Синдром начинающего менеджера

Сергей Юрлов
CW-Карьера

Сначала - недавняя история из практики кадрового агентства Enter. Наш рекрутер получил заказ: подобрать специалиста в отдел, в некотором роде заместителя нового руководителя этого отдела.

Закипела работа, представляются люди, полностью соответствующие требованиям работодателя. Всем специалисты хороши: опыт имеется, высшее образование, темой владеют и на предложенные деньги согласны. Проходят собеседования, но ни один из кандидатов не подходит. По различным причинам, часто кардинально противоположным. Не нравятся, и все! Тогда консультант, психолог по образованию, догадывается, что все плюсы представленных специалистов являются одновременно еще более серьезными минусами.

Выясняется, что новый начальник отдела до недавнего назначения никогда руководящую должность не занимал. Он боится специалистов, видя, что они по квалификации не уступают ему самому. Иначе говоря, в них он, по сути дела, узнает самого себя трехмесячной давности.

Тогда рекрутер предлагает неопытного молодого новичка, чьи профессиональные данные ну никак не соответствуют заявке работодателя. Но работодатель, проведя собеседование, остается доволен: "Вот, наконец, то, что нужно! Замечательного специалиста нашли".

Сложно сказать, какие мотивы двигали этим конкретным начинающим руководителем, но явно прослеживалось нежелание нанимать того, кто может оказаться более профи, чем он сам, боязнь, что сотрудник сможет подсидеть или что на фоне профессионала-подчиненного начальник не будет выглядеть достаточно солидным, умным и мудрым. Менеджер без должной менеджерской подготовки проявляет себя не как организатор работы квалифицированных спецов, а как мастер с учениками-подмастерьями. Руководитель подобного типа, как правило, не делегирует полномочия и всю основную работу выполняет сам.

Этот пример, к сожалению, далеко не единичен. Сожаление же вызвано тем, что "специфические аспекты" не учитываются при определении работодателем параметров поисков специалиста - требований к кандидатам на вакансию. Вот и выходят в свет объявления с требованием наличия серьезного опыта, навыков, знаний. А нужен на самом деле "умеющий строиться" улыбчивый и лояльный "студент". Хорошо, если потенциальный начальник "оговаривается" и скажет, что ему не нужен "шибко умный" (вариант "умник", "неспособный к обучению", "много о себе думающий" и т. д.).

Если это грозит вам...

При прохождении собеседования с предполагаемым руководителем попробуйте как можно более объективно определить, сможете ли вы представлять какую-либо угрозу для вашего визави? Постарайтесь выяснить, насколько это вообще возможно, трудовой путь (за последний период) вашего потенциального начальника.

Впрочем, существует одна почти безнадежная проблема - проблема возраста. Если потенциальный начальник существенно моложе вас, пиши пропало. Вероятность того, что вас возьмут на работу, минимальная, ибо большинство начинающих руководителей (маленьких боссов) чувствуют себя дискомфортно в компании старшего по возрасту подчиненного. С этим ничего, к сожалению, не поделаешь.

Показательно, что большинство специалистов-профессионалов не любят менеджеров, детально вникающих в работу своих сотрудников, контролирующих все промежуточные и вспомогательные процессы, объясняющих "как надо делать", то есть метод управления, известный как "возьми это - отнеси туда". И чаще всего подобным подходом к менеджменту грешат начинающие руководители, еще вчера бывшие хорошими специалистами.

Если вам непременно нужно получить данное рабочее место и вы готовы "наступить на горло собственной песне" - настраивайтесь на то, что вам постоянно придется участвовать в негласном соревновании с "более опытным, знающим профи-начальником". И в этом соревновании вам будет необходимо стабильно проигрывать. Проигрывать постоянно, но достойно. Иными словами, взять на себя роль "благодарного подмастерья", "способного ученика, уважающего учителя". На такой, простите, театр способен далеко не каждый специалист. Особенно в нашей компьютерной технократической среде.

Но если вас такое положение устраивает и не смущает подобная раздача ролей, то следует включаться в игру с самого начала. То есть с собеседования. Во-первых, расспросите начальника о его работе. Возрадуйтесь (помните про горло и песню), что вам, возможно, привалит счастье: работать под началом у человека, знающего ваше дело, занимавшего должность, аналогичную вашей. И у которого вы, разумеется, смогли бы многому научиться. Ведь он - ваш потенциальный начальник - смог стать руководителем! И дальше в том же духе.

Самое обидное, что это действительно срабатывает...


Автор, как всегда, рад письмам по адресу: enter@osp.ru.

Опыт дорогого стоит

Лаура ди Дио
Computerworld, США

Новичкам в области защиты информации никак не угнаться за опытными менеджерами, которые получают неизмеримо большую зарплату. В будущем это может спровоцировать дефицит специалистов по защите информации.

Эксперты считают, что за последние два года размер оплаты услуг опытных специалистов по защите информации вырос на 20%, в то время как их менее искушенным коллегам платят на 10-15% меньше. Зарплата начинающих иногда не достигает 30 тыс. долл. в год, тогда как в других областях, связанных с информационными системами, она составляет 40 тыс. долл. и больше.

"Внутренних и внешних хакеров становится все больше, а наносимый ими вред - все ощутимее, поэтому компании готовы выложить немалые деньги, чтобы залучить к себе матерых профессионалов в области безопасности информационных систем. Новички в этой ситуации никому не нужны", - заметил Эндрю Бриней, главный редактор журнала Information Security.

