Несколько веков назад просторы России отгораживали Европу от воинственной Азии. Теперь они призваны соединить два этих мира.

Сейчас нагрузку по связи Европы и Азии несут на себе волоконные сети, такие как FLAG. К сожалению, все они развернуты на базе трансокеанских кабелей, с присущими им недостатками. Кабельные системы, проложенные по земле, обладают значительно большей надежностью и продолжительностью жизни, чем их подводные "собратья", что в конечном итоге ведет к снижению цен и повышению надежности. В этом смысле географическое положение России становится особенно выигрышным. Кроме того, объединение линии связи, протянутой с российского запада на российский восток, с американскими линиями позволило бы реализовать эффективную всемирную сеть.

Группа ученых Массачусетсского технологического института предложила концепцию транзитного коммутатора - Transit Switch, представленную компьютерной общественности доктором Терренсом Макгарти. Она предполагает развертывание двух коммутационных систем - одной, имеющей соединения с европейскими и американскими информационными сетями, в европейской части России, и другой - на Дальнем Востоке, во Владивостоке или Хабаровске, с выходом на информационные системы Азии. Передача информации между этими коммутаторами будет осуществляться по мощной волоконно-оптической линии.

Транзитный коммутатор станет, по существу, первой глобальной мультимедийной сетью, передающей видео, голос и данные. При этом практически уже сейчас, опираясь только на существующие мощности, с применением IP-технологий можно создать высокодоходную систему, на основании которой постепенно строить современную инфраструктуру связи.

Если верить авторам проекта, Россия имеет уникальный шанс стать одним из крупнейших операторов связи в Восточной Европе и на Дальнем Востоке, а сотрудничество в владельцами средств связи Соединенных Штатов позволит распространить влияние даже на Северную и Южную Америку.

В такой структуре, как транзитный коммутатор, важнейшее значение приобретают вопросы безопасности. Для развертывания новой системы связи предстоит обеспечить защиту на физическом уровне, поддерживать сложные алгоритмы разрешения доступа и гарантировать безопасность на уровне транзакций. Однако Россия располагает достаточной технологической базой (которая, к тому же, сейчас остается почти невостребованной), чтобы успешно решить все эти вопросы.

При передаче информации на базе протокола TCP/IP интеллектуальность сети "смещается" на ее границы. В этом смысле неразвитость российских сетей может стать преимуществом, поскольку в развитых сетях подобное перемещение потребовало бы серьезных изменений.

Создание волоконно-оптической магистрали может вестись в рамках трех проектов. Первый предполагает объединение юга России с Италией посредством волоконно-оптических кабелей, проложенных, в частности, по дну Средиземного и Черного морей. Первая ветвь этой системы - подводная PDH-линия - соединит Палермо и Новороссийск через Стамбул и обеспечит пропускную способность в 565 Мбит/с. Новороссийск будет связан с Ростовом и Москвой при помощи оборудования SDH с пропускной способностью в 622 Мбит/с. Второй кабель пройдет от Стамбула до Одессы. Стоимость реализации этого проекта оценивается в 160 млн. долл.

Второй проект предусматривает соединение Дальнего Востока России с японскими и корейскими подводными сетями и создание сети с пропускной способностью около 560 Мбит/с. Его стоимость может составить более 120 млн. долл.

Третий проект предполагает прокладку волоконно-оптического кабеля от Москвы до Хабаровска и реализован примерно наполовину. На выполнение этой задачи потребуется 160 млн. долл.

Следует отметить, что создание подобной сети автоматически означает формирование внутренней российской инфраструктуры связи.

Впрочем, формирование подобной структуры могут осложнить, в частности, сохраняющиеся элементы государственного регулирования телекоммуникаций. Еще одним препятствием, несомненно, станет отсутствие четкой законодательной базы, которое мешает нормальной работе по заключению контрактов и не дает гарантии прав собственников.