Компании стоят перед проблемами необходимости глобализации бизнеса, растущей зрелости рынка, его давления на производительность и ценообразование, сокращения цикла жизни продуктов и усложнения системы обеспечения производства. Все это приводит к ускорению технологической эволюции, к конвергенции технологических и нетехнологических областей бизнеса. Для высшего руководства корпораций информационные технологии из инструмента поддержки основной деятельности превращаются в средство ее расширения.
Компаниям критически важно научиться в комплексе решать проблему разработки стратегии бизнес-развития вместе со стратегией развития информатизации, обеспечивающей собственно развитие бизнеса.
Несмотря на расхождения в содержании стратегии развития бизнеса и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определения целей, приоритетов, методов и организации деятельности корпорации, эффективность которой должна поддаваться измерению. При этом стратегия информатизации не должна смешиваться с ее планированием, которое подчинено стратегии — она интегрирует видение бизнеса и технологические тенденции.
Стратегическое видение бизнеса включает понимание миссии компании, рыночных и отраслевых тенденций, осознание собственных сильных сторон и слабостей и, в конечном счете, определение финансовых целей.
К технологическим тенденциям относятся совершенствование коммуникаций, интеллектуализация продукции и необходимость упрощения ее использования.
Ответственность за стратегию информатизации, как и за любую другую деловую стратегию, лежит на высшем руководстве. Более того, стратегия информатизации должна развиваться, анализироваться и контролироваться высшим руководством. Только ее планирование и реализация относятся к компетенции руководителей департаментов информатизации.
Сам процесс разработки стратегии информатизации, в который вовлечены высшее руководство и специалисты, должен быть нацелен на поиск ясных ответов на следующие вопросы:
- Как определена стратегия бизнеса?
- Каково текущее состояние ИТ?
- Поддерживают ли они стратегию бизнеса?
- Адекватны ли использующиеся продукты?
- Адекватна ли технологическая архитектура?
- Достаточна ли квалификация персонала?
- Насколько корректны имеющиеся инициативы?
К этой последовательности вопросов необходимо периодически возвращаться по мере реализации выбранной стратегии, которую следует воспринимать не как вечную истину, а как динамически развивающуюся концепцию.
Компания A.T. Kearney провела обширное исследование практики применения информационных технологий в крупнейших мировых корпорациях. Важнейшей его целью было изучение позиции и отношения высшего руководства, первых лиц к роли информатизации в основной деятельности и оценка ключевых тенденций в использовании информационных технологий. Необходимо было установить, в какой степени информатизация становится стратегическим фактором конкурентоспособности, а не просто элементом инфраструктуры в крупнейших компаниях, и включают ли лидеры транснациональных компаний информационные технологии в процесс стратегического планирования бизнеса.
Исследование убедительно показало, что современный процесс принятия стратегических решений все в большей степени включает фактор информатизации. Вес этого фактора варьируется в зависимости от отрасли, но можно с уверенностью констатировать фундаментальный сдвиг с того времени, когда высшие руководители вообще не рассматривали вопросы информатизации или же воспринимали ее лишь в качестве тактического элемента в улучшении производительности компании.
Результатом этого сдвига стали следующие основные тенденции.
- Спрос на информационные услуги не просто драматически растет, но приобретает специфический оттенок. Клиенты нуждаются во все более усложняющихся решениях, отвечающих растущим требованиям рынков, на которых они оперируют.
- Объемы затрат на информатизацию внутренних ресурсов реально осознаются высшим руководством, что усиливает тенденцию использования услуг внешних консультантов и системных интеграторов.
- Инвестиции в информатизацию опережают темпы роста объемов продаж. Инвестиции ведущих российских компаний за последние пять лет выросли на 65% и составляют около трети общего объема капитальных вложений.
- Важнейшими корпоративными целями развития информационных технологий становятся: повышение производительности; проникновение на новые рынки; внедрение новых продуктов и услуг; сокращение затрат; улучшение качества обслуживания; совершенствование внутренних операций.
и задачи. Они считают, что подход к развитию бизнеса, основанный на технологическом развитии, способствует укреплению конкурентоспособности, в частности, в таких критических областях, как обслуживание клиентов, внутреннее управление и разработка новых продуктов.
Две трети руководителей в ближайшие три года рассчитывают увеличить инвестиции в информационные технологии, в то время как только 7% намерены краткосрочно сократить их.
Подобные утверждения обусловлены растущей технологической грамотностью работников высшего звена. 69% опрошенных обладают хорошим знанием технологий, применяемых в их компаниях, и отдают себе отчет в их влиянии на результаты основной деятельности. Еще больше — 86% — чувствуют себя весьма комфортно, занимаясь технологическими проблемами, а 40% утверждают, что тратят на них по крайней мере 10% своего времени.
