слову 'нарисованные'. Наша цель - превращение бестелесных картинок в нечто, к чему можно прикоснуться и что можно почувствовать, придание физической формы цифровой информации».

 
Ишии объединил Tangible Bits и цифровую информацию о движении, звуке, свете и цвете в физические интерфейсы с помощью mediaBlock - электронных кубиков, которые он создавал для архитектурного проектирования. Это позволяет микропроцессорам распознавать «осязаемую» информацию и действовать в соответствии с ней.

  
Лет десять назад состоялась памятная презентация, на которой архитекторы, находящиеся в Нью-Йорке, наблюдали, как на большом столе в конференц-зале будто бы сама собой вырастала модель дома. Этим «строительством» управляли из Токио коллеги-архитекторы, которые строили такую же модель из специальных пластиковых блоков, начиненных микропроцессорами. Если кто-то в Америке прикасался к крыше или стенам модели, специалисты в Токио ощущали возникающую микровибрацию, «транслируемую» через блоки.

Изобретатель технологии так называемых Tangible Bits Media Хироши Ишии, адъюнкт-профессор лаборатории Media Lab Массачусетсского технологического института, в недавнем интервью заявил, что подобная дальняя связь не столь уж необычна.

«Мы придумали термин Tangible Bits (осязаемые кубики) в противовес слову 'нарисованные', - сказал Ишии. - Наша цель - превращение бестелесных картинок в нечто, к чему можно прикоснуться и что можно почувствовать, придание физической формы цифровой информации».

Ишии объединил Tangible Bits и цифровую информацию о движении, звуке, свете и цвете в физические интерфейсы с помощью mediaBlock - электронных кубиков, которые он создавал для архитектурного проектирования. Это позволяет микропроцессорам распознавать «осязаемую» информацию и действовать в соответствии с ней.

  

 
Для физических межличностных контактов Ишии изобрел устройство, получившее название inTouch, - это пара трехцилиндровых валов, установленных в деревянных рамках, которые соединены кабелем. Когда пользователь A поворачивает цилиндры одного из этих устройств, пользователь B ощущает, как другое устройство в точности повторяет движение пользователя A. Если пользователь B пытается повернуть цилиндры назад, пользователь A чувствует их сопротивление.
 
С помощью такого устройства можно на расстоянии играть в какую-нибудь игру типа армреслинга с друзьями, находящимися в другой стране.

К примеру, когда архитекторы ставят одни блоки mediaBlock на другие, микропроцессоры могут определять действие, произведенное с помощью встроенных в блоки датчиков. Добавление новых блоков изменяет архитектуру здания, увеличивая его еще на один этаж - процессоры автоматически сохранят новый предварительный вид здания в цифровые документы, папки или книжные полки, которые выполняют те же функции, что и такие традиционные компьютерные системы хранения, как жесткие диски. Когда архитекторы возвращаются к старой версии, сохраненной в этих записях, блоки автоматически вернутся в исходное положение.

По мнению Ишии, сейчас компьютеры слишком сильно полагаются на зрение пользователей, предлагая им действовать в соответствии с указаниями, отображаемыми на экранах мониторов. Но с помощью Tangible Bits человек сможет манипулировать информацией, используя физические объекты, и не сидеть все время у рабочей станции.

Вскоре исчезнут мониторы, клавиатуры и даже концепция процессорного блока. Люди будут разрабатывать системы и создавать документы посредством блоков, делать записи с помощью ручек и рисовать привычным образом.

Это позволит сохранить навыки, необходимые для физических манипуляций, которые, как считает профессор, «из-за цифровой революции мы стремительно теряем».

«В компьютерах не применялось осязание, - говорит Ишии. Использование всех пяти человеческих чувств - ключ к воплощению его мечты создать «хороший компьютер». Но «осязательный» компьютер не рассматривается как альтернатива существующим компьютерам. Как считает Ишии, он просто позволит совсем по-иному с ними общаться.

