Затем небольшой перерыв и последний рывок - Томск, Москва. Автор посетил вместе с RoadShow Иркутск и Владивосток. И это было действительно интересно. Не только семинары и презентации, конечно, но и общение с местными жителями, имеющими непосредственное отношение к компьютерам и к компьютерному бизнесу.

Первая часть турне проходила в разгар кризиса, с 5 по 26 сентября (вторая - 20 октября). Ясно, что «шоу» не приурочивали к кризису, так уж вышло, но участники по возможности пытались учесть время и место. Менеджер по маркетингу московского офиса APC Дмитрий Пекло открывал семинар с грозной цитаты из Dow Jones Newswires о том, что скоро по всей стране начнутся перебои с электричеством из-за неплатежей. Мне этот драматизм показался несколько излишним: в необходимости ИБП и так никто не сомневался, все живо интересовались конкретными моделями, а защищаться от неплатежей при помощи ИБП никто не собирался. Знаменитый рекламный ролик APC с танками и стрельбой смотрелся несколько зловеще, придавая семинарам некий накал. Никто, во всяком случае, на семинарах не спал.

APC представляла продукцию приобретенной незадолго до этого компании Silcon, позволившей APC войти на рынок мощных источников, модульные ИБП Symmetra и «старых знакомых» из семейств Back-UPS, Back-UPS Pro и Smart-UPS. «Путешественники» из Microsoft демонстрировали семейство своих серверных продуктов, то есть в основном Microsoft BackOffice Server. Про SQL Server и IIS говорили немного, больше о самой Windows NT, об Exchange Server и, несколько неожиданно, о ПО Windows NT Server Terminal Server Edition, позволяющем работать нескольким клиентским машинам с одним сервером. Выступления представителей Microsoft порождали бурю вопросов, иногда достаточно коварных: жители Сибири и Дальнего Востока демонстрировали желание и Microsoft пощипать, и себя показать. Поездка с APC и Microsoft дала возможностьпознакомиться с местными представителями компьютерного бизнеса и крупными пользователями. Общение с ними выходило, конечно, за рамки обсуждения проблем и успехов Microsoft и APC. Мы публикуем выдержки из бесед с Геннадием Бабаевым, начальником ОАСУ АОЭиЭ «Иркутскэнерго», Дмитрием Германом, генеральным директором «ЛАНИТ Дальний Восток», Анатолием Реутским, менеджером владивостокского офиса IBM, и Сергем Киридоном, менеджером проектов представительства компании «Системы 21» на Дальнем Востоке.


Геннадий Бабаев, начальник ОАСУ АОЭиЭ «Иркутскэнерго»

«Иркутскэнерго» последнее время часто попадает на страницы компьютерных изданий. Computerworld, например, писал об ATM-сети - одном из самых крупномасштабных проектов такого рода в России. Как повлиял кризис на ход этого проекта?

  
ГеннадиЙ Бабаев: «Трудно было решиться. Но теперь уже нет смысла замораживать работу»

Можно считать, что проект почти не затормозился. По самой дорогой его части деньги были выплачены уже до кризиса. Оптоволокно сейчас фактически протянуто до Братска. Одновременно идет работа по протяжке магистральной линии до Братска из Тулуна и монтажные работы в самом Братске. Хотя на некоторые вещи все же не хватает денег. Но «Иркутскэнерго» достаточно мощная в финансовом отношении организация, и важно здесь то, что инвестиции в этот проект уже пошли. Трудно было начать все это, трудно было решиться. Но теперь, когда мы решились, уже нет смысла замораживать работу. «Иркутскэнерго» найдет средства. Проект по подключению локальных сетей к оптоволокну, по оснащению серверным оборудованием, по полной модернизации парка компьютеров, включая всю программную часть, составляет порядка одного процента от наших затрат в энергосистеме. Кроме того, не обязательно осуществлять проект целиком, можно осуществить его процентов на 50, и это тоже будет выглядеть убедительно.

Здесь вы, видимо, присутствуете не случайно?