Несмотря на общепризнанный факт, доказывающий, что отдачу от инвестиций в информатизацию чрезвычайно трудно измерить, 74% руководителей удовлетворены уровнем этой отдачи.
Результаты проведенного анализа показывают, что большинство проектов инициируется руководителями функциональных подразделений и в заметной степени высшим руководством. Собственно департаменты информатизации генерируют до 37% всех проектов. Здесь уместно вспомнить, что еще пять лет назад более 90% проектов инициировались самими специалистами в области информационных технологий, что еще раз доказывает качественное изменение их роли в развитии бизнеса.
Было обнаружено также, что наиболее часто в технологических проектах ставятся задачи, связанные с развитием клиентской базы и улучшением качества обслуживания.
Безусловно, описанные тенденции в сфере информационных технологий являются прямым следствием осознания руководителями необходимости реструктуризации основной деятельности компаний — реструктуризации всех деловых процессов. За последние пять лет 91% фирм в той или иной степени прошли через этот болезненный процесс. Причем если компании, насчитывающие менее 10 тыс. сотрудников, сравнительно меньше занимались реструктуризацией (74%), то крупные корпорации прошли этот путь полностью. Это соответствует тому факту, что 89% руководителей рассматривают философию реструктуризации как средство повышения эффективности бизнеса, и 94% удовлетворены или близки к удовлетворению от ее реализации.
С точки зрения высшего руководства, реструктуризация прежде всего движима необходимостью глобализации деятельности — компании, ориентирующиеся только на "домашний" рынок, не смогут сохранить конкурентоспособность. В свою очередь, одним из наиболее эффективных инструментов глобализации является расширение и диверсификация бизнеса путем слияний и альянсов. Таким образом, глобализация порождает новые требования к трансформации структуры информационных технологий, которая должна адаптировать и совместить системы, ранее обеспечивавшие деятельность независимых фирм.
Во всех отраслях ведущие компании рассматривают реструктуризацию не как однократный, но как перманентный процесс, соответствующий объективной эволюции бизнеса и рынка. Усредненная интегральная оценка улучшения показателей деятельности организаций за счет реструктуризации достигает 40% для лидеров рынка, при этом они же затрачивают на этот процесс на 30% меньше времени и ресурсов, чем остальные компании.
Вместе с тем реструктуризация обнаруживает свои сложности. Прежде всего это проблемы психологического климата, обучения персонала, организации процессов, изменения корпоративной культуры и внедрения информационных систем, адекватных новой архитектуре бизнеса.
Иерархия психологических барьеров выглядит следующим образом:
- персонал не стал активным сторонником и участником процесса (37%)
- не удалось преодолеть сопротивление среднего звена (23%)
- не удалось преодолеть сложившуюся корпоративную культуру (21%)
- недостаток авторитета и настойчивости у руководителей проекта (11%)
- не удалось обеспечить необходимый уровень общения руководства и персонала (10%).
Руководители признают критическую важность трансформации информационных систем в процессе реструктуризации бизнеса. Более того, они считают, что их непосредственное участие в процессе является фактором номер один для конечного успеха. Это становится более понятным, если учесть тот факт, что лишь высшие руководители обладают реальными возможностями следовать золотым правилам реструктуризации: 1) свежий взгляд на собственную компанию, 2) нет святых коров, 3) нужны перемены, 4) узнай опыт других. Проблема состоит в необходимости осознания и признания целесообразности следования этим правилам.
Рассмотренные тенденции и, в особенности, необходимость реструктуризации бизнеса привели к возникновению новой, быстро растущей области деятельности для консультационных фирм и системных интеграторов. Рассмотрим задачи, которые ставят перед ними современные клиенты.
Можно сформулировать пять последовательных тезисов, которые отражают восприятие первыми лицами роли информационных технологий.
- Я нуждаюсь в стратегии развития бизнеса, основанной на долгосрочном предвидении состояния рынка и отрасли в сочетании со стратегией информатизации. - Я имею представление о стратегии развития бизнеса в сочетании со стратегией информатизации, но хочу понимать те существенные проблемы, которые мне нужно решить. - Я знаю проблемы, но мне нужен план и подход к их решению. - У меня есть план развития информатизации, но мне нужно обеспечить управление его реализацией. - Я реализовал план, но хочу быть уверен в том, что результаты внедрения соответствуют стратегическим целям.
