|
10 сентября на церемонии открытия Sharing Knowledge Center (в грубом переводе «Центр распределения знаний») о надвигающемся празднике упомянул председатель совета директоров и генеральный директор корпорации Пол Аллэр.
В Центре обосновались сотрудники трех нью-йоркских подразделений компании, расположенных в Манхеттэне, и специалисты, работающие в демонстрационных залах (всего около 400 человек). Общая площадь центра - 11 с небольшим тысяч квадратных метров. Расчетная «пропускная способность» демозалов - 50 тысяч человек в день.
Цели создания центра в сердце делового Нью-Йорка (во-первых, объединить операции трех офисов, а во-вторых - создать в деловом центре города выставку своих достижений) - просты и понятны, поэтому и Аллэр, и выступавший вслед за ним президент и директор по операциям Рик Томан основное внимание уделили рассказам о прошлом (Аллэр начал историю документооборота аж с «легионов монахов-переписчиков»), настоящем и будущем компании.
|
Хотя большинство этих фамилий (и названия некоторых компаний, из которых пришли новые руководители Xerox) ничего российскому читателю не говорит, масштаб приобретений не может не впечатлять. С особой гордостью Аллэр подчеркнул, что средний возраст новых топ-менеджеров - 43 года, причем самому молодому из них - всего 36.
Впрочем, даже среди них Томан занимает особое место: как-никак именно он должен будет довольно скоро сменить Аллэра на его постах. Руководство Xerox крайне заинтересовано, чтобы передача власти прошла максимально гладко, а посему особое положение Томана всячески подчеркивается: даже выступление Аллэра было названо «вступительным словом», а «главной речью» считался доклад Томана.
Среди других итогов Аллэр упомянул возросший в последнем квартале на 40% доход от цифровых устройств; кроме того, компания стала активнее защищать свою интеллектуальную собственность - в частности, подавая в суд на тех, кто на нее посягает (о тяжбах между Xerox и Hewlett-Packard в последнее время написано немало); благодаря успешной работе каналов, по которым осуществляются непрямые продажи, Xerox упрочила лидерство в области цветных офисных принтеров и копиров, - одержав победу над HP. Для укрепления позиций на рынке сетевых решений приобрела за 415 млн. долл. компанию XL Connect (ныне - Xerox Connect). Кроме того, Xerox выкупила в полную собственность компанию Xerox Limited, работающую в 80 странах Европы, Африки и Ближнего Востока.
Развивая тезис одного из аналитиков о том, что «в наше время информация и знания могут по силе соперничать с термоядом», Аллэр привел результаты опроса глав компаний - 90% из них отнесли управление знаниями и применение новейших технологий в этой области к «очень важным факторам», однако 75% из них признали, что в их собственной фирме дела в этой области поставлены из рук вон плохо. А, стало быть, «The Document Company» и ее партнеры без работы не останутся.
Томан пока управляет делами текущими, и, соответственно, его речь была в большей, нежели у Аллэра, степени посвящена делам насущным, в частности, анонсированным в этот день новым продуктам и инициативам компании.
Новинок было немало. Для розничных каналов выпущены семь недорогих цифровых копиров и мультифункциональных устройств «принтер-копир». В семейство WorkCentre XD вошли модели XD 100, XD 102 и XD 120f. Скорость печати всех устройств - 8 стр./мин (при разрешении 600x600 dpi), скорость копирования - 10 копий/мин у XD 100 и XD 102, 12 стр./мин - у XD 120f. Стоимость (в Америке) - 750, 700 и 1100 долл. Семейство WorkCentre XE состоит из двух мультифункциональных устройств XE 80 и XE 82 (скорость копирования - 6 стр./мин, скорость печати - 8 стр./мин при разрешении 1800x600 dpi) стоимостью 600 и 570 долл. соответственно и двух цифровых копиров XE 60 и XE 62 (6 копий/мин, 500 и 470 долл. соответственно).
Цены, пусть и американские, на все эти устройства приведены не случайно - в немалой степени Xerox надеется добиться успеха именно за счет ценовой агрессии, к которой так чуток розничный рынок.
Были анонсированы и «тяжелые» новинки, все со скоростью печати 65 стр./мин. Это два устройства семейства DocuCentre - лазерный принтер DocuCentre 265LP и сетевое многофункциональное устройство DocuCentre 265ST, совмещающее функции цифровых копира, сканера и принтера; лазерные принтеры DocuPrint 65 и DocuTech 65 (модели нижнего уровня в соответствующих модельных рядах). Кстати, именно устройства семейства DocuCentre внесли, по словам Томана, наибольший вклад в упоминавшийся 40-процентный рост продаж цифровых устройств.
В выступление Томана была вставлена краткая презентация главы Lotus Development Джеффа Паповса, рассказавшего о совместной работе Xerox и IBM над созданием интегрированной системы, предназначенной для упрощения всех операций (сканирования, пересылки по факсу и электронной почте, совместной работы) с бумажными и электронными документами, базирующейся на мультифункциональных устройствах DocuCentre и ПО управления документами для Lotus Domino. Англоязычная версия поступит в продажу в четвертом квартале.
Кроме того, корпорации планируют добавить в следующем году в свои продукты поддержку стандарта Salutation Architecture (SA - стандарт, предложенный тремя десятками технологических лидеров рынка, с целью унифицировать работу со всевозможными устройствами через Сеть), что очень важно для мобильных пользователей.
