Крайне цинично звучит утверждение, будто кризис - это время возможностей, но тем не менее... Во времена американской Великой Депрессии на фоне гибельных разорений бурно развивались отдельные фирмы и даже целые отрасли. Например, кондитерские производства. Известно, что годы кризиса стали самыми прибыльными для компании «Марс». Производство шоколада увеличилось более чем вчетверо. Нищающие американцы старались хотя бы немного подсластить свое существование.

Другим фантастически успешным направлением бизнеса стал кинематограф. Именно в те годы разработки компании «Текниколор» сделали возможным появление цветного кино и мультипликации. В 1933 году, когда уровень безработицы достиг 17% от трудоспособного населения, на экраны вышел диснеевский мультфильм «Три поросенка». Незамысловатая песенка про то, что «нам не страшен серый волк», была более чем символична. Экономический кризис - это волк, который трудолюбивые американцы (то бишь поросята) безусловно победят. Поэтому песенка стала гимном надежды. Даже президент Рузвельт ее цитировал, призывая не страшиться «Большого злого волка».

Мой редактор почти требует хороших новостей с рынка труда, слышать ничего не желая о рекомендациях по упаковке чемоданов. А в тех же США времен Великой Депрессии сотни тысяч американских специалистов мечтали уехать в более благополучную Европу или даже в СССР. Стоит вспомнить, что в тот период в Советской России происходила индустриализация, и промышленность нуждалась в квалифицированных инженерах, не нужных американскому рынку.

Впрочем, несправедливо сравнивать кризисы рынка труда, так как, во-первых, Великая Депрессия длилась почти девять лет. А во-вторых, все несчастные рынки труда несчастны по-своему. Так или иначе, маховик кризиса на нашем рынке продолжает набирать обороты. Наступает время выплаты заработных плат за сентябрь и принятия решений по поводу отправленных в неоплачиваемый отпуск.

По нашим оценкам, на московском компьютерном рынке уже потерял работу или находится в вынужденном отпуске каждый четвертый. Уцелевшие компании, чтобы выжить, избавляются не только от откровенного «кадрового балласта», но и от тех, кто еще недавно приносил деньги. Большинство оставшихся рады работать и за сокращенную зарплату. Лишними становятся все новые, непрофильные, второстепенные, а также вспомогательные направления деятельности компании, которые не принесут прибыли в обозримом будущем. Соответственно, вместе с бизнесом перестают быть нужными и люди, в нем занятые.

Рекламный бизнес уже выбросил на улицу более половины специалистов, в нем задействованных. Это не считая сильно сокращенных отделов рекламы и маркетинга: во многих компьютерных компаниях они были урезаны до одного-двух человек. К сожалению, нижняя точка еще впереди. Большинство компаний-рекламодателей мало того, что резко сократили рекламные бюджеты, но еще уменьшают и объем работ, предоставляемых специализированным агентствам. Впрочем, это касается не только сферы рекламы - маркетинга и PR, но и всех остальных «обслуживающих бизнесов». Функции, которые еще недавно передавались привлеченным компаниям (специалистам), все больше переходят к штатным сотрудникам. Тем самым штатные сотрудники будут выполнять больше работы за меньшие деньги.

При всем при этом недовольные практически отсутствуют: в отношениях между сотрудниками и работодателями царит редкое взаимопонимание. Подобная атмосфера «всеобщего понимания сложности положения» при переизбытке квалифицированной и значительно подешевевшей рабочей силы позволит компаниям, в случае улучшения ситуации на рынке, довольно быстро восстановить людские резервы. Необходимо отметить, что у некоторых работодателей может появиться соблазн применить так называемый поточный метод в работе с рядовыми кадрами, при котором дешевых сотрудников нанимают за смешную зарплату на испытательный срок, во время которого вчерашние безработные будут прилагать максимум рвения. После чего испытуемым предлагается продолжить работать, но за те же небольшие деньги. В случае несогласия на их место набираются новые, очень недорогие, но весьма старательные безработные.

Теперь о легендах. В нескольких деловых еженедельниках появилась информация от руководителей рекрутинговых агентств о том, что именно во время кризиса появилась масса выгодных вакантных мест для топ-менеджеров. Поэтому сейчас как никогда топ-менеджерам рекомендуется присылать свои резюме в агентства. При этом объемы специализированных изданий по предложению работы уменьшились вдвое-втрое. Так вот, позвольте усомниться в искренности рекрутеров. Количество вакансий для топ-менеджеров (и в докризисное время не самых ликвидных людей), разумеется, также уменьшилось. И очень серьезно. Просто кризис и панические настроения - отличная среда для сбора резюме от тех менеджеров, которые в «мирное время» ни за что не стали бы направлять сведения о себе рекрутерам. Вот они и пользуются моментом, собирая ценные базы данных впрок, про запас. До лучших времен. И если до кризиса для поиска топ-менеджера нужно было привлекать хед-хантеров, то при нынешнем положении дел десятки - сотни менеджеров старшего звена готовы высылать свои резюме при первом намеке об интересных предложениях. Поэтому энергичные кадровики, например из компьютерных компаний, могут собрать отличные коллекции данных о весьма ценных людях. К слову, если раньше топ-менеджеры компьютерного рынка считали необходимым, прежде чем выслать резюме, побеседовать с менеджером, руководителем кадрового агентства, то сейчас стало нормой присылать свои CV даже без объявленных вакансий. И приходит их, в среднем, по 1-2 в день. В докризисные времена нормой считалось 3-4 в месяц.

Хорошо себя чувствует, пожалуй, лишь так называемый реальный сектор экономики. Например, пищевая промышленность. До такой степени хорошо, что в этих отраслях появляются реальные вакансии для специалистов по информационным технологиям. Но прежде чем обращаться в отделы кадров бывших советских лидеров производств (будь то фабрика «Свобода» или «Красный октябрь»), стоит вспомнить, что уровень зарплаты в этом реальном секторе может в разы отличаться от того, к которому привыкли специалисты с компьютерного рынка. К сожалению, компьютерный сектор трудно назвать «реальным».

Самыми привлекательными из числа производственных и перерабатывающих предприятий, с точки зрения условий труда, безусловно, следует считать структуры, принадлежащие зарубежным корпорациям. Они, как правило, «прячутся» за знакомыми с детства названиями, например, «Большевик» (концерн Danone) или «Ява» (BAT) и так далее. В подобных местах нормой является хорошее информационно-техническое отделение и, как правило, новый (нормальный, а не постсоветский) менеджерский состав.


Автор ждет ваших оценок происходящих событий по адресу: enter@osp.ru.