Тогда речь шла об особенностях Internet как нового средства массовой коммуникации и о перспективах его развития. С того времени появился новый повод для разговора. Кризис вызвал глубокие изменения в системе СМИ. Начиная с 17 августа постоянно растет интерес аудитории к новостям и одновременно падает рейтинг развлекательных передач и публикаций. Вместе с тем многие популярные СМИ вынуждены вести борьбу за выживание. За комментариями к Александру Шарикову обратился наш корреспондент Сергей Давыдов.

Переломные моменты в жизни страны запоминаются во многом по складывающейся информационной ситуации. Все помнят, что в августе 1991-го показывали «Лебединое озеро», газеты закрыли, вещало только «Эхо Москвы»; в октябре 1993-го «живую» трансляцию расстрела Белого дома организовала CNN. Чем, по-вашему, может запомниться август 1998-го?

Прежде всего, я не стал бы напрямую сопоставлять эти события. В 1991 и 1993 годах был массовый политический кризис, теперь же проблемы носят преимущественно экономический характер. Конечно, экономический кризис может перерасти в политический, но это будет уже совсем другая история.

Сейчас информационная ситуация легче поддается контролю со стороны структур, имеющих власть - как формальную, так и реальную (то есть деньги). Поэтому в случае ее обострения государственное телевидение, на мой взгляд, займет позицию, близкую к Гостелерадио образца 1991 года. Коммерческие каналы, скорее всего, будут вести себя очень послушно, поскольку для них слишком многое поставлено на карту. Возможны два варианта: либо нейтралитет, либо временное прекращение вещания. Вероятность выбросов вроде «Эха Москвы», конечно, остается, но она тоже невелика. Каналы и радиостанции, с политикой никак не связанные, могут начать передавать новостные сводки, как это было в 1993-м. Стеб в эфире, «жаворонки» в такой момент могут вызвать всеобщее раздражение - со всеми вытекающими последствиями.

В чем особенности поведения аудитории СМИ в ситуациях, подобных сложившейся сейчас в России?

Аудитория информационных программ резко расширяется. Люди жадно ловят новости. Это видно по данным всех исследовательских компаний: Gallup Media, Russian Research, НИСПИ. В сущности, мы имеем дело с одним из примеров аномального поведения аудитории не только телевидения, но и других СМИ.

Ни в 1991, ни в 1993 году еще не было Internet. Какова сегодня роль сетевых технологий в распространении новостной информации?

По России в целом она практически незаметна, слишком мало пользователей. На телевизионных рейтингах это тоже пока не сказывается. В целом же процесс циркуляции информации очень сложен. Во время кризисных ситуаций активизируется межличностное общение, люди звонят по телефону, стучатся к соседям и рассказывают, что передают, например, по телевидению. Internet может стать катализатором этого процесса, хотя дать какую-либо количественную оценку трудно.

Как переживает кризис крупнейшая телерадиокомпания России?

Нам сейчас нелегко, хотя другим, может быть, еще хуже. Руководство предпринимает какие-то шаги, чтобы взять ситуацию под контроль. Конечно, сказывается снижение активности рекламного рынка. В основном мы имеем дело с зарубежными рекламодателями, старые контракты продолжают действовать, но подписывать новые договора они не спешат.

Ну и, конечно, приходится активизировать все ресурсы для освещения происходящих событий. Практика показывает, что повышается не только ценность оперативной информации, но и вероятность прохождения в эфир данных, не соответствующих истине.

У каких СМИ наибольшие шансы преодолеть кризис?

Если не брать крайний вариант диктатуры, когда останутся только государственные СМИ, освещающие официальную точку зрения... Впрочем, и при таком развитии событий останутся сети, над которыми установить контроль практически невозможно. Что же касается более спокойного сценария развития событий, то я обратил внимание, что вариант исключительно коммерческих СМИ становится все менее популярен. В условиях кризиса меньше всего шансов у тех, кто полагается только на деньги рекламодателей.