Если индустрия информационных технологий добьется своего, назойливым авторам электронных посланий придется столкнуться с ужесточением законодательства, которое весьма ощутимо ударит по их карману.

Специальная рабочая группа, называемая Ad-Hoc Working Group on Unsolicited Commercial E-mail, которая занимается вопросами ненужной получателю коммерческой электронной почты, обратилась к Федеральной комиссии США по торговле с просьбой ужесточить санкции, применяемые в отношении отправителей подобных посланий и увеличить размер штрафа, взимаемого за засорение Internet. Недавно Комиссия опубликовала "черный список" наиболее злостных нарушителей.

В состав рабочей группы вошли организации по защите гражданских прав, некоммерческие ассоциации и различные компании, в том числе провайдеры Internet и операторы средств связи. Отчет, работа над которым координировалась некоммерческим Центром демократии и технологий, был выпущен после десятимесячного изучения способов борьбы с электронным мусором.

Рассылка подобного рода корреспонденции, как правило, не требует никаких затрат и активно используется рекламодателями и разного рода мошенниками для доставки пользователям Internet своих сообщений.

Примерно половина электронных писем представляет собой откровенно ложную информацию. В то же время другая половина не содержит сведений, которые могли бы ввести потребителей в заблуждение, и распространители подобных сообщений вправе требовать учета своих интересов.

В настоящее время попытки воспрепятствовать рассылке электронного мусора ограничиваются словесным осуждением авторов, а открытая природа Internet в сочетании с легкостью подключения к Сети не позволяет остановить процесс, который многие считают настоящим бедствием киберпространства.

"Политические меры останутся неэффективными из-за глобального характера Internet до тех пор, пока общество не достигнет согласия и не поймет, что от решения этих вопросов зависит качество функционирования Сети", - говорится в отчете.

Индивидуальные пользователи прилагают огромные усилия для защиты своих почтовых ящиков от попадания в них нежелательной корреспонденции, используя для этого специальные фильтры и другие решения, предлагаемые провайдерами Internet.

"Предоставление конечным пользователям технических средств, позволяющих организовать управление электронной почтой, обеспечит способ защиты, который будет обладать той же степенью децентрализации и получит такое же распространение, что и сами сети, - утверждают представители рабочей группы. - Именно подобные средства, а не запреты правительства или операторов средств связи дадут клиентам возможность самим решать, какая почта им нужна, а какая - нет".

В ответ на попытки пользователей автоматически распознать ненужные сообщения авторы нежелательных посланий находят все новые и новые способы достижения своей цели: подделывают заголовки, имена доменов, адреса, а также прибегают к другим уловкам. Такие способы "технического мошенничества" позволяют обойти существующие законы о защите потребителей.

Несмотря на то что Федеральная комиссия по торговле и Министерство юстиции США бросают все силы на выявление случаев обмана потребителей и строго наказывают виновных, эффективных механизмов борьбы с фальсифицированными заголовками пока не существует. Ведь в самом тексте таких сообщений не содержится никаких ложных сведений. В настоящее время "технический обман" получает все большее распространение, и для противодействия ему нужно объединить усилия пользователей, операторов Internet и различных заинтересованных организаций.

Члены рабочей группы выразили надежду на то, что с течением времени давление общественности на отправителей нежелательных электронных сообщений возрастет, а саморегулирование станет приносить более ощутимые плоды.

Копия отчета рабочей группы находится на странице http://www.cdt.org/spam/. Web-адрес Центра демократии и технологий - http://www.cdt.org/.


Что делать с электронным мусором?

Наряду с перечислением нерешенных пока задач в отчете указываются основные направления, в которых следует двигаться, для того чтобы максимально ограничить распространение электронного мусора.

 Необходимо сконцентрировать усилия на борьбе с поставщиками фальсифицированной электронной информации, в том числе и с теми, кто намеренно искажает заголовки сообщений. Федеральной комиссии по торговле и Министерству юстиции следует пресекать практику электронного мошенничества; должны появиться и соответствующие судебные прецеденты.

 Нужно разрабатывать технические средства и стратегию, которые позволили бы конечным пользователям автоматически очищать свои почтовые ящики от ненужной информации. Подобные средства должны уметь распознавать фальшивые заголовки.

 Организациям, проектирующим новые стандарты, следует заняться поиском решений, которые помогли бы клиентам контролировать входящие сообщения, увеличили затраты на рассылку электронного мусора и уменьшили нагрузку на компьютерные сети.

 Частному сектору стоит пересмотреть структуру цен на услуги электронной почты и выработать схему, предполагающую рост накладных расходов на распространение мешающей пользователям информации.

 Необходимо продолжать работы над программами саморегулирования, при помощи которых пользователи смогут самостоятельно определить, стоит или не стоит получать электронную почту из того или иного домена, а поставщики информации вынуждены будут считаться с желаниями потребителей.

Правда, эффективность таких программ зависит от координации связей между авторами сообщений, что сегодня очень маловероятно. Некоторые распространители незаказанной коммерческой электронной почты применяют специальное программное обеспечение, позволяющее обойти фильтры, преодолеть ограничения, устанавливаемые операторами Internet, и проигнорировать отказ пользователей от подобных услуг.