Информационные технологии: ремесло или профессия?

Паула Якобс
InfoWorld, США

Что такое информационные технологии, ремесло или профессия? Возможно, подобные дискуссии представляются пустым теоретизированием, однако от ответа на этот вопрос зависит идеология обучения информационным технологиям, да и статус отрасли в целом. Следует отметить, что в связи с последними событиями в мире информационных технологий (в частности, появлением многочисленных проектов решения проблемы 2000 года), а также повышением значимости информационных систем на предприятиях, большинство склонно рассматривать компьютерщиков как профессионалов.

Согласно классическому определению, ремесленник - это человек, занятие которого требует определенных навыков, частично приобретаемых в процессе работы. Примеры: слесарь, плотник. Профессия предполагает образование более высокого уровня, приобретение навыков решения проблем, а также наличие диплома, гарантирующего, что у его обладателя определенная сумма знаний. Освоить какое-либо ремесло сравнительно несложно, ведь характер работы со временем практически не меняется. Получить профессию значительно труднее; к тому же профессионалам необходимо постоянно практиковаться и повышать свою квалификацию.

Исторически так сложилось, что информационные технологии заняли в этой иерархии промежуточное положение. Некоторые сотрудники отделов информационных систем имеют ученые степени, другие освоили компьютер прямо на рабочем месте. Конечно, ставить программистов в один ряд с медиками и адвокатами не совсем корректно хотя бы потому, что строго регламентированной программы обучения по этой специальности не существует. Другое дело, что многие связанные с информационными технологиями должности требуют академической подготовки.

"Для специалистов-компьютерщиков благоприобретенные навыки гораздо важнее, чем любые бумажки. Поскольку отрасль стремительно развивается, ее работники часто имеют разный уровень подготовки", - объясняет директор по планированию Computer Career Institute при Университете Кларка Боб Дэниелс. Среди учащихся компьютерных курсов немало выпускников высших учебных заведений, которые хотят получить статус сертифицированных специалистов по Microsoft Windows NT или Novell Netware, необходимый им для работы на вполне определенном предприятии. Итак, один из путей приобретения специальных знаний - курсы. Аргумент в пользу "ремесленного" подхода к информационным технологиям.

Не стоит забывать и о том, что расширенные сертификационные программы, которые могут считаться аналогами массовой подготовки дипломированных специалистов, не снискали особой популярности. Лишь малая часть работников отделов информационных систем может похвастаться бумажками вроде диплома Института сертификации профессионалов-компьютерщиков, хотя последний существует уже более четверти столетия.

И все же многие считают информационные технологии профессией. Конечно, в обязанности сотрудников информационных отделов входит ввод данных или прокладка кабеля, то есть работа, не требующая высокой квалификации. Вместе с тем для решения таких задач, как разработка программного обеспечения и управление системами, нужна более основательная подготовка и фундаментальное образование.

Где пройти освидетельствование

Целый ряд ассоциаций работников информационных технологий организует курсы в целях развития образовательных стандартов в компьютерной индустрии.

Institute for Certification of Computing Professionals - http://www.iccp.org. Institute for Certification of Computing Professionals (ICCP) предлагает два типа сертификатов: Certified Computing Professional и Associate Computing Professional. Кроме того, ICCP проводит экзамены по 17 различным специальностям, включая системы Unix, TCP/IP и разработку программного обеспечения.

Information Systems Audit and Control Association and Foundation - http://www.isaca.org. Данная организация предлагает обучение с выдачей сертификата Certified Information System Auditor.

Quality Assurance Institute - http://qaiusa.com. Quality Assurance Institute организует курсы, выпускники которых получают сертификаты Certified Quality Analyst, Certified Software Test Engineer и Certified Software Process Improvement Practitioner.

- Паула Якобс

"Я всегда был склонен относить работников отдела информационных технологий, особенно программистов и системных администраторов, к числу высококвалифицированных специалистов, - говорит Джо Полицци, заместитель начальника отдела теоретических и прикладных исследований Института космических исследований и, одновременно, президент американского отделения Ассоциации пользователей цифрового оборудования. - Действительно, чтобы успешно решать стоящие перед ними проблемы, они должны владеть определенными методиками".