Когда компьютер используется локально, за ним все-таки обычно работает специалист, который в состоянии более-менее обезопасить себя от случайностей. Но когда есть большие компьютерные сети и пользователями становятся люди с более низким уровнем компьютерной грамотности - конторские служащие, бухгалтеры и так далее, - приходится заботиться о том, чтобы сеть работала безупречно. Для этого, конечно, нужны источники бесперебойного питания. В частности, сейчас для центрального узла мы планируем закупить самую хорошую систему бесперебойного питания, причем сюда будет включен и дизель-генератор. Ее основу составит оборудование Silcon, которое обеспечит работоспособность серверов и сети, насчитывающей порядка 100 компьютеров. А всего у нас в сети исполнительной дирекции функционирует где-то 200 компьютеров, но скоро их число достигнет 500. Из них 100 будут защищены ИБП, конечно, будет защищен и сервер.

Наверное, в промышленных системах, где необходимо бесперебойное питание, осталось еще много советских разработок?

Нет. Конечно, можно было бы использовать и советские энергетические устройства автоматического включения резервного питания. Но организационно это много сложнее. Мы не стали этого делать даже у себя - в исполнительной дирекции, хотя рядом были службы релейной защиты и автоматики, они могли бы в принципе реализовать такую задачу. Но когда есть комплексное решение, когда сразу платишь деньги и сразу получаешь - выходит гораздо проще, чем организация работ.

Сейчас часто говорят, что зимой могут быть перебои с энергоснабжением. Вы предвидите такую ситуацию?

Думаю, самое страшное мы пережили в начале 90-х, когда была полная неопределенность. А сейчас беда «накладывается» на отлаженный механизм - обеспечения и самообеспечения, поэтому считаю, что ничего страшного не должно произойти.


Анатолий Реутский, менеджер владивостокского офиса IBM

Ваш бизнес в большой степени связан с судоремонтными, судостроительными предприятиями, с Дальневосточным морским пароходством. Насколько тяжела ситуация сейчас в этой отрасли?

  
Анатолий Реутский: «Надеемся, что со временем заводы поднимутся»

Судостроительные и судоремонтные заводы сейчас в очень тяжелом положении, так как в основном владельцы судов осуществляют ремонт за границей. Первомайский завод уже подал документы на банкротство. «Дальзавод», один из крупнейших в мире, был ориентирован процентов на 30 на Тихоокеанский флот, задолженность которого очень велика. И так далее.

А предприятия ВПК?

В тяжелом состоянии. Заказов нет. Заводы стоят, а Министерство оборонной промышленности не выпускает их из своих рук. Хотя шли и идут, насколько мне известно, переговоры с представителями азиатского бизнеса, готовыми разместить здесь свое производство. Тем не менее мы все равно с ними поддерживаем отношения. Надеемся, что со временем все-таки заводы поднимутся. Вот сейчас, в частности, «Варяг« ведет переговоры с некоей немецкой фирмой, они собираются ставить комплекс по выпуску тары для пищевой промышленности.

Давно ли IBM присутствует на Дальнем Востоке?

Официально - с марта 1994 года. До октября 1995-го удалось организовать свою дилерскую сеть, наладить устойчивую и стабильную работу. Создан региональный сервис-центр. IBM держит склад запасных частей на все виды продукции. С нами работают несколько компаний - интеграторов, которые могут в принципе поддерживать и программную часть. У нас сейчас приоритет отдан комплексным решениям: мы отошли от традиционной поставки чистого «железа». Упор делаем на дилерскую сеть: у нас в офисе работают всего четыре человека.

Какая техника пользуется наибольшим спросом?

Конкурировать на рынке ПК очень сложно, потому что на него сбрасывается большое количество дешевой техники, и зачастую заказчик не всегда осознает, что дешевое - всегда низкокачественное. Есть еще одна закономерность. Когда компании плавно проходят период ПК, Unix-систем и выходят на машины более серьезного класса, проблем обычно не возникает. Когда на такую технику переходят непосредственно с ПК, с заказчиком работать сложно. Радует то, что сейчас госслужбы интересуются серьезной техникой.

Я разговаривал с несколькими гостями семинара. Получается, что неплохо продаются AS/400. Чем вы это объясняете?

Раньше эти системы в большей мере были ориентированы на крупные банки, крупные предприятия - словом, на корпоративные задачи. А сейчас все больший интерес к ним проявляют предприятия среднего бизнеса. Среди них много наших производственников, которые пережили решения на базе ПК, уже их не устраивающие. Рассматривать всерьез Unix-машины среднего класса RS/6000 эти организации, как правило, не готовы.

