработка новых технологий, в особенности в области ПО.

По мнению Ши, на Тайване создано производство мирового уровня, однако стране не удастся продержаться на Олимпе информационных технологий больше десяти лет, если на пороге XXI века она не сосредоточится на разработке ПО. С этой целью в Aspire Park создается специальный центр, который сможет дать "приют" примерно 300 небольшим фирмам. Ши твердо убежден, что они смогут вырастить в своей среде еще одного Билла Гейтса.

Стратегия Acer в области ПК

По оценкам аналитиков, за два прошедшие года Acer потерпела на американском рынке неудачу с Aspire, главным образом, вследствие маркетинговых ошибок: они обошлись компании в 1996-1997 годах в 120 млн. долл. В связи с этим Ши советуют отказаться от продвижения собственной торговой марки и сосредоточиться на том, что у Acer получается лучше всего - производстве высококачественных ПК под марками известных западных фирм. Хотя компании принадлежит третье место в мире по выпуску ПК, компьютеры под собственной торговой маркой Acer занимают только седьмое место (3,3% в 1997 году). Кроме того, за Acer осталось пятое место в мире по производству ноутбуков и шестое - по серверам.

Поставив себе целью занять пятую строку в рейтинге самых популярных марок ПК, Acer может угодить в ловушку, начав конкурировать с собственными клиентами. Разорвав OEM-контракты с Acer, они лишат компанию огромных средств, которые ей приносит это бизнес: прибыль от продажи ПК составляет треть общих доходов компании.

В Acer оценивают положение дел по-другому. Рынок компьютеров по-прежнему продолжает расти, даже несмотря на финансовый кризис в Азии. И как надеется Ши и другие руководители компании, в нынешнем году Acer увеличит свою долю на мировом рынке ПК до 3,5%. О планах в области разработки настольных ПК рассказал на встрече с журналистами вице-президент Acer Винсент Чо.

В портфеле Acer четыре типа компьютеров: семейство Aspire - для домашнего рынка, AcerPower - для корпоративных пользователей, AcerEntra - платформа для OEM-производителей, а также продукты, отвечающие концепции XC.

Для каждого из семейств имеется свое ключевое свойство: у Aspire - это простота использования, у AcerPower - оснащение новейшими технологиями, у XC - разнообразие приложений и цена (менее 600 долл.). Из всех компьютеров, выпускаемых Acer, 60% ПК продаются по цене от 600 до 1200 долл.

В отношении Aspire и AcerPower компания использует разную стратегию смены поколений продукции.

Так, для компьютеров Aspire поддерживается практически постоянный уровень цен при неизменном повышении их производительности (роста быстродействия процессора, объема оперативной памяти, емкости винчестера). При этом конфигурация компьютеров меняется ежеквартально.

В случае AcerPower имеет место последовательное снижение стоимости одной и той же модели (при сохранении производительности) вплоть до ее морального устаревания, когда на замену ей приходит более производительная модель с той же первоначальной ценой.

В Acer рассматривают семейство операционных систем Windows как базовую платформу для любых типов компьютеров, от наладонных устройств до кластерных конфигураций серверов. При этом Windows NT отводится ключевая роль - это будущая ОС для всех категорий пользователей.

Компания уже выпускает компьютеры на базе инфраструктуры Slot 1, однако не собирается пока отказываться и от стандарта Socket 7. Это полностью соответствует стратегии Acer, которая позволяет каждому своему региональному подразделению самостоятельно решать, какую конфигурацию должны иметь продаваемые им компьютеры.

Вице-президент подразделения по мобильным компьютерам Джим Вон представил тенденции рынка мобильных компьютеров и стратегию Acer в этой области. Тот факт, что портативным компьютерам придается такое значение, объясняется просто: на долю ноутбуков приходится 50% рынка ПК.

Согласно принятой в Acer классификации, существует пять категорий портативных ПК: 1) ноутбуки верхнего уровня, в которых реализованы все технологические новинки; они занимают чуть больше 5% рынка; 2) массовые ноутбуки с наилучшим соотношением цена/производительность; к этой категории относится наибольшая часть выпускаемых ноутбуков; 3) недорогие ноутбуки с минимальным набором базовых функций; это сравнительно новый сегмент; 4) сверхпортативные - "тонкие и легкие" - ноутбуки; 5) мини-ноутбуки - чрезвычайно портативные, но с некоторыми функциональными ограничениями; также новички на рынке.