Итак, не побоюсь повториться: основные приемы и правила работы ремесленника в течение жизни практически не меняются, тогда как в сфере информационных технологий дело обстоит с точностью до наоборот. Сегодня даже специалисты с учеными степенями вынуждены постоянно пополнять свои знания, поскольку информация устаревает очень быстро. Успех специалиста по информационным технологиям зависит от его способности усваивать, синтезировать и применять на практике знания из разнообразных сфер человеческой деятельности.

Некоторые считают, что подготовка к наступлению 2000 года также стимулирует введение новых отраслевых стандартов и способствует повышению роли дипломированных специалистов в современном обществе.

Шэрон Франк, директор ICCP по маркетингу, отмечает рост интереса к курсам по языкам программирования Кобол и RPG/400. В частности, число заявлений на прохождение экзамена ICCP по Коболу увеличилось на 25%. Франк связывает это с подготовкой компаний к приходу нового тысячелетия.

ICCP также является одним из лидеров кампании за расширение числа общеобразовательных предметов, обязательных для специалистов по информационным технологиям.

Линн Эдельсон из компании Coopers and Lybrand прогнозирует, что с течением времени к специалистам будут все чаще предъявляться стандартные требования. С ее точки зрения, диплом - это своего рода "знак качества" для специалиста в области информационных технологий.

Эдельсон со своей стороны всячески поощряет получение сотрудниками своего отдела свидетельства Certified Information Systems Auditor, поскольку наличие последнего свидетельствует о том, что его обладатель знает основы аудита информационных систем. К тому же клиенты в своих заявках нередко оговаривают, что все участвующие в реализации проекта специалисты должны быть сертифицированы. Эдельсон считает, что по мере того, как растет значение информационных систем, повышаются и требования к профессиональной подготовке.

Тому, кого привлекает карьера специалиста по информационным технологиям, без специального образования просто не обойтись. Это означает постоянное повышение квалификации, а также использование приобретенных знаний и умений на благо корпорации.

"В условиях технологической революции персоналу, занятому в сфере информационных технологий, приходится постоянно переучиваться", - полагает Лэйрд Вильямс, знаменитый сотрудник компании Rockwell Electronic E-Commerce.

Вильямс уверен, что имеет смысл становиться специалистом максимально широкого профиля, дабы в совершенстве освоить азы профессии.


Выставочный человек

Сергей Юрлов, Дмитрий Трескин

В этом выпуске "Карьеры" мы начинаем публиковать серию материалов под условным названием "Люди интересных профессий". Идея крайне незатейлива: берутся несколько не самых известных специальностей компьютерного рынка и рассматриваются с двух сторон. Со стороны самого специалиста, который привлекается в соавторы, и со стороны рекрутера компьютерного рынка.

Разбирается целый ряд вопросов: должностные обязанности специалиста, как люди попадают на эту должность, сколько зарабатывают, какие у них перспективы и так далее. А начнем мы с позиции, известной под названием "менеджер по выставкам". Для написания этого материала был специально приглашен "эксперт", занимавший подобную должность в двух компьютерных компаниях.

Специализация эта еще весьма и весьма молодая. Иметь специального "менеджера по выставкам", как правило, могут позволить себе только очень немаленькие компании, часто участвующие в выставках и всевозможных "род-шоу". Некоторые корпорации содержат целый специальный выставочный штат, ничем, кроме выставок и "промоушенов", не занимающийся. Как правило, специалист по выставкам относится к отделу маркетинга (или рекламы и маркетинга) и подчиняется непосредственно его руководителю.

Попадают в "выставочники" разнообразными путями. Компания, пожелавшая заполнить вакансию менеджера по выставкам, вероятнее всего не сможет найти специалиста с достаточным "бэкграундом" (как любят выражаться компьютерные работодатели). То бишь опытом. Поэтому в стандартный набор требований входит опыт работы в отделе рекламы/маркетинга (желательно профильной компании), а также наличие почти любого опыта организации участия компании в выставках и/или промоушен-акциях. Хорошо еще иметь высшее образование, хотя бы отдаленно напоминающее профильное, но, поверьте рекрутеру, на практике это роскошь. Ибо почти не встречается в реальной жизни.

