» СМИ, как Internet с теми весьма реальными расходами, по которым надо отчитываться перед руководством? Повлияет ли смена дизайна страницы вашей фирмы на приток посетителей в ее магазины? Ответы на эти и многие другие вопросы попытались получить участники семинара «Реклама и маркетинг в Интернет», 21 октября заполнившие небольшой зал Аналитического центра мэрии Санкт-Петербурга. Невиданное зрелище: люди были готовы сидеть на столах и даже стоять, - лишь бы послушать «мэтров» Internet-индустрии.

Тон семинару - редкое сочетание «техногенной» терминологии («кликабельный баннер» или уже упоминавшийся СРV) и неподражаемой вальяжности - был задан Кириллом Готовцевым (WEB Group). Надо отметить, что стиль выступления как нельзя лучше подходил к его теме «Мифы и легенды баннерной рекламы». Готовцев призвал вдумчиво относиться к работе Internet: «На сегодня самая распространенная легенда - о дешевизне присутствия в Сети. Не верьте! Даже если узел вы делаете силами фирмы, он будет стоить вам времени, а следовательно, и зарплаты ваших людей. Составьте бизнес-план, а затем подумайте, не полезнее ли разместиться в справочнике».

По ходу выступления докладчик настолько естественно переходил на совершенно противоположную точку зрения, что ставил в тупик даже самых внимательных слушателей. Приведенные им примеры успеха (и в равной степени - неуспеха) рекламных кампаний, объемы затрачиваемых на них средств, а в особенности абсолютная непрогнозируемость результатов настолько заворожили присутствующих, что у кого-то невольно вырвалось: «А делать-то что?»

Ответу мэтра - «Думайте!» - мог бы позавидовать сам Декарт (если бы он занимался Internet-маркетингом).

Еще одну легенду - о «всемогуществе» баннерной рекламы развеял в своем выступлении сам Артемий Лебедев (один из ведущих Web-дизайнеров и, к слову сказать, владелец рекламной сети).

Имея в арсенале не один десяток «изваянных» им узлов, мастер твердо заявил, что «не берется назвать людей, которые сделают ваш узел популярным только за счет баннерной рекламы», отметив, что «изготовление бессмысленных (без названия фирмы и URL ее узла. - С.С.) баннеров столь же бессмысленная трата времени». «Если вы хотите добиться посещаемости вашего узла - сделайте его интересным!» - совет столь же простой, сколь и исчерпывающий. Ориентируясь на аудиторию (большинство собравшихся представляли организации малого и среднего бизнеса, а также образовательные учреждения), Лебедев предложил провести «макетирование» некой «воображаемой фирмы», взяв в качестве примера колбасный завод. Несмотря на вызванное веселье, собравшиеся охотно записывали предлагаемые мастером рекомендации, а в заключение составили даже небольшой бизнес-план по созданию и «раскрутке» новоиспеченного узла (по самым скромным подсчетам, решение подобной задачи «на стороне» обошлось бы участникам не менее 600-700 долл.).

Остальные выступавшие также не менее охотно делились опытом. Елена Колмановская (Comptek) поведала слушателям о достоинствах рекламы на поисковых системах (контекстно-зависимая реклама, развитые аналитические функции) и привела некоторые статистические данные, почерпнутые создателями системы Яndex в разгар кризиса. К примеру, выяснилось, что люди, предпочитающие писать в запросе «иммиграция» вместо «эмиграция», больше подвержены панике (пик таких запросов пришелся на день раньше пика самого кризиса), в «смутные времена безумной популярностью пользуется слово «курс», а из всех выбираемых пользователями баннеров безусловный интерес вызывает тот, на котором есть три элемента: обнаженная женщина, пункты меню 1,2,3 и... кнопка «Жми!». Тимофей Бокарев (Internet-агентство DOT) подробно рассказал о том, как оптимизировать структуру узла для работы с поисковыми системами. Андрей Алексеев (DUX) представил собравшимся основные принципы внешних (по отношению к Сети) коммуникаций узла (визитки, бланки, конверты, наклейки и т. д.), отметив, что «не следует забывать, что узел создается не для Internet, а для бизнеса». Сергей Карпенко (Служба погоды «Гелиос») рассказал о практическом опыте применения Web-технологий в традиционных СМИ.

Не обошлось и без презентаций новых технологий. Дизайн-студия X-project представила проект собственной рекламной сети, компания «Рексофт» - новую версию ПО для создания и поддержания Internet-магазинов и корпоративных Web-узлов.

Необходимо отметить, что и московские гости, и петербургские хозяева проявили завидную дисциплинированность и активность в обсуждении докладов. В декабре нам обещали «Электронную коммерцию». Вот и поторгуемся...