Чтобы выдержать этот натиск, исполнители должны выполнять четыре ключевых требования:
- Стратегический подход — как информационные технологии могут способствовать трансформации бизнеса и как управлять процессом трансформации. - Диагноз — насколько эффективны существующие информационные системы. - Реструктуризация процесса — как обеспечить успех бизнеса, используя знание отрасли, деятельности корпорации и информационных технологий. - Внедрение — практическое содействие корпорации в трансформации ее основной деятельности и способностей, используя информационные технологии.
Какими же способностями должны обладать специалисты компаний нового поколения для того, чтобы ответить на новый вызов рынка?
Знание цифровой экономики. Законы роста бизнеса и его успешности в условиях цифровой экономики отличаются от традиционных подходов к разработке стратегии.
Видение роли ИТ. Способность к анализу текущего состояния информатизации и планированию последующих инвестиций, необходимых для поддержки развития бизнеса. Эта способность также предполагает владение методами как стратегического, так и тактического планирования, а также методами воплощения этого видения.
Владение моделированием предприятия. Данная способность позволяет создать и использовать модель предприятия с целью его анализа и последующего планирования и осуществления его трансформации. Она позволяет создать механизм для непрерывного совершенствования деловых процессов, организационной структуры, технологии и информационных потоков.
Знание стандартных решений. Предполагает владение методами оценки пакетной технологии, выбор и внедрение наиболее адекватных пакетов, как правило ориентированных на планирование и управление ресурсами предприятия, например, SAP/R3, Baan, BPSC, Oracle и QAD.
Электронная коммерция. Предусматривает применение информационных технологий, таких как Internet, intranet и специализированные решения для повышения эффективности коммерческой практики торгующих партнеров.
Управление крупномасштабными программами. Обеспечивает минимизацию рисков при реализации крупных проектов, связанных, например, с реструктуризацией бизнеса, решением проблемы 2000 года или с переходом на единую европейскую валюту.
Системы взаимодействия. Предполагает создание инфраструктуры и процессов для поиска внутрикорпоративных и внешних данных, хранения данных, а также включает информационные системы, системы обеспечения маркетинга, обучение и другие средства коммуникации, которые позволяют каждому элементу организационной структуры предприятия осуществлять обмен информацией.
Трансформация организации информационных технологий. Направлена на повышение эффективности информационных технологий, способствуя тем самым осознанию клиентом их ценности для развития бизнеса.
Особое место в этом перечне занимает моделирование предприятия. Корни этого процесса уходят в проектирование информационных потоков. Джеймс Мартин определял это как создание набора формальных методов, которые позволяют создать всеобъемлющую базу знаний, охватывающих модели предприятия и модели информационных потоков, которые используются для создания и поддержки систем обработки данных.
Это определение сохраняет свою силу при моделировании предприятия. Модель предприятия имеет два измерения — организационное и информационное. С точки зрения организации бизнеса моделирование предприятия нацелено на определение масштаба, направлений и приоритетов процесса реструктуризации, а также среды, методов и инфраструктуры для развития бизнеса. С точки зрения организации и управления информационными процессами моделирование предприятия нацелено на определение масштаба, направлений и приоритетов процесса трансформации применяемых информационных технологий.
Модель предприятия включает пять основных взаимосвязанных архитектур:
- архитектуру деловых процессов
- организационную архитектуру
- архитектуру информационных процессов (включая структуру данных)
- архитектуру программных средств
- технологическую архитектуру.
Качество и адекватность модели являются критическими факторами в разработке на ее основе стратегии развития предприятия.
Таким образом, моделирование предприятия — это инструмент для его трансформации из замысла в план вплоть до его реализации.
Теперь возникает следующий вопрос. Кто может обладать перечисленными способностями в полной мере? Фирмы, специализирующиеся в управленческом консалтинге, могут предложить разработку стратегии развития бизнеса и связанную с ней программу реструктуризации. Но этого недостаточно для клиента, понимающего необходимость развития информатизации. Консультанты по информационным технологиям могут разработать стратегию развития информатизации. Но этого недостаточно для клиента, которому нужен конечный результат и реализация стратегии. Системные интеграторы могут внедрить все что угодно, но и этого недостаточно для клиента, который хочет иметь гарантии того, что полученные результаты соответствуют его стратегическим целям.
Итак, ответить на вызов рынка могут либо компании, обладающие ресурсами, либо развившие их и способные в комплексе решать сформулированные проблемы, либо союзы консультационных фирм с системными интеграторами, реализуемые, как правило, в форме слияний или совместных предприятий.
Роман Васильев — доктор технических наук, менеджеp компании A.T. Kearney.