Некоторые из этих проблем обсуждались на прошедшей в Московском Государственном Университете 4 и 5 июля международной конференции под названием "Актуальные проблемы права телекоммуникаций".

На конференции рассматривались различные аспекты регулирования Internet - от законодательной поддержки общественного доступа к Сети до проблемы ее саморегулирования. Выступающие отмечали, что Internet - это новое средство массовой информации глобального масштаба, которое настолько сильно отличается от традиционных СМИ, что к нему тяжело применить действующие законы. Поэтому сейчас официальный статус Internet как средства массовой информации не определен, хотя попытки регистрации сетевых изданий предпринимаются. Такая регистрация необходима тем, кто хочет защищать свои авторские права на интеллектуальную собственность.

Следует отметить, что простому посетителю Сети не всегда удается определить, к юрисдикции какого именно государства относится тот или иной сервер. Регистрация в домене ru и русский язык сервера еще не означают, что на его владельцев распространяются законы Российской Федерации. Формально сервер находится в юрисдикции того государства, на территории которого он расположен. Однако сейчас сложно определить географическое расположение сервера, а владельцы редко явно указывают, законам какого именно государства они подчиняются. Это может привести к разнообразным юридическим казусам.

На конференции подчеркивалось, что Internet превратилась из технической новинки в социальное явление, которое должно регулироваться государством. Однако такое регулирование усложняется тем, что различные компоненты технологии Internet попадают под юрисдикцию различных ведомств. Контроль каналов связи выполняет одно ведомство, информационное наполнение контролирует другое, а за поступление вычислительной техники отвечает третье, и не всегда удается скоординировать действия этих ведомств для управления Internet.

Internet по определению является интернациональным образованием, и, теоретически, должна управляться международными организациями. Сейчас этим занимаются международные сообщества по самоуправлению в Internet, которые пытаются контролировать количество содержащейся в Сети опасной информации за счет давления на соответствующих провайдеров. По мнению зарубежных юристов, к опасной относится пропаганда насилия и секса, а также персональная информация, которая публикуется без согласия владельца. Впрочем, на конференции также отмечалось, что провайдер услуг не должен нести ответственность за материалы своих пользователей.

К сожалению, сейчас нет общедоступного средства массовой информации, которое оплачивалось бы широким кругом потребителей. Впрочем, современный российский Internet к таким средствам тоже не относится, поскольку пока не является массовым. Но технология компьютерных сетей общего пользования имеет большие шансы стать универсальной информационной услугой. Для этого необходимо обеспечить приемлемый уровень цен доступа к Internet и возможность подключения к Сети из любой точки России, однако сейчас выполнить эти два условия сложно. Следует отметить, что выступающие на конференции больше стремились раскрыть проблемы, чем предложить конкретные решения.


Александр Шариков: "Аудитория Internet - мечта всех рекламодателей"

Феномен Internet привлекает пристальное внимание не только профессионалов в области информационных технологий, но и специалистов, изучающих традиционные СМИ. С руководителем группы по изучению аудитории ВГТРК, сопредседателем Общественного совета социологов телевидения России, членом группы европейских исследователей аудитории Александром Шариковым беседует корреспондент Computerworld Сергей Давыдов.

Какова реакция исследовательских кругов на появление нового средства массовых коммуникаций?

Интерес к Internet огромен. Правда, следует признать, что пока в России на уровне академической социологии и психологии особенности Internet исследуются довольно слабо. Сложившаяся ситуация достаточно драматична: значительная часть научных сотрудников ушла в коммерческие структуры, а образовавшийся дефицит исследователей пока не восполнен. Тем не менее черты нового медиа предсказуемы. Еще в 70-80-е годы появились теории, описывающие эволюцию массовых коммуникаций, в частности теория медиагенезиса Борева и Коваленко. Насколько можно судить по первому опыту использования сетевых средств массовых коммуникаций, теории эти получают подтверждение.

Активность прикладных исследований заметно выше - особенно это относится к коммерческим исследователям. Однако для более широкого изучения Internet как средства массовых коммуникаций необходимо, чтобы здесь начали вращаться значительные рекламные деньги.

Возможно ли в современных условиях проведение в Internet крупных рекламных кампаний?

Начнем с того, что пользователи Internet (слово "аудитория" здесь пока не употребляется, хотя не исключено, что оно приживется) - мечта всех рекламодателей. Преимущественно это молодые, достаточно состоятельные люди, активно участвующие в процессе потребления. Другое дело, есть проблемы технического характера. В Internet уже сложились собственные рекламные формы, но они еще не канонизированы. История рекламы на радио и телевидении насчитывает десятилетия, в газетах - столетия; Internet же пока в самом начале пути. Нужны исследования на различных уровнях: психологическом, социальном, социально-экономическом.

