Андрей Зотов

В августе Российский общественный центр Интернет-технологий представил на суд общественности проект Хартии защиты личных сведений в Internet. Инициаторы создания документа объясняют его актуальность все более широким распространением практики сбора информации о посетителях Web-узлов, которая в дальнейшем может быть использована вопреки их интересам. Принципы Хартии сводятся к тому, что люди должны знать цели и порядок использования предоставляемых ими данных, а владелец ресурса обязан обеспечить своим клиентам защиту от несанкционированного использования их персональной информации.

Если в США человек, получающий по электронной почте сотни писем в день, уже не редкость, то в России это бедствие по большей степени не приняло тех масштабов, когда впору бить тревогу. На фоне же стоящих сегодня проблем не только правового, но и экономического характера вопрос защиты личных сведений в Internet может показаться, мягко говоря, несущественным.

О проекте Хартии и его предполагаемой судьбе рассказал нашему корреспонденту Сеpгею Давыдову председатель совета РОЦИТ Андрей Зотов.


Чем руководствовалось правление РОЦИТ, публикуя Хартию - сегодняшней ситуацией или опытом международных организаций, на определенном этапе осознавших необходимость защиты личных сведений пользователей Internet?

Конечно, массовое использование персональных данных «жителей» Сети характерно для зарубежных стран. Известен целый ряд случаев, когда поставщики услуг доступа к информации или компании, занимающиеся продажей товаров через Internet, разрешали эксплуатировать накопленные базы данных для рассылки коммерческой информации путем прямого почтового обращения. Сообщество Internet в США осознало опасность этого явления. Первые шаги были сделаны организацией The Council of Better Business Bureaus, которая существует уже более ста лет и занимается установлением норм этики ведения бизнеса (http://www.bbbonline.org/). Но лишь пару лет назад появился реальный механизм проведения в жизнь новой политики использования личной информации. Я имею в виду узел TRUSTe (www.truste.org). На нем изложены принципы использования персональных данных в Internet, и каждый, кто к ним присоединяется, получает соответствующий значок.

Думаю, что эпоха массового применения персональных данных в России не за горами. Во-первых, электронная торговля у нас есть, во-вторых, многие сайты требуют регистрации. Как эта информация используется потом, никто не знает. Мы взяли текст TRUSTe и переделали в соответствии с учетом российских законов и реалий.

Как протекала работа над проектом Хартии и что его ждет в дальнейшем?

В июле вопрос о Хартии выносился на совет РОЦИТ. В августе, практически сразу после появления текста на нашем узле, с нами связались представители Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), которые полностью поддержали нашу инициативу. Удалось достигнуть соглашения о том, что Хартия будет опубликована от имени двух организаций: РОЦИТ и КонфОП. Это сильный ход, потому что у Конфедерации накоплен богатый опыт защиты интересов именно российских потребителей.

Мы получили от юристов и руководства КонфОП ценные уточнения и дополнения к Хартии, они опубликованы на нашем Web-узле. Будем ждать обратной связи.

Какую реакцию вы будете считать благоприятной?

Значок TRUSTe, несмотря на существенные денежные вливания в этот проект, на сегодняшний день разместили всего 80 компаний. Если до конца года хотя бы 10 компаний присоединятся к нашей Хартии, для нас это будет успехом.

У вас нет опасений, что отечественные пользователи Internet могут не оценить по достоинству подобное начинание?

В американском обществе любое действие рассматривают в плане его легальности. У нас же на первый план выходит его соответствие неким представлениям о правильности. Это снижает необходимость подобных мер в России. Однако, по нашей задумке, Хартия должна уберечь от возможных неприятностей в будущем. Этот шаг вперед, может быть, еще не всем понятен. Но уже сам факт провозглашения права человека решать, как будут использованы данные о нем, очень важен. Во всяком случае, те, кто работает в российском Internet, лишний раз задумаются, кому и зачем сообщают свои электронные адреса.