Тенденций в подведомственном ему бизнесе Томан видит четыре: рынок, по его мнению, идет от аналоговых устройств к цифровым, от черно-белого изображения - к цветному, от «отдельно стоящих» устройств - к сетевым, от сетевых - к объединенным через Сеть.
Битва за каналы
|
Джим Файрстоун, президент Channel Group, пообещал, что к 2000 году у Xerox появятся 60 новых продуктов специально для каналов, а количество розничных точек, в которых можно будет приобрести продукцию корпорации, увеличится на 10 тысяч. В сопутствующие столь бурному росту маркетинговую и рекламную кампании Xerox планирует вложить около 300 млн. долл., и в результате оборот корпорации, приходящийся на непрямые продажи, достигнет 4 млрд. (сейчас - 1,5 млрд. долл.).
Особое внимание Файрстоун уделил комбинированным устройствам принтер-копир, которые на четверть дешевле, чем принтер и копир с аналогичными характеристиками, купленные по отдельности. К тому же они вдвое надежнее (поскольку в них вдвое меньше деталей) и занимают на столе на треть меньше места, чем два отдельно стоящих устройства. Кроме того, он заверил, что сотрудничать с Xerox будет выгоднее, чем с ее соперниками, поскольку «с нами можно заработать денег больше, чем с конкурентами».
Под «конкурентами» в первую очередь понимается Hewlett-Packard, самый серьезный соперник вообще и в области устройств для офиса - в частности. Именно на последнем конкуренция наиболее жестка: «тяжелая техника» каждой из фирм уникальна, а на массовом рынке все предлагают если не одинаковые, то довольно похожие по соотношению цена/качество изделия.
Одолеть же Hewlett-Packard на ее территории - в офисах - задача непростая. У HP - имя, давно налаженная система непрямых продаж (Xerox, например, стала продавать лазерные принтеры через каналы лишь три месяца назад), немалые затраты на рекламу. В конце концов, велика и сила привычки: в обещания дать «то же самое, что у конкурентов, но дешевле или за те же деньги, но лучше» дистрибьюторы верят далеко не сразу. Однако с теми или иными продуктами работают уже все крупнейшие мировые дистрибьюторы; последнее достижение XCG - продукцией корпорации заинтересовались в Ingram Micro.
Надо сказать, что далеко не ко всем конкурентам, в том числе - крупным, в Xerox относятся так агрессивно, как к Hewlett-Packard. Более того, с некоторыми из них Xerox даже сотрудничает. В частности, корпуса для двух новых принтеров Xerox поставляют Lexmark и LG. В качестве ответной любезности вышеупомянутая фабрика производит расходные материалы (струйные цветные и монохромные картриджи, головки и резервуары для цветных принтеров) к продуктам этих компаний.
«Парк» науки и техники
|
Возможно, именно разносторонностью PARC и отличается от других исследовательских центров компании, расположенных в Вебстере, Торонто, Кембридже и Гренобле. Три сотни сотрудников PARC (60% из них имеют степень PhD, полученную не где-нибудь, а в Стэнфорде, MIT, Беркли, Принстоне, Гарварде, Кембридже и других не менее известных местах) занимаются не только химией, физикой и математикой, но и дисциплинами весьма удивительными для исследовательского центра технологической компании - например, психологией и антропологией. Центр открылся в 1970 году, ныне он состоит из пяти лабораторий, его бюджет - 55 млн. долл.
В PARC особенно было заметно, как старательно Xerox «уходит» от имиджа производителя копиров и принтеров. Лишь один из докладов был посвящен работам, непосредственно связанным с ними, - глава лаборатории Advanced Electronic Materials Роуз Брингауз рассказал о многолучевых и «синих» полупроводниковых лазерах, которые позволят настольным устройствам конкурировать с профессиональными машинами офсетной печати. Остальные выступления были посвящены вещам, отдаленным от повседневного бизнеса корпорации: работам над Internet-протоколом следующего поколения IPv6, новым типам документов (Emergency Documents Type), «Экологии знаний» (Knowledge Ecologies), «умным материалам» и т. д. Тем не менее в прошлом году PARC получил 163 патента (на 73% больше, чем в 1993 году), а исследования по «разделению знаний» нашли практическое применение в информационной системе сервисного подразделения Xerox. По внутренним оценкам, применение этих технологий позволяет удешевить обслуживание на 5-10% и на столько же его убыстрить.
Надо сказать, что чисто лингвистические исследования, не давая выхода «в металле», способны по крайней мере помочь людям осознать, что именно они делают. Рассказывая о различии между информацией и знаниями, один из докладчиков дал интересное определение последних: «Знания - это правильная информация, которая может быть применена к делу». Не уверен, что оно изобретено в PARC, но одно дело, когда некую мысль формулирует безвестный лингвист, другое - когда ее подхватывает корпорация с 18-миллиардным оборотом.
Может быть поэтому в Xerox финансируются и совсем «абстрактные» разработки. Например, группа Researching in Experimental Document из восьми штатных и двух временных сотрудников занимается экспериментальными формами документов. Идеи, излагавшиеся ее начальником, весьма оригинальны (чего стоит проект рекламного щита, содержание которого могут менять проходящие и проезжающие мимо него), однако вряд ли эта идея найдет воплощение в ближайшем будущем (из всех проектов группы за два года ее существования «в производство» не пошел ни один). Хотя про графический интерфейс тоже так думали...