Вы сказали, что Internet пока не приносит исследователям особых сюрпризов. Была ли в истории средств массовых коммуникаций ситуация, которая бы напоминала нынешнюю?

Я считаю, что Сеть по сравнению с другими средствами массовых коммуникаций не привнесла пока чего-то принципиально нового на макрофункциональном уровне - только на уровне потребления.

Происходящее сегодня напоминает ситуацию начала 50-х. В течение очень короткого периода сначала в Соединенных Штатах, а затем и в других странах произошел коллапс радио. Был момент, когда передачи с радио переходили на ТВ целиком - вместе с ведущими, постоянными участниками; добавлялась визуальная составляющая, и только. Один из исследователей сказал, что радио, проиграв телевидению битву в гостиной, отступило на кухню. Но это - на уровне обывателя. Фактически же с радио ушла основная доля рекламных денег.

Вероятнее всего, телевидение также будет коллапсировать, а Internet начнет быстро развиваться. Когда это произойдет, сказать трудно, однако в Западной Европе необходимые предпосылки уже сложились. Во-первых, там довольно высокий уровень компьютеризации населения; во-вторых, многие потребители подключены к Internet; в-третьих, Internet вырабатывает собственные культурные формы и жанры, интересные и привлекательные для людей.

Но пусть заядлые телезрители не пугаются, телевидение не умрет. Как показывает опыт, происходящие изменения становятся стимулом для совершенствования "старых" медиа, их адаптации к новым условиям. Например, радио пошло по пути специализации, телевидение же в этом плане значительно отстало. В ряде стран есть понятие "формат радиостанции". Во время регистрации новой радиостанции ее учредители должны четко заявить, на каком виде информации (допустим, музыкальной) она будет специализироваться, в какой форме существовать.

Как вы представляете себе эволюцию Internet?

Это многоуровневая проблема. Начнем с экономической составляющей. Доступ к Internet должен стать по карману большинству населения. В свое время, чтобы стимулировать "потребление" телевидения, были придуманы специальные скидки. В одной бизнес-модели это были скидки на телевизионные приемники, в другой - на подключение к сигналу; в советском варианте очень дешевым было подключение антенны. Короче говоря, те, кто пытается получить за доступ в Internet как можно больше денег, совершают очень серьезную ошибку. Сейчас время, когда гораздо дальновиднее снижать цену, привлекая тем самым максимально возможное число потребителей.

Теперь возьмем социально-культурный аспект проблемы. Согласно теории медиагенезиса, всякое возникающее средство массовых коммуникаций проходит в своем развитии ряд этапов. На первом этапе происходит прямой обмен информацией; затем постепенно возникают более сложные формы, складывается собственный "язык". Например, язык кино состоит как из изобразительного, так и из звукового ряда. Пока Internet проходит первую, информационную стадию. В дальнейшем неизбежно должны возникнуть какие-то художественные формы. Слово "художественные" я употребляю в широком контексте - речь не обязательно идет о высоком искусстве. Прообразом таких форм являются компьютерные игры, иногда действительно очень красивые... Должно возникнуть жанровое разнообразие. Однако жанры возникают не сами по себе, они отражают реальные потребности людей.

Социальным аспектам Internet практически не уделяют внимания...

В России мало кому известно, что в начале 80-х годов французы пытались создать глобальную компьютерную систему Minitel, альтернативную веяниям, шедшим из Соединенных Штатов. Система строилась на идеологии запросов и ответов. Кстати, устройства доступа к ней распространялись абсолютно бесплатно; оплачивалась только предоставляемая информация, и то лишь частично. Minitel позволяет очень быстро получить необходимые сведения, от расписания поездов и самолетов до средней стоимости товаров и курса валют. Хочу особо подчеркнуть, что ее создатели исходили именно из потребностей обычных людей.

Сегодня вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что сетевые технологии изменят мир. Каким вам представляется человечество будущего?

Мне кажется уместным вспомнить замечательного канадского ученого Маршалла Маклюэна, одного из теоретиков массовых коммуникаций. Он считал, что массовые коммуникации сжимают социальное пространство и время человека, приближают людей друг к другу. Маклюэн ничего не знал об Internet, его книги вышли в начале 60-х, но заложенные в них идеи по-прежнему актуальны. Действительно, происходит пространственно-временное сжатие и мир превращается в "глобальную деревню", когда все всё друг про друга могут легко узнать.

Определенные изменения происходят и на личностном уровне. Человек, которому приходится иметь дело с компьютерами вообще и с Internet в частности, совершенно иначе организует свое время. Начнем с того, что пик "телесмотрения" в российских городах приходится на 9 часов вечера, а пик "потребления" Internet - гораздо позже. Есть основания утверждать - полагаясь скорее на интуицию, чем на достоверные исследования, - что на наших глазах идет формирование нового типа человека, homo computerans. Но хотя компьютер и упрощает решение многих задач, мир в то же время становится все сложнее.