Наиболее быстрорастущими, по мнению Вона, являются третий и четвертый сегменты. Именно поэтому компания планирует уделять им повышенное внимание.

Стратегия Acer в отношении ноутбуков предусматривает увеличение продолжительности работы от батареи и портативности (снижение габаритов и массы). Как показывает опрос, именно эти характеристики - если не считать, конечно, производительности, которой всегда не хватает, - вызывают недовольство у наибольшей части пользователей (41% и 30% опрошенных соответственно).

Вон подчеркнул, что Acer лидирует по продолжительности работы ноутбуков от батареи во всех сегментах мобильных ПК, добавив, что компания первая заговорила о необходимости применения энергосберегающих технологий во всех компонентах компьютера.

Периферия - в центре внимания

Выпуск периферийных устройств, спектр которых постоянно расширяется, можно упомянуть среди ключевых направлений деятельности одного из подразделений Acer Group - компании Acer Peripherals (API). Помимо продаж оборудования по собственным каналам дистрибуции (40% объема продаж), API поставляет свои продукты OEM-партнерам (40%) и использует их для комплектации персональных компьютеров Acer.

К настоящему времени наибольших успехов компания добилась, выпуская мониторы (второе место среди тайваньских производителей при ежемесячном объеме производства 500 тыс. штук), клавиатуры (третье место, 600 тыс. шт.), устройства оптической памяти (первое место, 600 тыс. шт.) и сканеры (четвертое место, 200 тыс. шт.).

Коммерческий успех Acer Peripherals обусловлен прежде всего выпуском мониторов: в прошлом году компания произвела 3,9 млн. устройств, и их доля в общем объеме продаж достигла 55-60%. Помимо ЭЛТ- и ЖК-мониторов компания производит плазменные панели. К настоящему времени у нее имеется модель с диагональю 34 дюйма, а на конец текущего года запланирован выпуск панели размером 42 дюйма, которая, по мнению специалистов, будет пользоваться большим спросом.

Доля устройств оптической памяти, сканеров и клавиатур составляет в общем объеме продаж соответственно 22-25%, 10-15% и 3-4%. В текущем году компания планирует увеличить объем производства мониторов, клавиатур и устройств оптической памяти примерно в полтора раза. Что касается производства сканеров, то объем их производства вырастет гораздо существеннее - примерно в пять раз. Подобные темпы роста, видимо, позволят улучшить положение Acer Peripherals на мировом рынке сканеров: пока компания занимает на нем пятое место.

А вообще, по словам вице-президента API Джозефа Хана, его компания строит грандиозные планы: к 2000 году она хочет лидировать по выпуску всех видов периферийных устройств.

"Завод по производству полупроводников подобен большому слону"

По мнению президента Acer Semiconductor Manifacturing (ASM) Алекса Чена, завод так же трудно перевести на новую технологию, как заставить свернуть с дороги слона. Между тем, как считает Чен, производство полупроводников должно быть предельно гибким. Однако для того, чтобы сделать завод таким, нужны большие инвестиции.

Разразившийся в конце прошлого года финансовый кризис в Юго-Восточной Азии заставил компанию пересмотреть свои планы по наращиванию производственных мощностей и отложить на пару лет строительство нового завода по производству полупроводниковых кристаллов. Таким образом, выпуск модулей памяти объемом 1 Гбит начнется не ранее 2000 года.

Как подчеркнул Чен, доходы компании в текущем году будут в значительной степени определяться положением на рынке полупроводников в целом и устройств памяти в частности. (По данным компании, треть используемых при сборке компьютеров компонентов производится ASM.) В прошлом году ситуация была неблагоприятной: по причине перепроизводства доходы от продаж устройств динамической памяти упали на 19,7%.

"Мы сильны производством"

В этом, по мнению одного из руководителей Acer, состоит одно из главных достоинств Acer. А чтобы не быть голословной, компания организовала для журналистов посещение своих производственных мощностей в научном парке Синьчжу, а также завода по выпуску периферийных устройств. В настоящее время производство Acer в Синьчжу - одно из крупнейших в мире: это предприятие позволяет ежегодно выпускать до 4,4 млн. ПК; 1,4 млн. ноутбуков; 2,6 млн. материнских плат и 3 млн. дисководов CD-ROM. Это дает компании основание в нынешнем году рассчитывать на выпуск 8 млн. ПК, в том числе одного миллиона ноутбуков. В прошлом году Acer произвела 6 млн. компьютеров, 800 тыс. из них - ноутбуки.


