повезло: если любимый корпоративный заказчик - ЦБ или Сбербанк, можно ожидать заявок на обучение. Если же это «СБС-Агро» или Инкомбанк - пиши пропало.
Вообще, отношение к обучению информационным технологиям в период острого дефицита средств может быть разным. Одни предпочтут сэкономить деньги, чтобы выжить. Другие выберут обучение с тем, чтобы повысить свои шансы в условиях, когда предложение на рынке труда может превысить спрос. К этой же категории следует отнести и компании, которые обучают специалистов не для поддержки собственной информационной системы, а для «продажи» их навыков заказчикам. Другие потенциальные слушатели - частные лица, отправленные в отпуск или уволенные сотрудники компаний. У них появляется свободное время, которое можно использовать для обучения - если, конечно, это занятие им сейчас по карману.
Правда, далеко не все отправляют «погулять», скажем, программистов или сервисных инженеров. Что же касается сотрудников отделов продаж, первыми оставшихся не у дел, большинство курсов авторизованных учебных центров ориентированы не на них.
Первый вопрос, который я адресовала учебным центрам, касался возможного снижения числа слушателей, спровоцированного кризисом. Ответы собрались самые разные - от «все хорошо» до «мы временно свернули работу».
По мнению директора «Сетевой академии ЛАНИТ» Ольги Владимировой, «уровень бизнеса авторизованного обучения в настоящее время сравним с тем, каким он был полтора-два года назад».
Число заявок от корпоративных заказчиков сократилось. Компании, по словам менеджера учебного центра «Форс» Олега Иванова, «не спешат заказывать обучение». В то же время число заявок от индивидуальных пользователей не сократилось в «Форс» и даже слегка выросло - в «Сетевой академии», где им предлагается 40-процентная скидка. В «Микроинформ» количество заявок от частных лиц сократилось на 60%, а от компаний - на 40%. Число заказов на тестирование выросло. Не зная, что ждет впереди, люди стараются собрать все возможные доказательства своего высокого профессионального уровня.
Директор отдела информации и маркетинга «АйТи» Дмитрий Ведев отметил, что в «Академии АйТи» никакого спада нет: заявки на обучение получены на полтора месяца вперед. Не видит значительного спада менеджер УЦ «Весть» Юрий Осипов, хотя они «не стремились набрать в сентябре большое количество групп». Учебный центр компании «Анкей», по словам его директора Валентина Гаркуши, работает с крупными корпоративными заказчиками, которым «легче перенести тяжесть кризиса, поэтому число слушателей курсов не сократилось и такое сокращение не предвидится».
ЦИТ тоже работает с корпоративными заказчиками. Его директор Алексей Сальников сказал, что обучение в настоящее время не проводится. Сейчас неподходящий момент для изучения стратегии планирования корпоративных сетей или внутренних проблем той или иной операционной системы. Тем более что слушателями курсов ЦИТа являются в основном руководители компаний, а они, очевидно, заняты более насущными вопросами.
Не работает и центр «Компьютерное образование» (Санкт-Петербург), который обслуживает иной круг заказчиков и сосредоточен на повышении квалификации программистов, специализирующихся на системах автоматизации обработки данных с помощью средств разработки Microsoft (Visual FoxPro, SQL Server, Access). 80% предварительных заявок на обучение были сняты с 1 сентября. Тогда же проведение курсов пришлось приостановить «из-за невозможности проведения банковских операций» (видимо, с банком учебному центру не повезло). Среди заказчиков «Компьютерного образования» - много государственных организаций, которые продолжают интересоваться курсами. Возможно, считает директор компании Андрей Горев, с октября удастся возобновить работу.
Наибольшим спросом по-прежнему пользуются курсы по администрированию и поддержке NT. Правда, изменение конъюнктуры произошло. В «Академии АйТи» значительно выросло число заказов на курсы по структурированной кабельной системе «АйТи-СКС» и цифровой телефонии. В УЦ «Весть» нет заказов на изучение Microsoft SQL Server - возможно, потому, что спрос на специалистов в этой области зависит от положения банков. Курс по администрированию Oracle по-прежнему в числе наиболее популярных предложений «Форс». Возрос спрос на ускоренные курсы.
Цены в основном устанавливаются в долларовом выражении и оплачиваются заказчиком в соответствии с текущим курсом. Но даже стабильность рублевых цен на курсы центра «Компьютерное образование» не спасла его от ухода слушателей. «АйТи», заметил Ведев, как собственник курсов по СКС и цифровой телефонии, может проявить некоторую гибкость: для своих партнеров прорабатываются индивидуальные схемы по оплате обучения.
Специальных ценовых или иных предложений, направленных на то, чтобы увеличить число слушателей, ни один учебный центр не разрабатывал. «Весть» и «Анкей» планируют ввести дистанционное образование, что, скорее всего, не связано с финансовым кризисом. В «Сетевой академии» готовятся новые программы - «Подготовка CNE» и «Подготовка MSCE», которые будут производиться в виде курсов, консультаций (вечерних и в выходные дни), подготовительных сессий к сдаче тестов.
Отправить преподавателей в неоплачиваемый отпуск были вынуждены в ЦИТ и центре «Компьютерное образование» (Санкт-Петербург). «Сетевая академия» приостановила инвестиции в новые направления обучения, перевела часть персонала на 50-процентную оплату. «Академия АйТи», напротив, активизировала маркетинговую деятельность и разработку новых оригинальных курсов. В тех учебных центрах, где большинство инструкторов работают по договору (как, например, «Весть») и приглашаются для чтения курса набранной группе, для снижения расходов на выплату зарплаты вообще не требуется никаких административных мер.
Делать какие-либо прогнозы на следующий год сложно. Расширяя режим экономии, компании будут сокращать расходы и на персонал, и на его обучение. В настоящее время учебные центры «отрабатывают» текущие контракты, которые закончатся к концу года. Тогда, через три-четыре месяца, Владимирова ожидает снижения количества заявок. Объем обучения, по ее мнению, может сократиться на 30-40%. При этом потребность в обучении информационным технологиям, естественно, сохраняется.
По словам Владимировой, наибольшую опасность для учебных центров представляет война цен. Следующая за ней потеря качества нивелирует само понятие авторизованного обучения.
Впрочем, возможно, у учебных центров существуют некоторые резервы для сохранения приемлемых для заказчика цен. По оценкам Владимировой, цена курса в разных учебных центрах может колебаться в пределах 20% в зависимости от установленной нормы прибыли. Расходы учебного центра (в частности, на аренду, электричество, связь) не обязательно должны увеличиваться прямо пропорционально росту курса доллара. В регионах, например, арендная плата гораздо меньше «привязана» к доллару, чем в Москве. Возможно, и москвичам придется обращать внимание не столько на пресловутые у.е., сколько на реальный спрос.