Что входит в круг обязанностей? Поиск мероприятий (как активный, так и пассивный), составление плана на определенный период времени (например, на год) и утверждение его. Пассивный поиск предполагает просмотр и оценку перспективности большого количества предложений от различный устроителей выставок. Составление сметы - важнейшего приложения к годовому "выставочному" плану.

Когда план составлен, начинается непосредственная подготовка к мероприятиям. Переговоры с организаторами на предмет месторасположения экспозиции; проектировка стенда - одна из важнейших проблем, особенно если компания планирует показать большое количество оборудования. Процесс корректировки проекта может длиться вплоть до последнего дня монтажа (строительства). Если компания проводит в рамках выставки ряд мероприятий, например семинаров, их организация тоже ложится на плечи менеджера по выставкам. Это что касается "технической части". Если компания-участник задействует на выставке большое количество оборудования и персонала, возникает необходимость составления графиков на ввоз/вывоз оборудования, его установку. Необходимо распределить нагрузку между сотрудниками компании, "привлеченными к участию на выставке" и т. п. За приглашение посетителей (клиентов и потенциальных клиентов) также отвечает менеджер по выставкам. В его компетенцию помимо этого входит подготовка различной печатной продукции, сувениров, средств "наглядной агитации" - плакатов, баннеров, аэростатов и т.д. В общем, если фирма серьезно подходит к вопросу участия в мероприятии, проблем оказывается предостаточно.

Выставка, даже для крупной компании - это всегда своего рода потрясение, стрессовая ситуация. Пробовали ли вы, например, во время "Комтека" связываться с менеджерами из компаний - участников данной выставки? Поневоле вспоминается печально известное "все ушли на фронт". Выставка, особенно крупная - это то место, где наиболее явно проступают все организационные и прочие "язвы" компании. Немудрено, что именно менеджер по выставкам может стать "крайним" и лично отвечать за все проблемы.

Поэтому в задачу данного специалиста входит выявление всевозможных ошибок и их исправление. Фирмы, которые имеют достаточный опыт участия в выставках, в конце рабочего дня проводят собрания, на которых ответственный за выставку менеджер попунктно указывает как на общие стратегические ошибки, так и на персональные. Как показывает опыт, "разбор полетов" очень важен для компании, участвующей в выставке.

Деньги, которые получает менеджер по выставкам, сравнимы с заработком среднестатического "менеджера по рекламе" - от 400 до 700 долл. ежемесячно. Но специфика работы предполагает возможность получения "откатов", то есть заключение менеджером устных договоров с компаниями, предоставляющими какие-либо услуги, например с фирмой - застройщиком стенда. Менеджер может получать какой-то процент от суммы, уплаченной за оказание услуг. То есть выступает он в качестве обычного посредника. Фирмы-подрядчики часто идут на подобные условия, и даже сами "предлагают договориться", так как при существующей конкуренции на рынке выставочных услуг новый клиент для них гораздо важнее, тем более если речь идет о крупной компании, которая часто "выставляется". В этом случае доход менеджера по выставкам может быть "сезонным" и зависит от размаха его компании.

Что же касается дальнейшей карьеры менеджера по выставкам, то о радужных перспективах здесь говорить не приходится. Ибо данная профессия имеет крайне низкую степень ликвидности. Развитие часто идет двумя основными путями. Во-первых, такой человек может очень успешно заниматься выставками "по ту сторону баррикад": работать в фирмах - организаторах подобных мероприятий (выставочных центрах). Ему прекрасно известно, чего ждет от организатора компания-экспонент, а также все проблемы, которые могут возникнуть на любом этапе сотрудничества. А если этот человек имеет представление о разработке проектов выставочных стендов, да еще и владеет, к примеру, английским языком - он без особых проблем сможет изменить схему своей деятельности. Но на практике это происходит крайне редко.

Второй путь - переход или возвращение в рекламу-маркетинг. Профессия менеджера по организации выставок, как уже было сказано выше, не слишком популярна. Поэтому люди, которые по тем или иным причинам теряют работу, чаще всего меняют профессию.


Сергей Юрлов - координатор кадрового агентства Enter, Дмитрий Трескин - выставочный человек. Написать авторам можно по адресу: enter@osp.ru.