Согласно данным опроса, в котором приняли участие 1050 читателей этого издания, большинство менеджеров по защите информации, чей опыт работы превышает три года, получают более 50 тыс. долл. в год, тогда как признанные специалисты зарабатывают до 100 тыс. долл.

С другой стороны, 65% менеджеров по безопасности информационных систем, работающих недавно, получают менее 50 тыс. долл., а 30% - менее 30 тыс. долл.

Нередко опытным менеджерам по защите увеличивают зарплату на 30%, выплачивают солидную премию по результатам работы за год, да еще плюс к этому выдают единовременное вознаграждение.

Том Самсон, директор компании Pro Staff Personnel Services, ведающий кадрами в области информационных технологий, подтверждает, что спрос на новичков весьма низок - все предпочитают нанять настоящих экспертов по защите данных.


Авторучка как двигатель компьютерного прогресса

Паула Якобс
InfoWorld, США

Оказывается, для успешной карьеры в информационном бизнесе вовсе недостаточно быть классным специалистом в этой самой вычислительной технике. Учитесь писать - только тогда перед вами откроются блестящие перспективы!

"Информационная революция привела к парадоксальным результатам, - считает Хойт Хадсон, вице-президент Internet- провайдера InterAccess. (Хадсон отвечает за информационные системы и не понаслышке знает все, даже самые неожиданные аспекты информатизации.) - Слово приобретает все большее значение. Тот, кто лучше может донести свои мысли до окружающих, приобретает лучшие возможности в современном мире".

Умение владеть пером нужно и для того, чтобы сформулировать бизнес-задачу, и чтобы обосновать выделение средств для ее решения. Без этого искусства нельзя обойтись при общении с клиентами. Подготовка бизнес-предложений, отчетов о ходе выполнения работы, пользовательской документации, а также ведение технической поддержки или ответы на электронную корреспонденцию - все это требует порой недюжинных литературных способностей.

Алан Каннингхам из корпорации Computer Sciences, работающий над проектом НАСА в Маршалловском центре управления полетами, уверен, что взаимоотношения между менеджерами и специалистами по информационным технологиям не складываются чаще всего потому, что партнеры не могут договориться друг с другом.

"Способность к общению крайне важна для профессионалов в области информационной техники, поскольку у них и специалистов из той или иной конкретной отрасли нет общей базы, с помощью которой можно было бы найти взаимопонимание, - считает Каннингхам. - Компьютерщикам надо не только получать базовое финансовое или бухгалтерское образование для лучшего понимания бизнес-процессов и методов, но и совершенствовать свой язык, чтобы грамотно и понятно объяснять специальные технические вопросы".

Каннингхам не просто пропагандирует свои идеи. Принимая на работу новых сотрудников, он всегда указывает в числе обязательных навыков "организаторские способности и способность грамотно и красиво излагать свои мысли на бумаге и устно". Такие же требования предъявляются и к владению иностранными языками, если должность предполагает международные контакты.

С Каннингхамом согласен Кевин Эттон, исполнительный вице-президент Ассоциации профессионалов в области информационных технологий и президент GeniSys Consulting Services, который считает, что умение общаться необходимо для улучшения репутации профессионалов в области информационных технологий. Особенно важно, по его мнению, объясняться на простом и понятном языке, избегая профессионального жаргона.

Впрочем, умение хорошо писать важно и для тех разработчиков, которым не приходится часто общаться с клиентами. Даже тем, кто большую часть рабочего времени видит перед собой только экран монитора, следует прислушаться к мнению Ларри Макконнела, заместителя секретаря по информационным услугам в бюро регистрации автотранспорта в шт. Массачусетс. Он считает, что сотрудники, пренебрегающие искусством общения, неминуемо будут спускаться вниз по служебной лестнице.

Эффективность работы может зависеть и от того, насколько хорошо изъясняются другие. Джой Томпсон, отвечающий за поддержку продуктов в компании Kesmai, занимающейся разработкой интерактивных игр, говорит, что не бывает дня, когда бы ему не приходилось убеждаться, насколько важны хотя бы скромные литературные способности. Неумение сформулировать свои требования одинаково сказывается и на результатах работы отдела тестирования, и на отношениях с клиентами.

Хотя некоторые склонны относить литературные способности к чему-то, данному человеку от природы, их можно развить, и весьма существенно. Многие компании предлагают соответствующие курсы по месту работы, другие направляют своих сотрудников на обучение. Такие услуги предлагает, например, Американская ассоциация менеджмента (http://www.amanet.org).

Пит Маккарахан, исполнительный директор Help Desk Institute, признает, что лучше всего за свою карьеру распорядился средствами, когда пригласил на работу преподавателя английского для обучения сотрудников.

Каннингхам советует не забывать об университетских курсах, развивающих творческие способности программистов и других специалистов информационной сферы, которые часто отличаются профессиональной близорукостью. Сотрудники, прошедшие такое обучение, оказываются способны быстро устанавливать контакты с клиентами и находить с ними взаимопонимание.

При этом недостаточно однажды научиться хорошо писать. Эттон напоминает, что искусство общения требует постоянного совершенствования. Ни один человек не может похвастаться, что овладел им в совершенстве.


Паула Якобс - глава компании, специализирующейся на средствах связи, постоянный автор раздела Enterprise Careers ("Корпоративная карьера") еженедельника InfoWorld. Связаться с ней можно по адресу pjacobs@world.std.com.

Как владение словом влияет на карьеру

  • Повышает степень удовлетворенности клиентов
  • Экономит время
  • Улучшает взаимодействие с коллегами
  • Совершенствует профессиональный облик
  • Вносит свой вклад в успех на деловом поприще
  • Повышает профессиональный статус