Как рассказал менеджер отдела продаж RSSL Владимир Водянов, «Казначейство» войдет в состав системы RS-Bank 5.0, но будет продаваться и как самостоятельное решение. Продукт основан на технологиях хранилищ данных и OLAP-систем. Извне в систему попадает первичная информация - различные банковские документы. Все они складируются в специальной базе, время их поступления фиксируется в соответствующем журнале. На основе первичных данных создается еще пять вспомогательных баз. Четыре из них содержат информацию об упомянутых в документах субъектах экономики, исполнителях, операциях и экономических ценностях. Пятая - база данных счетов - представляет собой очень большую электронную таблицу, в которой хранятся данные, вычисляемые по алгоритмам, заранее определенным системным администратором или главным технологом системы. Загрузка данных и запуск вычислений в базы данных расчетов производятся по расписанию.
Аналитики могут работать с системой как с помощью входящего в комплект продукта клиентского средства, так и посредством витрин данных или OLAP-приложений. Имеется возможность формулировать сложные запросы, составлять отчеты и визуализировать их в виде графиков и диаграмм. Примечательно, что система представляет собой не только средство анализа реальных первичных данных, но и средство моделирования деятельности, а также управления ресурсами и рисками банка: меняя значения показателей, пользователь может получать от системы ответы на вопросы типа «что, если3/4». «Казначейство» позволяет, например, оценить прибыльность операций с ценными бумагами, валютой, кредитами, отследить пунктуальность клиентских платежей, «вычислить» недобросовестных клиентов и пр.
Встроенные возможности моделирования могут использоваться для получения прогнозов и выработки действий банка на перспективу, отслеживания и оценки рисков.
По замыслу разработчиков, в систему будут загружаться все первичные документы, как из центрального отделения банка, так и из его филиалов. Водянов считает, что консолидация и централизация данных в одном хранилище обеспечивает целый ряд преимуществ, главное из которых - возможность объективного анализа эффективности деятельности филиалов. Согласно сложившейся практике, филиалы обычно поставляют в центральный офис банка не первичные документы, а готовые отчеты. Естественно, далеко не всегда «наверх» поступает объективная картина происходящего. Если же первичные документы обрабатываются на уровне «центра», то устраняются условия, благоприятствующие всякого рода искажениям.
Несмотря на то что система опирается на СУБД компании Sybase как на одну из поддерживаемых платформ (второй является Microsoft SQL Server), а в арсенале Sybase имеется целое семейство продуктов для создания систем принятия решений на основе хранилищ данных, «Казначейство» использует лишь СУБД Sybase Adaptive Server. Все остальные функции реализуются средствами, разработанными в RSSL.
Судя по первым откликам, система действительно заинтересует банки. Например, Валерий Бакланов, заведующий отделом автоматизации «Клиринг Траст Банка», считает, что «Казначейство» - продукт, давно ожидавшийся на рынке. Помимо аналитических возможностей Бакланов отметил открытость базы данных первичных документов. По его мнению, созданная в RSSL система обладает важным свойством - прозрачностью, чего явно недостает другим применяемым в банках системам.