Игорь Аглицкий&Точка зрения

  
На извечный русский вопрос «что делать?» нет и не может быть однозначного ответа. Выживание в условиях кризиса - задача маркетинговая

Финансовый кризис, потрясший Россию, самым негативным образом отразился на состоянии рынка бизнес-программ. В одночасье утеряны многие достижения последних лет, и отрасль, считавшаяся до недавнего времени одной из самых благополучных, превратилась в проблемную. Уже сегодня на улицу выброшены сотни российских программистов.

Специалисты, которых еще в июле невозможно было прельстить зарплатой в 700-800 долл., сегодня рады работать за 400, 300 и даже 200 зеленых, но их уже никто не приглашает. Резко сокращается реклама, отменяются интересные мероприятия, фирмы уходят с выставок. Есть ли будущее у российских программ для бизнеса?

Перед грозой

Последние два года российский рынок программных продуктов активно развивался. Только за этот период многие софтверные фирмы в несколько раз подняли свои доходы, существенно расширили ассортимент продукции, увеличили численность персонала и повысили заработную плату сотрудников. Усилилась активность в регионах.

Все это вселяло уверенность в завтрашнем дне, хотя и оставался один тревожный момент: большинство российских фирм, выросших из небольших независимых программистских коллективов, не имели мощной имущественной базы в виде недвижимости, сложного и дорогостоящего оборудования, запасов сырья, материалов и т.д. Впрочем, при разработке программ всего этого и не нужно.

Скорее всего, именно это в сочетании со стремлением расширять производство обусловило преимущественные инвестиции в информационные технологии и новые программные продукты. Практически никто не делал запасов на будущее. Кризис сжег денежные запасы фирм-разработчиков, поставив их перед суровой необходимостью выживания в условиях, когда нечем платить зарплату.

Гром грянул

Как известно, кризис разразился в середине августа, когда многие руководители российских софтверных компаний отдыхали. Несчастные бизнесмены были бессильны повлиять на что-либо. Однако и те, кто был на месте, немногим отличались от отдыхающих, ибо банковские платежи практически не проходили, а заказчики были больше озабочены спасением своих сбережений, чем выбором бизнес-программ.

Недели шли, а правительства все не было, курс доллара рос, народ штурмовал банки и продовольственные магазины. В этих условиях компании-разработчики разделились на две группы, по-разному решавших проблему кризиса.

Первые (их большинство) резко сокращали затраты: исключали рекламу, уменьшали площади арендуемых помещений, а главное, увольняли персонал. Иными словами, наблюдались массовые попытки законсервироваться до лучших времен (мол, были бы кости, то есть фирма, а мясо, то есть людей, нарастим потом). На наш взгляд, такая антикризисная «стратегия» столько же жалка, сколько и бессмысленна: никогда наемный работник не простит хозяину того, что его выбросили на улицу, и, значит, старое «мясо» никогда не нарастет, а новое еще надо найти. Возможно, проще и честнее было бы немедленно закрыть разорившуюся фирму и спасти остатки личных сбережений.

Вторая группа (здесь основные крупные игроки) пыталась бороться. Принимались непопулярные меры, призванные, однако, сохранить творческий и рабочий потенциал компании: сокращение незначительной (10-15%) части персонала в основном за счет вспомогательных служб, выплата зарплаты исходя из курса 6-7 рублей за доллар, снижение зарплаты до выхода из кризиса с гарантией выплаты оставшейся части, предоставление части персонала отпуска без содержания на один или два месяца и др.

К счастью, в стране появилось наконец правительство, а вздутый курс доллара несколько уменьшился. Пока обошлось без танков и можно думать о будущем, в том числе - о будущем российского рынка бизнес-программ.

Что ждет рынок в целом

В России миллионы компьютеров, и было бы нелепо думать, что их выбросят на помойку. Эти компьютеры будут эксплуатироваться и на них будут работать какие-то программы, а это означает, что и российский рынок программ останется жив, хотя и сильно трансформируется.

