к конкретным шагам, как оказалось, все же заставили задуматься наиболее активных игроков этого рынка.

Европейская ассоциация операторов сетей КТВ

Европейская ассоциация операторов сетей кабельного телевидения (ECCA, www.ecca.be) охватывает 29 компаний в 16 странах континента, объединяя как отдельные фирмы, так и национальные ассоциации. Кроме того, имеется шесть ассоциированных членов из шести центрально- и восточноевропейских стран. Общая численность абонентов участников ECCA превышает 40 млн. человек. Основная цель ECCA состоит в укреплении сотрудничества между операторами КТВ, а также в представлении и лоббировании их интересов на европейском уровне. Кроме того, в задачи ассоциации входит: поощрение развития сетей КТВ; защита интересов операторов КТВ на международном уровне; участие в международных предприятиях; обеспечение информационного обмена между членами ассоциации.


Американская национальная ассоциация КТВ

Национальная ассоциация кабельного телевидения США (NCTA, www.ncta.org) объединяет операторов КТВ, обслуживающих свыше 80% всех американских пользователей кабельного телевидения - приблизительно 64 млн. человек. Она охватывает свыше 100 производителей программ для КТВ, включая CNN, HBO и MTV; кроме того, в ее ряды входят поставщики иных услуг и производители оборудования. Целью NCTA является лоббирование интересов отрасли, защита их в органах исполнительной власти и в судах. Во взаимодействии с ассоциациями КТВ отдельных штатов NCTA представляет интересы отрасли также перед организациями местного и регионального уровней. Ежегодно NCTA проводит выставки, в которых принимает участие свыше 300 компаний и которые привлекают по 30 тыс. посетителей.

  
Буквально через месяц в Москве проявились два центра консолидации - ЗАО V-LUX и МТК КОМКОР, которые вначале по отдельности пытались заняться формированием отраслевой организации операторов кабельного телевидения. В решающую фазу этот процесс вступил в октябре. На Internetcom '98 раздавались приглашения на учредительный съезд ассоциации, который предполагается провести с 30 ноября по 4 декабря. Обязанности оргкомитета съезда возложены на компанию «Телестарт» (кстати, именно она организовала и провела вышеупомянутую конференцию).

Необходимость отраслевых общественных организаций давно осознана деловыми людьми в странах развитого капитализма. Ассоциации КТВ существуют в США, Германии, Великобритании и многих других странах. В Старом Свете к тому же существует Европейская ассоциация кабельного телевидения. Благодаря своим отраслевым организациям операторы КТВ могут влиять не только на результаты разработки стандартов и законодательства, но и на многие другие вопросы. Так, американские операторы КТВ совместными усилиями заставили производителей кабельных модемов лишь в течение 1996 года снизить цену на свою продукцию в два раза.

Разобщенность российских операторов КТВ лишает их возможности участвовать в разработке нормативных документов и концепций развития современных сетей КТВ. В США и Европе этим занимаются подведомственные ассоциациям научно-исследовательские структуры CableLabs и EuroCableLabs соответственно, которые финансируются операторами КТВ и, естественно, работают в их интересах. В частности, CableLabs разработала североамериканский отраслевой стандарт на интерфейсы кабельных модемов DOCSIS, который 20 марта 1998 года практически без изменений принят МСЭ (Международный союз по электросвязи) в качестве международного стандарта. У нас подобные вопросы находятся в ведении НИИР, который неизвестно как финансируется и так же работает.

Оргкомитет призывает собраться для создания ассоциации операторов КТВ, но при этом полагает, что в нее могут войти также и операторы «спутниковых и наземных распределительных сетей, ВОЛС, Internet-провайдеры, владельцы городских и междугородных телефонных станций». Кроме того, оргкомитет считает, что «членами ассоциации могут быть разработчики, производители и поставщики новой техники, проектирующие и строительно-монтажные организации, производители аудио- и видеопродукции и многие другие, чьи возможности могут быть реализованы в интерактивных распределительных сетях».