Большой комплекс стоит в одной из крупнейших судоходных компаний России - в Дальневосточном морском пароходстве. Они закупили две системы AS/400. У Пенсионного фонда в Приморском крае работают пять систем AS/400, в Хабаровском крае - еще пять, на Сахалине - три. Неплохо складывается работа с банками. Сейчас ясно, что худо-бедно, но региональные банки в этой вакханалии выживут. Достаточно стабильно ощущают себя предприятия пищевой промышленности, с которыми мы работаем, например Находкинский молочный комбинат. Так что работы нам хватает.


Дмитрий Герман, генеральный директор «ЛАНИТ Дальний Восток»

Опишите, пожалуйста, в общих чертах ситуацию во Владивостоке.

  
Дмитрий Герман: «Мы поняли, что все крупнейшие фирмы суть системные интеграторы»

Про Дальний Восток иногда говорят, что бизнес здесь развивается плохо. Это не так, он развивался здесь (по крайней мере, до недавнего времени) достаточно хорошо, но просто здесь другие масштабы, нежели, скажем, в центральной части России. Специфика Приморья в том, что у производственников очень большие трудности. Исторически главными промышленными предприятиями здесь были транспортные магистрали, военно-промышленный комплекс и торговля, связанная с морем.

Завод «Звезда», крупнейший производитель подводных лодок, - в состоянии полного развала, рабочие бастуют. Арсеньевский завод «Прогресс», который производит знаменитые «Черные акулы», - гигантское предприятие с огромным потенциалом: уникальное оборудование, талантливые инженеры. Но продавать свою продукцию имеет право только через «Россвооружение». Им необходимы система автоматизированного проектирования и производства, реинжиниринг, однако ресурсов нет.

Железная дорога как работала, так и работает. Владивостокский морской торговый порт работает, у них серьезные планы по модернизации системы автоматизации.

Дальневосточное морское пароходство функционирует достаточно стабильно, хотя проблемы, конечно, и там есть. В рыболовецкой отрасли очень тяжелая ситуация.

И как в этой ситуации работается?

Корни нашей компании, «ЛАНИТ Дальний Восток», в Хабаровске, мы начинали разворачивать бизнес через «ХБК-Партнер». Потом мы поняли, что все крупнейшие московские фирмы по сути системные интеграторы: IBS, «Анкей», ЛАНИТ, «АйТи». И сами пошли в этом направлении. В конце прошлого года в Дальневосточном регионе под эгидой московского ЛАНИТ было организовано три фирмы: «ЛАНИТ ДВ» во Владивостоке, «ЛАНИТ-партнер» в Хабаровске и «ЛАНИТ-Сахалин» в Южно-Сахалинске. ЛАНИТ дает нам товарные кредиты, держит здесь склад, мы можем пользоваться их наработками и потенциалом с тем, чтобы предлагать проекты и решения: программные комплексы, структурированные кабельные сети и многое другое.

Чувствуется ли здесь близость к дальневосточным производителям - к Корее, Японии?

Нет. Такой период был, но закончился два-три года назад. Условия определяются таможенными правилами. Поначалу все регионы были в равных условиях: Москва, Питер, Хабаровск, Владивосток платили цену одинаковую. Когда наступила ситуация послабления в Москве, весь бизнес ушел в Москву, потому что во Владивостоке, авторитетно могу сказать, растаможивать можно только по-честному. Поэтому даже бытовые товары идут через Москву. Мы всю продукцию везем из Москвы. Есть фирмы, у которых довольно неплохой бизнес, они везут оборудование из США. Это касается сложного оборудования, которого просто иногда не бывает на складах в Москве, скажем, какие-то сложные телекоммуникационные системы. Их порой действительно выгоднее купить в США. А из Тайваня или Китая в массовых объемах сюда ничего не привозится. Может быть, вскоре это начнется, во всяком случае, я на это надеюсь. Нам было бы выгодно везти из Кореи, из Тайваня.

У вас есть здесь крупные заказчики? Закупают ли дорогое оборудование?

