разрешение въезда в страну большего количества иностранных специалистов, связанное с нехваткой рабочих рук.

Не имеет значения, кто вы - абитуриент, сотрудник отдела кадров или босс, которому предстоит дать совет подчиненному. В любом случае важно понять, чему учит каждая из предложенных программ. Хороший специалист должен обладать общеобразовательными, техническими и деловыми навыками. Приобрести их можно по-разному.

«Я много лет училась в высших учебных заведениях, но корочку так и не получила», - рассказывает системный консультант из фирмы Entex Information Services Олимпия Борис.

Отсутствие документа, подтверждающего приобретенные знания, не смущает Борис: она считает, что технические навыки гораздо важнее. Ее точку зрения разделяют некоторые аналитики. По имеющимся оценкам, около половины задач, стоящих перед сотрудниками информационных служб (в частности, первичный ввод информации), вполне по силам решить и работникам, не имеющим четырехлетней вузовской подготовки.

Проблема только одна: не очень понятно, какую работу удастся найти в дальнейшем. Некоторым может повезти, но в большинстве случаев бывает необходимо продолжить образование. Однако нет правил без исключений, и все же люди без образования, дерзающие заниматься информационными технологиями, на определенном этапе выходят из игры. Претендент на руководящую должность, как правило, должен иметь диплом об окончании колледжа. В целом люди с образованием зарабатывают больше.

Сторонники получения высшего технического образования утверждают, что за четыре года студенты приобретают знания, без которых преуспеть в современном быстро меняющемся мире практически невозможно. Речь идет о навыках решения проблем, общения и, главным образом, о стремлении к продолжению обучения.

Изучение широко распространенных технологий многие считают слабой стороной четырехлетних учебных программ. Для компаний, приглашающих на работу выпускников колледжей, важна в первую очередь способность к обучению. Необходимые технические навыки можно получить, проходя учебную практику или подрабатывая в фирме.

Насколько важно иметь степень бакалавра именно по информатике? По этому вопросу сейчас ведутся оживленные дискуссии. Хотя некоторые предприятия стараются брать на работу специалистов-компьютерщиков, во многих случаях для удачной карьеры иметь диплом по специальности не обязательно. По данным социологического исследования, проведенного InfoWorld, более 75% респондентов окончили бакалавратуру, однако из них лишь 26% специализировались на информатике. Значительная доля респондентов по образованию менеджеры (19%) или специалисты по гуманитарным дисциплинам (15%).

Специалисты, прошедшие четырехлетний курс обучения в вузе, имеют все возможности продолжить образование, например, получить диплом MBA.

Менеджер по компьютерным системам компании-производителя одежды Cluett-Peabody Джон Уайт имеет ученые степени бакалавра по информатике и магистра по управлению в технической сфере. Никаких сертификатов у него нет. Уайт говорит, что бакалавратура дала ему «базовые знания специалиста-компьютерщика», а магистратура помогла понять задачи управления и сделать карьеру в своей организации.

Помимо прочего, существуют так называемые общественные колледжи. Они предлагают двухгодичные неполные курсы, которые существенно дешевле по сравнению с обучением по программам, рассчитанным на четыре года. Зачастую студенты, отучившиеся два года, через некоторое время решают продолжить образование в бакалавратуре. Специфика общественных колледжей позволяет им быстрее адаптироваться к нуждам предприятий по сравнению с колледжами, предлагающими четырехлетний курс обучения. Впрочем, достоинство это или недостаток, сказать трудно.

У выпускников, прошедших двухгодичные программы, может не быть глубоких знаний в области современных технологий, хотя основные навыки эта форма обучения обеспечивает. Таким образом, общественный колледж позволяет быстро устроиться на работу, однако для продвижения по службе его диплома может не хватить.

Некоторые студенты - в том числе и уже имеющие степень бакалавра - выбирают общественные колледжи для того, чтобы освоить наисовременнейшие технологии. Кроме того, многие специалисты по информационным технологиям независимо от наличия диплома о высшем образовании проходят обучение на компьютерных курсах.

Возможно, образование не успевает за стремительными темпами развития техники, однако перемены происходят и в этой сфере. В подобной ситуации делать какие-либо обобщения довольно опасно. Так, некоторые университеты предлагают сертификационные программы, разработанные под эгидой компаний-производителей; колледжи с четырехгодичным курсом обучения совершенствуют технические аспекты своей подготовки, а общественные колледжи уделяют внимание общеобразовательным дисциплинам и основам предпринимательской деятельности.

Эксперты подчеркивают, что с развитием технологий роль образования будет неуклонно расти и поэтому необходимо обеспечить людям возможность учиться на протяжении всей жизни.


Служебные произведения

Сергей Лаврущенко
юрист компьютерного кадрового агентства Enter

В период кризиса, связанного с массовыми увольнениями, многие специалисты, чей труд был связан с созданием продуктов интеллектуальной деятельности (программисты, составители баз данных, дизайнеры и т. д.), задаются вопросом: сохраняет ли автор такого продукта какие-либо права на свое детище, если оно было создано на рабочем месте в порядке выполнения служебного задания?

В самом деле, если работник в период действия трудового договора (контракта) создает некое произведение интеллектуальной собственности (программу, базу данных и т. п.), сохраняются ли за ним какие-либо авторские права?

В ныне действующем законе «Об авторском праве и смежных правах» этому вопросу посвящена ст. 14 «Авторское право на служебные произведения». Закон не дает четкого определения «служебного произведения», относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Юридическая наука и судебная практика конкретизируют это понятие и ставят его в более жесткие рамки. В частности, указывается, что произведение может считаться служебным только тогда, когда содержанием служебных обязанностей или служебного задания является именно создание произведения. То есть если вы, работая с неким объемом информации, самостоятельно, на свой страх и риск (без особого на то указания) производите их систематизацию (создаете электронную базу данных), такое произведение не является служебным.

Каков же правовой режим служебного произведения?

Во-первых, российское законодательство исходит из того принципиального положения, что авторское право может принадлежать исключительно автору (непосредственно создателю) и не может передаваться заказчику (работодателю). Это означает, что весь объем исключительных неимущественных прав сохраняется за разработчиком (группой разработчиков) авторского произведения. К неимущественным правам, согласно ст. 15 закона «Об авторском праве», в частности, относятся: право признаваться автором произведения, право на имя, право на обнародование, право на защиту произведения от искажения и иного посягательства. Это комплекс прав, который сохраняется за автором любого произведения, в том числе и служебного.

В то же время признание произведения служебным вносит в этот комплекс прав ряд корректив. Например, на экземпляре произведения, наряду с именем автора (именами авторов), может быть проставлено фирменное наименование работодателя - заказчика служебного произведения. Так же ограничивается безусловное право автора на обнародование и отзыв служебного произведения. Но в целом, повторюсь, авторское право (в неимущественной части) принадлежит непосредственному создателю произведения.

Теперь остановимся на имущественных правах, в частности, правах на коммерческое использование. Закон об авторских правах гласит: «Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (2.1, п. 2 ст. 14). Это означает, что, с одной стороны, автор утрачивает право на передачу по своему усмотрению произведения для использования другим лицам, с другой стороны, работодатель получает исключительное право на любое его использование. Таким образом, закон четко указывает порядок использования служебного произведения.

Более сложным представляется вопрос авторского вознаграждения. Ранее действующее законодательство исходило из того, что создание служебного произведения уже оплачено заработной платой автора и потому, по общему правилу, не предусматривает выплату автору дополнительного вознаграждения. В новом авторском законе указывается, что «размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливается Договором между автором и работодателем» (ч. 2 п. 2 ст. 14).