Выставки Macworld перестали напоминать "пир во время чумы", как их называли пару лет назад. Тогда Apple напоминала умирающего колосса, изо всех сил пытавшегося сохранить видимость былого благополучия. Ситуация изменилась. Речь уже не идет о выживании. Обозреватели бизнес-журналов быстро сделали вид, будто и не сомневались, что с компанией ничего не станется. Бетонные джунгли Манхэттена были призваны придать четырем дням Macworld '98 динамичность мегаполиса, показать, что компания находится на пике современных решений.
Впрочем, шаги Apple действительно как никогда своевременны и динамичны. Запущенная в продажу в начале 1998 года серия компьютеров PowerMac G3, оснащенных процессором PowerPC нового поколения, обладает хорошим соотношением цена/производительность и весьма успешно продается. Появившееся следом семейство ноутбуков PowerBook G3 успело снискать лавры самого быстрого среди портативных ПК, превосходящего по производительности даже настольные системы. Шумное соглашение с Microsoft и последовавший за ним выпуск Office 98 for Macintosh привлекли внимание пользователей и разработчиков ПО, уже было отвернувшихся от Apple.
Недавно компания дала понять, что собирается пойти еще дальше. К Macworld '98 Apple подошла с амбициозной задачей - вновь завоевать, казалось бы, уже навсегда отданный на откуп Intel и Microsoft домашний рынок. Центральным элементом выставки стал анонсированный в мае iMac - принципиально новый Macintosh, начиненный последними технологическими находками и упакованный в полупрозрачный пластиковый корпус. Сказать, что Apple возлагает на него большие надежды - не сказать ничего. Apple ожидает революции, лавинообразного спроса и iMac'омании.
Компании есть на что надеяться. Дизайнеры Apple, никогда не страдавшие отсутствием вкуса и чутья, на этот раз создали нечто совершенно особенное - икону электронной индустрии, чертовски привлекательное устройство, мимо которого не пройти, где бы оно ни продавалось - в магазине бытовой электроники, супермаркете или зоомагазине.
Лучшего места, чем изменчивый Нью-Йорк, для презентации iMac сложно было придумать. В поддержку новой модели Apple развернула масштабную кампанию, отдав под демонстрационные нужды добрую половину выставочных площадей. Не последнее место iMac было отведено и во вступительной речи "идейного руководителя" компании Стива Джобса, продолжавшейся вдвое дольше положенного часа.
Во-первых, компания выжила, чего после двухмиллиардных потерь не ожидал никто. Во-вторых, финансовое положение Apple стабилизировалось и позволяет тратить миллионы долларов на рекламу новых продуктов и торговой марки, а также на продолжение разработок. В-третьих, компания наконец предложила разработчикам программного обеспечения в меру ясную стратегию развития операционной системы MacOS и ожидаемой в конце лета Rhapsody, а также сумела убедить их в целесообразности продолжения работ по развитию приложений для Macintosh.
Выступление Джобса, ввергнувшего сидевших в зале в состояние гипнотического транса, сопровождалось эффектными поворотами, видеосюжетами и красочными диаграммами. Был оглашен необычайно длинный для Macintosh список компьютерных игр, перенесенных с персональных компьютеров специально к выходу в продажу iMac. Высокопоставленные гости, появлявшиеся время от времени на сцене и установленных по бокам больших видеоэкранах, в один голос выражали свое восхищение iMac и обещали всяческую поддержку новинке.
Говорили и на другие темы. Не обошлось без небольшой презентации новых продуктов Microsoft, подоспевших к выставке, среди которых был и разрекламированный на весь мир в связи с выходом Windows 98 браузер Internet Explorer. Все кто производил на сцене какие-либо манипуляции с Сетью, называли Internet Explorer, окончательно "привитый" также и на MacOS (IE включен в компакт-диск с операционной системой), "браузером по выбору", чем неоднократно вызывали саркастический смех зала.
Была продемонстрирована MacOS 8.5, ожидаемая в конце лета. Хотя в ней все еще не реализована на должном уровне многозадачность, ОС произвела приятное впечатление множеством других улучшений. Среди них многочисленные функции для работы в Internet, усовершенствованная версия QuickTime 3.0 и новая система управления цветом ColorSync 2.5.
Сама выставка была довольно большой и на удивление непохожей на слет компьютерных художников и полиграфистов. Сильное впечатление на неискушенных производило множество стендов известных производителей, многие из которых впервые рискнули обратиться к платформе Macintosh. Другое дело, что во многих случаях это произошло не без "попустительства" Apple, последовательно прекратившей развитие портативных устройств Newton и eMate и свернувшей производство струйных принтеров. На Macworld '98 появились стенды Hewlett-Packard, представившей два USB-совместимых струйных принтера, и Palm Computing, где не только пропагандировались устройства Palm III, но и демонстрировалась бета-версия ПО синхронизации данных HotSync для Macintosh.
Настоящая схватка за посетителей развернулась между компаниями Iomega, SyQuest и Imation, которые предлагали совместимые с USB устройства хранения информации. Дело в том, что у хорошего во всех отношениях iMac нет дисковода для гибких дисков и пользователю самому придется решать, что ему нужно - SuperDisk 120 от Imation, уже привычный Zip, гигабайтный SyJet или же хватит быстрого модема и сетевой платы, которыми iMac оснащается "по умолчанию".
Не было пустых мест на семинарах Corel, предложившей предназначенные для Macintosh версии своего популярного, не слишком перегруженного сложными функциями пакета для работы с графикой. Хотя стенды конкурентов - Deneba и Adobe - тоже не пустовали, последняя представляла публике свою продукцию несколько вяло. Активно работали GoLive Systems, NetObjects и FileMaker, предлагавшие свои новинки для разработки Internet-проектов.
Особо стоит упомянуть чемпионат по компьютерным играм, проводившийся с невиданным для Apple размахом и занявший половину одного из трех павильонов. Cписок предполагаемых и уже прошедших "сражений" не позволял усомниться в том, что Macintosh становится полноценной игровой платформой.
Вполне может статься, что Macworld '98 окажется переломным моментом в истории Apple. Выставка подтвердила впечатляющий потенциал компании - осталось его удачно реализовать. Если расчеты Стива Джобса окажутся верны, ведущим производителям персональных компьютеров придется потесниться. Ожидает ли рынок домашних компьютеров очередная революция?