У нас, например, есть клиент - банк «Приморье». Насколько я знаю, кризис на нем практически не отразился. Они намерены провести реорганизацию, и буквально сегодня подписали с нами контракт о создании структурированной кабельной системы. В дальнейшие их планы входит закупка системы бесперебойного питания. Symmetra у всех на слуху, в общем-то это интересно, ново. Мы им предложили это решение, и они согласились. Северное морское пароходство раньше закупало на 300 тыс. долл. в год, и это, видимо, составляло максимум процент-два от оборота. Сейчас там закупки упали на порядок.

У такого крупного предприятия был, очевидно, свой большой отдел АСУ?

Да. В Северном морском пароходстве был и остается очень сильный вычислительный центр, около 100 программистов и обслуживающего персонала. Еще в 1994 году они купили AS/400 для автоматизации учета контейнерных перевозок. В 1996 году они приобрели вторую машину, и на нее была установлена система управления финансами Business 400 компании JBA. Теперь там закупили систему JBA, которая в русифицированном варианте называется «Система 21» - мы ее сейчас активно продвигаем. Она тоже «под» AS/400. Это становится выгодно, потому что изменился масштаб цен на такую технику. Раньше система под AS/400 стоила 200-300 тыс. долл., а сейчас аналогичный проект может уложиться в 150 тыс. Вполне разумные деньги. У нас нет предприятий, которые могут себе позволить системы типа R/3 или Baan.

Какое направление деятельности «ЛАНИТ ДВ» сейчас является главным?

У нас очень большие планы. С мая прошлого года мы активно занимаемся внедрением систем документооборота на базе Lotus Notes. Мы - бизнес-партнеры Lotus, у нас есть внедрения в Дальневосточном морском пароходстве, в местном отделении Coca-Cola, у пограничников, в налоговой инспекции. Сейчас ведем переговоры с банками, для которых это актуально. По нашим ощущениям, это должно хорошо пойти.


Сергей Киридон, менеджер проектов представительства компании «Системы 21» на Дальнем Востоке

Расскажите, пожалуйста, про «Систему 21». О ней мало кто у нас знает.

Действительно, хотя это очень мощный пакет. В мире сейчас около 5 тыс. инсталляций в крупных компаниях, мы же здесь ориентируемся скорее на средний бизнес. Есть специальные решения для отраслей, особенно мы любим пищевую промышленность и производство: у нас наиболее тесные связи с производственниками, хотя финансовая часть нашего пакета позволяет поддерживать работу банков, строить планы счетов для федеральных учреждений.

Эта система ориентирована на платформу AS/400?

Не только, но в России мы живем на ней. Это связано со многими причинами, но главная - то, что эксплуатация AS/400 заказчику в итоге обходится дешевле. Наш главный заказчик здесь, на Дальнем Востоке, Дальневосточное морское пароходство, эксплуатирует финансовую часть этой системы уже более года в рабочем режиме. Претензий нет.

Почему продвижение системы началось с Дальнего Востока?

Так получилось. Здесь есть пароходство, у нас - опытные специалисты, которые эксплуатировали и AS/400, и наш пакет. Есть на что опереться. И нам, и им. Первая инсталляция пакета, точнее, этого решения в России действительно была осуществлена во Владивостоке. Это нетрадиционно. Обычно подобные решения внедряются в центре России, а потом распространяются на другие территории.

А какова стоимость внедрения?

Допустим, со всем вместе, со стоимостью «железа» и консалтинговых услуг, самого внедрения одно рабочее место обойдется примерно в 10 тыс. долл.

А сколько таких мест в вашей типичной инсталляции?

Мы беремся поставить решение для 5-15 тыс. рабочих мест.

А есть специальные финансовые схемы для реализации таких проектов?

Конечно. Существует множество путей решения финансовых проблем. Для некоторых заказчиков, скажем, удобней массированный платеж - один раз заплатил и с этим покончил. Для других, наоборот, желательны платежи по 5 тыс. долл. в неделю. Мы всегда исходим из возможностей и потребностей заказчика. Только индивидуальный подход, причем с самых первых шагов. Вплоть до обсуждения с руководством фирмы перспектив развития их предприятия. Главное, чтобы они сами поняли, чего хотят.