На пути к 1 млрд. интерактивных пользователей

Выступление представителя IDC в Азиатско-Тихоокеанском регионе Денниса Филбина, посвященное глобальным тенденциям в области информационных технологий (ИТ), задало тон всей встречи.

Согласно представлениям IDC, приобщение пользователей к ИТ проходило в три этапа. В 70-е годы на автоматизацию было затрачено примерно 50 млрд. долл. При этом число пользователей ИТ к концу десятилетия составило примерно 10 млн. человек. В 80-е годы - уже 500 млрд. долл., а число пользователей превысило 100 млн. И, наконец, в 90-е годы активно началась автоматизация индивидуальных заказчиков, и к 2010 году их число достигнет 1 млрд., при этом предполагается затратить 5 трлн. долл.

Естественно, центральное место в выступлении Филбина было отведено Internet. Он обрисовал преимущества, которые получит компания, использующая Сеть на всех этапах - от закупки сырья до продажи и предоставления услуг. Речь шла о снижении издержек, увеличении производительности и росте доходов.

Например, оформив Web-сайт для электронной торговли и затратив на это 3 млн. долл., Cisco смогла снизить к середине прошлого года расходы на маркетинг и продажу на 250 млн. долл. и продать изделий на сумму 200 млн. долл.; причем ошибки при оформлении заказов сократились с 20% до 0,1%.

Несмотря на свою "региональную принадлежность", Филбин в основном оперировал статистикой американского рынка. Так, затраты США на ИТ за период с 1998 по 2002 годы составят свыше 4 трлн. долл., из них 512 млрд. долл. будет израсходовано на развитие Internet.

Вывод IDC о том, что пользователи будут инвестировать средства в Internet, основан на данных об окупаемости различных технологий. Так, проведенное компанией исследование показало, что в то время как при использовании технологии клиент-сервер срок окупаемости капиталовложений достигает полутора лет, для Web-технологий этот показатель составляет всего 1,5 месяца.

Безусловно, одним из факторов, определяющих развитие Internet, является пропускная способность каналов доступа. В прошлом году в США 18 млн. домашних пользователей имели доступ в WWW, причем 99% обладали аналоговыми каналами. К 2002 году число американских пользователей вырастет до 45 млн. человек: 81% из них будет пользоваться аналоговыми линиями, 9% - DSL-каналами, 7% намеревается использовать кабельные модемы, 3% - ISDN-линии.


Азиатские игры

Acer Group стала спонсором Тринадцатых Азиатских игр, которые пройдут в Бангкоке в период с 6 по 20 декабря. Компания выделила 10 млн. долл. на создание информационной системы Игр на базе клиент-серверной технологии, поставив для нее 200 многопроцессорных серверов и 1800 персональных компьютеров.

Как подчеркивают представители Acer, впервые при организации события такого уровня будет построена компьютерная сеть на основе ПК: ранее подобные информационные системы создавались на базе мэйнфреймов.

Среди функций системы управления играми - разработка расписания игр, резервирование мест в гостинице, контроль за транспортными перевозками, медицинское обслуживание и некоторые другие.

Acer развернет также информационную систему для спортивных комментаторов. С ее помощью можно будет получить в реальном времени, например, отчеты об итогах соревнований или справки о состоянии здоровья спортсменов.

Систему управления играми Acer создает совместно с Microsoft и Computer Associates.

В местах проведения мероприятий Acer планирует установить 300 информационно-справочных систем на базе сенсорных панелей. Кроме того, компания разрабатывает для Игр официальный Web-сайт.


Большая роль маленького острова

MiTAC Essentia 2000
Тайвань - остров с населением в 21 млн. человек - является третьим в мире после США и Японии производителем компьютерного оборудования и отличается высокими темпами развития: за 1997 год ИТ-отрасль Тайваня выросла на 20% и достигла 35,8 млрд. долл.

Выпуск компьютерного оборудования (85% от объема всей отрасли) осуществляется на Тайване главным образом на основе OEM- и ODM-контрактов (ODM - Original Design Manufacturer), которые обеспечивают 74% общего объема продаж. В течение последних трех лет доля OEM- и ODM-продуктов постоянно росла, в то время как продажи под торговыми марками тайваньских компаний падали.