Ишии рассчитывает, что в его модели будет работать все, что можно почувствовать, а именно температура, запах и движение воздуха. Профессор и его исследовательская группа создают виртуальное цифровое пространство, называемое ambientRoom, где свет или движение воздуха используются для отображения цифровой информации. К примеру, информацию об изменении котировок ценных бумаг можно представить с помощью знакомых с детства разноцветных вертушек, укрепленных на стенах. При значительных колебаниях на рынке ценных бумаг вертушки начинают вращаться быстрее. Или, скажем, настольная лампа начнет светить другим цветом, если акции, принадлежащие пользователям, начнут расти. «Информация поступает постоянно. Она подобна фоновой музыке и только в случае резких изменений выходит на первый план и привлекает внимание человека», - говорит Ишии. В отличие от современных компьютеров, которые заставляют пользователей внимательно вглядываться в экраны мониторов, то есть воспринимать «переднеплановую» информацию, Tangible Bits дают возможность воспринимать и фоновую информацию. Стены и инструменты ambientRoom также содержат множество датчиков, которые помогают микропроцессорам определить, что происходит в комнате. Благодаря такому подходу люди, которые находятся в двух разных пространствах ambientRoom, могут взаимодействовать друг с другом на большом расстоянии, - к примеру, родители с работы могут следить, чем занимаются их дети.

Для физических межличностных контактов Ишии изобрел устройство, получившее название inTouch, - это пара трехцилиндровых валов, установленных в деревянных рамках, которые соединены кабелем. Когда пользователь A поворачивает цилиндры одного из этих устройств, пользователь B ощущает, как другое устройство в точности повторяет движение пользователя A. Если пользователь B пытается повернуть цилиндры назад, пользователь A чувствует их сопротивление. С помощью такого устройства можно на расстоянии играть в какую-нибудь игру типа армреслинга с друзьями, находящимися в другой стране.

Ишии считает, что такие устройства, как inTouch и ambientRoom, предоставят пользователям новые способы самовыражения. Люди смогут «прикоснуться» друг к другу. И возможно, даже забудут, что установленные повсюду, но невидимые микросхемы им в этом помогают.

Быстрое развитие технологий, полагает Ишии, вскоре поможет ему воплотить свои идеи. В 1991 году, еще работая в лаборатории Японской телекоммуникационной корпорации Nippon Telegraph & Telecommunications, Ишии изобрел похожую на зеркальную доску ClearBoard, с помощью которой люди, находящиеся в различных местах, могут взаимодействовать друг с другом. Но, как считает Ишии, это изобретение слишком опередило свое время.

С 1995 года он работает в Университете Торонто в Канаде в качестве приглашенного адъюнкт-профессора. С этого времени он и члены Tangible Media Group создавали компоненты осязательного интерфейса (такие, как mediaBlock и аналогичные объекты, называемые Triangles), а также интерактивный рабочий стол, получивший название metaDesk. Вместе со своими двадцатью студентами и ассистентами он работает над десятком исследовательских проектов.

Хотя ни один из этих исследовательских проектов так и не нашел практического применения, около полудюжины корпораций заинтересовались ими, планируя применить технологии Ишии в своем бизнесе. Изобретатель не назвал имен своих потенциальных спонсоров, но сказал, что это телекоммуникационные и мультимедиа-компании и архитектурные фирмы.

Различные аспекты его работы привлекают внимание самых разных компаний, от производителя обуви Nike, которая планирует изготавливать высокотехнологичную медицинскую обувь, способную распознавать походку своего «хозяина», до фирм по производству игрушек, которым нужны «живые» цыплята.

Хотя профессор не знает, как скоро продукты, созданные на основе его изобретений, станут предлагаться на массовом рынке по разумной цене, он предсказывает, что через десять лет его технологии будут восприниматься как нечто само собой разумеющееся.