С одной стороны, новое правительство явно тяготеет к централизации и регулированию экономики. Если это действительно так, то бюджетный сектор и крупнейшие предприятия станут более подконтрольны центру, в том числе и в области информационных технологий. Таким образом, эта категория заказчиков теперь будет платить деньги за конкретные проекты, осложнив жизнь тем интеграторам и разработчикам корпоративных систем, проекты которых рассчитаны на внедрение в течение нескольких лет. Скорее всего, на первый план выйдут более простые и понятные информационные системы, польза от которых может быть оценена уже через несколько месяцев после внедрения. При таком экономическом сценарии могут возникнуть новые трудности и у крупных иностранных разработчиков.

С другой стороны, основные потребители «коробочных» продуктов одновременно проявят повышенную скупость и требовательность, что подтолкнет производителей таких программ к выработке сбалансированной ценовой политики, адаптированной к кризису.

С учетом того, что некоторые российские разработчики бизнес-программ могут в ближайшее время уйти с рынка, среди оставшихся усилится конкурентная борьба за оставшееся после них «наследство».

Таким образом, наилучшие перспективы у фирм - разработчиков тиражируемых, гибких и легкоадаптируемых продуктов, при условии что у них есть еще и хорошие каналы сбыта в регионах.

Что ждет отдельные сектора

Существует несколько классов программных продуктов для бизнеса, предназначенных для различных категорий заказчиков. До кризиса программы всех классов продавались довольно успешно. Теперь же у каждого из них своя судьба - хотя лучше, чем было, не станет, пожалуй, никому.

По нашему мнению, больше всех повезло разработчикам информационно-поисковых и справочных правовых систем, основу которых составляет часто обновляемая юридическая информация. В изменчивости законодательства при новом правительстве сомневаться не приходится, а кризис обострил и без того значительный спрос на подобную информацию.

Неплохо могут чувствовать себя разработчики автоматизированных торговых систем. По заявлению ряда региональных дилеров, торгующих программами семейства «БЭСТ» (компания «Интеллект-Сервис»), во время кризиса объем продаж именно торговых систем поднялся почти в два раза. Хорошие шансы и у другого ведущего разработчика торговых систем - компании «1С».

Выживет и сектор автоматизированных бухгалтерских систем, однако традиционный осенний всплеск продаж в этот раз всего лишь покроет часть убытков от кризиса. Можно предполагать, что активность покупателей будет нарастать из месяца в месяц, поскольку с 1999 года предстоит - вроде бы - переход на новые правила бухучета.

Бизнес-программы для индивидуального использования тоже сохраняют шансы на выживание, хотя здесь должен подскочить и без того высокий процент нелегального копирования. Разработчики автоматизированных банковских систем находятся в очень тяжелом положении и долгое время будут выживать за счет услуг, связанных с сопровождением. Скорее всего, из двух десятков разработчиков останутся пять-шесть крупнейших; в дальнейшем не исключено и их поглощение двумя лидерами - «Диасофт» и R-Style Software Lab.

Самые серьезные испытания ожидают, как уже говорилось, разработчиков так называемых корпоративных систем.

На извечный русский вопрос «что делать?» нет и не может быть однозначного ответа. Выживание в условиях кризиса - задача маркетинговая. Следовательно, нужно заниматься организацией сбыта в новых условиях, пересматривать стратегию ценообразования, менять рекламную кампанию и средства пропаганды программых продуктов. Это непросто и очень индивидуально для каждой фирмы. В октябре компания «Ламинфо» планирует провести семинар по антикризисной стратегии и тактике разработчиков бизнес-программ, где намерена представить ряд идей.


Игорь Аглицкий - доктор экономических наук, генеральный директор консалтинговой компании «Ламинфо». С ним можно связаться по электронной почте по адресу laminfo@glasnet.ru.