Департамент юстиции Берна расположен в идиллическом месте - удивительно красивом старинном замке, однако и в его стенах тоже возникают проблемы с компьютерными системами.

Как и другие руководители информационных служб, Ральф Стерб, работающий в департаменте юстиции, принимает решения о том, какие компьютерные системы подлежат дальнейшему использованию, какие следует обновлять, а какие - заменять целиком. И если он выбирает последний вариант, то начинаются многочасовые проверки, гарантирующие, что обновление систем никак не повлияет на ежедневную работу агентства. Так, совсем недавно информационный отдел департамента потратил шесть месяцев на тестирование своего приложения Tribuna 2000 и его адаптацию для работы с новой СУБД. Главная цель этой работы, по словам Стерба, заключалась в том, чтобы заменить базу данных, не потеряв ни единого байта.

Значительную часть работы приходится выполнять в период с пятницы до понедельника, когда служащие отдыхают, а в году всего 52 уик-энда. Однако Стерб уверен, что работа того стоит, так как новая система сэкономит департаменту много времени и средств.

Департамент юстиции имеет достаточно широкий круг полномочий, значительно превышающий функции местных властей кантона или округа Берна, расположенного в северо-западной Швейцарии. Агентство также осуществляет надзор за региональной правительственной администрацией, управлением по делам молодежи, а также за деятельностью церкви. База данных департамента зачастую обрабатывает до полумиллиона транзакций в день.

В функции Стерба входит контроль за службой технической поддержки, которая работает с 1400 пользователей в 43 организациях округа. В каждой из этих организаций от 20 до 50 служащих подключаются со своих рабочих станций Digital Equipment к нескольким из сотни серверов, использующих платформы Digital и Siemens Nixdorf. Локальные сети организаций объединены в одну глобальную сеть.

В официальные функции департамента юстиции входит планирование выступлений полиции в суде, ведение документации, планирование заседаний суда, составление протоколов заседаний, а также ведение дел с местными и окружными судами. Все эти функции автоматизированы с помощью программного обеспечения Tribuna 2000, которое сейчас переводится на новую СУБД.

Решение о смене СУБД было подкреплено тем фактом, что предыдущая база данных, установленная всего два года назад - Sybase SQL Server System 10 -, не удовлетворяла требованиям департамента. Затраты на новую систему составят примерно столько же, сколько и первоначальные вложения, которые составили около 1 млн. швейцарских франков (671 тыс. долл.) без учета стоимости обслуживания.

По словам Стерба, реляционная СУБД Sybase обнаружила проблемы с производительностью и устойчивостью работы под Windows NT. В прошлом году системы департамента были обновлены с Windows NT 3.51 до Windows NT 4.0. Стабильность работы заметно возросла с выходом новой версии сервера - Sybase SQL Server 11 (позже СУБД была переименована в Adaptive Server), однако к моменту ее выхода департамент уже вел активный поиск альтернативных решений. Стерб давно знал о продуктах компании InterSystems, и когда на рынке появилась Cachе - новая объектно-ориентированная версия базы данных, которая ранее продавалась под именем OpenM, департамент решил сравнить ее возможности с возможностями СУБД Sybase.

Главным аргументом в пользу Cache оказалась скорость. Одной из причин высокой скорости Cachе является ее способность кэшировать часто выполняемые операции. Это означает, что при выполнении запроса система запоминает его и при следующим вызове работа с базой происходит по уже намеченному плану. Например, когда служащий производит поиск по имени подзащитного, приложение создает запрос, этот запрос интерпретируется сервером, сервер создает план выполнения и происходит выборка данных. При последующих обращениях выборка данных начинается немедленно. В других базах данных также имеется возможность автоматизировать ряд процессов, однако для этого требуется написание дополнительного кода. По словам Стерба, департамент также рассматривал другие СУБД, но ни в одной из них не оказалось подобных функций.

Несмотря на то что компания InterSystems продает Cachе как многомерную СУБД, ориентированную прежде всего на создание хранилищ данных, она может также называться объектно-ориентированной. Это означает, что Cachе хранит данные в виде объектов и связей между ними, что позволяет легко работать со сложной, в том числе мультимедийной информацией. Впрочем, Cachе поддерживает и обычные таблицы, как и любая реляционная СУБД.

По словам ведущего аналитика из Gartner Group Джона Радклиффа, объектные базы данных больше подходят пользователям, которым требуется выполнять сложные транзакции. Реляционные базы, которые хранят данные в таблицах, обычно объединяемых для выполнения сложных запросов, хуже справляются с обработкой сложных транзакций, однако лучше приспособлены для специализированных аналитических запросов. На сегодня объектные СУБД применяются только в специализированных областях, в то время как реляционные базы стали фактическим стандартом. И действительно, поддержка объектов в Cachе была совсем не главной причиной выбора этой СУБД департаментом юстиции, хотя наличие подобной функции позволит еще больше повысить производительность. По словам Стерба, на данный момент швейцарское агентство использует Cachе как реляционную базу данных, планируя начать работу с объектными структурами только в декабре этого года. Это означает, что система будет использовать для запросов привычный язык SQL, хотя, по заявлению представителей InterSystems, работа с данными напрямую из объектно-ориентированных языков, таких как Java и C++, приводит к более высоким результатам.

С самого начала представители департамента сообщили InterSystems о нежелании менять код своей системы Tribuna 2000, то есть будут использовать стандартный SQL. В системе Cachе предлагалось на выбор три интерфейса: собственный язык программирования Cache Direct Access, набор объектов Cachе Objects для Java, ActiveX и C++, а также Cachе SQL - специализированная версия SQL и наиболее привычный язык программирования реляционных баз данных.

В будущем департамент юстиции планирует перевести на Cachе и другую систему - приложение для проведения сбора голосов Walo. Стерб рассчитывает, что на это уйдет всего две-три недели. Сложнее будет перенести на новую платформу архив исторических документов, так как это потребует соединить Cachе с базой данных, работающей на мэйнфрейме IBM.

Конечно, базы данных - не единственная забота начальника информационной службы. Скажем, будет ли департамент устанавливать Windows NT 5.0? В этом вопросе Стерб консервативен: «У нас есть хорошо работающая система, и мы не будем трогать ее без надобности».