Самым крупным потребителем тайваньской продукции является Северная Америка (41% общего объема), за ней следует Европа - 29% и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - 19%. (Интересно, что, в свою очередь, США поставили на Тайвань в прошлом году ПК на сумму 357 млн. долл., а в ближайшие два года экспорт компьютеров США на Тайвань будет расти ежегодно на 15-20%.)

Производство мониторов составляет 28% от общего объема ИТ-отрасли Тайваня. Далее - по степени важности - следуют ноутбуки (22,5%), настольные компьютеры (19%), материнские платы (12,5%). В последние три года производство таких продуктов, как дисководы компакт-дисков, ноутбуки, настольные компьютеры и материнские платы, быстро растет, в то время как, например, выпуск мониторов и клавиатур сократился.

Согласно оценкам, к 2000 году ИТ-продукции на Тайване будет выпущено на сумму 61,45 млрд. долл. По мере того как издержки местных производителей станут расти, часть продуктов - мониторы, мыши, клавиатуры, источники питания и корпуса - окажется выгоднее производить за пределами страны. На Тайване же будет сохранено производство более "ценных" изделий - ноутбуков, устройств динамической памяти, ЖК-матриц и печатных плат.

Зеркалом информационных технологий Тайваня является Computex '98 - одна из трех крупнейших в мире компьютерных выставок (после Comdex и CeBIT). В отличие от других международных компьютерных выставок, где на суд общественности выносятся концепции и прототипы, Computex является витриной продуктов массового производства.

В нынешнем году в выставке участвовало 892 компании (по сравнению с прошлым годом число участников выросло на 14%, а количество стендов - на 41%); 87 участников представляли 15 зарубежных стран.

На выставке мне удалось встретиться с корреспондентом Службы новостей IDG Терхо Уимоненом - его материалы из Тайбэя регулярно печатаются в нашем еженедельнике - и узнать, каковы его впечатления от Computex '98. В качестве особенностей прошедшей выставки Уимонен, постоянно наблюдающий за развитием ситуации на тайваньском рынке ИТ, считает лишь большое число периферийных устройств, оснащенных шиной USB. В самом деле, очень редко в устройствах, представленных на выставке, отсутствовал хотя бы один USB-разъем. Им оснащены теперь и мониторы, и клавиатуры, и сканеры, и цифровые фотокамеры, и мыши, и другие изделия.

Помимо "парада устройств" с USB-шиной я отметил также большое число ЖК-мониторов: фактически на каждом стенде компаний-производителей была представлена одна или несколько ЖК-моделей.

Кроме того, несколько компаний анонсировали мини-ноутбуки на базе Windows CE 2.0. К этой категории относятся, например, модели MNB-6300 и 6500 от компании Aurora размером 250х168х42 мм и весом в 1,3 кг. Первая из них оснащена процессором Pentium/MMX с частотой 166 МГц, ЖК-экраном с диагональю 7,7 дюйма и жестким диском емкостью 1,6 Гбайт. Стоит она 1600 долл. Вторая имеет процессор Pentium/MMX с частотой 200 МГц, экран размером 8,4 дюйма и жесткий диск емкостью 2,1 Гбайт и продается по цене 1900 долл.

Габариты и масса другого мини-ноутбука - модель AMiTY CN компании Mitsubishi Mobile Computer - меньше, чем у изделий Aurora, однако и сама эта модель более низкого уровня: процессор Pentium/133 МГц, ЖК-экран с пассивной матрицей размером 7,5 дюйма и жесткий диск емкостью 1,2 Гбайт.

Экспонаты многих известных тайваньских производителей никак нельзя назвать новинками - их уже демонстрировали, например, на выставке CeBIT '98. В этом году прибывшие в Ганновер с Тайваня 502 компании образовали самую многочисленную группу зарубежных участников (впервые за всю историю проведения CeBIT больше всего фирм-участниц приехало не из США).

Тем не менее новинки все-таки были. Например, серию интересных продуктов представила компания Mitac (OEM-производитель продукции для многих всемирно известных фирм). Среди них - компьютер класса NetPC Essentia 2000 на базе процессора Pentium II, настольный компьютер Avenia 3000 на базе Pentium II с частотой 333 МГц , оснащенный 15-дюймовым ЖК-экраном с разрешением 1024х768, несколько ноутбуков в специальном защищенном исполнении для использования в промышленности и военном деле, и, наконец, самый легкий и компактный на Computex '98 портативный компьютер MiNote 5036 с экраном размером 12,1 или 13,3 дюйма.

- Игорь Кондратьев,

Computerworld Россия