Известно, что они зачастую не останавливаются перед тем, чтобы совершить насилие, полностью игнорируют своих родителей. А о пристрастии "детей улицы" к наркотикам и говорить не приходится. В условиях "технической цивилизации" подростки представляются либо жертвами, либо малолетними преступниками. Просматривая материалы журнала Growing Up Digital, я обнаружил довольно интересную закономерность: почти все "эксперты" утверждали, что с развитием технологии - особенно Internet и видеоигр - увеличивается число детей с серьезными отклонениями в поведении, нарушением интеллектуального развития и способности к социальной адаптации.

Типичным примером подобных публикаций можно считать статью психиатра Теодора Рожака в журнале New International, автор которой пишет: "Эта дорогостоящая игрушка - я имею в виду технологию WWW - используемая в качестве обучающей системы, рассеивает внимание школьников и препятствует развитию умственных способностей". Какой же вывод делает автор? Нельзя подпускать детей слишком близко к порождениям современной технологии. В журнале The Sibling Society Блай пишет: "Машинная цивилизация разрушила все ценности, принятые прежде в обществе. Мы живем среди деградирующих и агонизирующих тинэйджеров, у которых за душой уже ничего не осталось".

Мне позиция автора представляется весьма сомнительной. Во-первых, волна молодежной преступности - это миф. Количество преступлений, совершенных молодыми, оставалось стабильным или снижалось в течение последних пяти лет (или двух десятилетий, если вспомнить войну с наркотиками в центрах крупных городов). Да, несколько психически нездоровых подростков, имеющих доступ к оружию, совершили страшное преступление. Но ни в коем случае нельзя отождествлять их с целым поколением.

Что касается взаимоотношений подростков с технологиями, я уверен, что им есть чему поучиться у компьютера (что, конечно, не исключает необходимость постоянного наблюдения со стороны учителей, родителей, юристов и деловых людей).

Однако исследуя Сетевое Поколение (я изучал поведение детей от 1 до 21 года), я понял, что циники, технофобы и моралисты "в чистом виде" практически не встречаются.

Большинство молодых людей, проводивших свободное время в Сети, не забывали про домашние дела, активно общались с приятелями, играли в футбол или занимались музыкой. Итак, единственная жертва Сети, по которой действительно был нанесен сокрушительный удар, это телевидение.

Что ж, если дети вместо того, чтобы смотреть телевизор, предпочитают бродить по Сети, читая, думая, анализируя и критически оценивая различные ситуации, то их мышление от этого только развивается. Они учатся ценить качество инструментальных средств, оперативность доступа к информации, разнообразие услуг и свободу выбора.

С помощью ПК подростки играют, познают мир, общаются, ищут себе новых друзей - словом, занимаются всем тем, с чем связаны наши традиционные представления о нормальном, счастливом детстве.

С другой стороны, компьютерные системы представляют собой среду, которая в значительной степени изменяет восприятие подростками окружающего мира и способствует более раннему раскрытию различных сторон их личности. Исследовав этот вопрос, я пришел к выводу, что интерактивная среда способствует ускорению умственного развития.

Однако не все так просто. Существует опасность того, что в конце концов молодое поколение полностью "переселится" в придуманный им мир, перестав заниматься чем бы то ни было. Итак, родителям следует быть предельно осторожными и не терять бдительности.

Одно могу сказать точно. Дети, не имеющие доступа к компьютерам, обычно развиваются медленнее своих сверстников.

Дон Тэпскотт - председатель объединения Alliance for Converging Technologies. Его перу принадлежат шесть книг, в том числе - бестселлеры Paradigm Shift ("Новая парадигма") и The Digital Economy ("Цифровая экономика"). Последняя работа писателя носит название Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation (McGrow Hill, 1998) - "Развитие цифровых систем: появление сетевого поколения".