, ранее даже не помышлявшие о подобных средствах и со священным трепетом произносившие слово OLAP, за которым скрывалось нечто совершенно для них недоступное».

Многие специалисты разделяют точку зрения Шиффа. В компании IDC полагают, что выпуск сервера Microsoft Plato (теперь - OLAP Services) будет способствовать росту популярности решений OLAP среди компаний небольшого размера. В настоящее время годовой объем рынка средств «многомерного анализа» (это еще одно название OLAP) составляет приблизительно 515 млн. долл. В период с 1996 по 1997 год этот рынок рос в среднем на 36%.

Причиной столь стремительного роста стала поддержка реляционными базами данных двухмерных множеств. Подобные средства упростили доступ к данным, повысили эффективность их хранения и позволили оперативно получать стандартизованные отчеты. Однако реляционные базы данных пасуют перед такими запросами пользователей, в которых одновременно анализируются три или большее число типов данных.

В традиционных реляционных базах данных каждый элемент однозначно идентифицируется парой строка-столбец. Им на смену пришли базы данных, ориентированные на OLAP, оперирующие многомерными массивами, в которых каждому полю назначается свое собственное «измерение». Подобная возможность позволила таким базам данных выполнять сложные запросы куда быстрее своих реляционных предшественников.

Тихий омут

И все же до недавних пор OLAP оставалась тихой заводью среди бушующих на софтверном рынке битв. Но в 1996 году ситуация коренным образом изменилась. Продажи стали быстро расти. Не случайно именно в этот период корпорация Microsoft, очень тонко угадывающая направления дальнейшего развития, решила выйти на рынок OLAP, купив перспективную технологию, разработанную небольшой фирмой Panorama Systems. С этого момента корпорация приступила к интеграции ее продукта Plato с СУБД Microsoft SQL Server и комплектом серверного ПО Microsoft BackOffice. Технология, приобретенная корпорацией, получила на рынке OLAP много восторженных оценок. Благоприятные отклики окрылили разработчиков и заставили их трудиться с максимальной отдачей. В июне были разосланы 50 тыс. копий третьей бета-версии SQL Server 7.0 в комплекте с сервером OLAP. Таким образом, пользователи уже получили возможность строить киоски данных с помощью продуктов OLAP, предложенных Microsoft. Сегодня системным интеграторам, работающим с реляционными базами данных или продуктами OLAP, самое время проанализировать, в какой степени предложения Microsoft смогут удовлетворить потребности их клиентов.

Очередной сдвиг парадигмы

Если вы собираетесь связать свою деятельность со средствами OLAP, вам следует:

  • Хорошо знать вертикальные рынки, на которых собираетесь работать.
  • Иметь в штате программистов, разбирающихся в тонкостях построения реляционных баз данных.
  • Четко представлять себе структуру многомерных баз данных и уметь переносить в них информацию из реляционных баз данных. Подобные навыки приобретаются с опытом, которым большинство пока не обладает.

«Конечно, построение хорошей структуры OLAP по сложности не может сравниться с созданием космического корабля, - заметил директор по маркетингу компании Hummingbird Communications Дэвид Во. - Но не следует думать, что знатоки реляционных баз данных автоматически могут считаться специалистами по технологиям OLAP. Эти области существенно отличаются друг от друга».

Чтобы помочь Microsoft завоевать рынок, поставщикам решений на основе ее продуктов нужны дополнительные знания. И в корпорации понимают это. На обучение партнеров навыкам продаж и поддержки комплекта Plato/SQL Server 7.0 планируется выделить 20 млн. долл. Еще один способ покорения рынка - подчинение своему влиянию и заключению соглашений с более мелкими производителями программных продуктов OLAP. Аналитики считают, что рынок будет поделен между тремя крупнейшими игроками: Microsoft, Oracle (сервер Express OLAP) и альянсом IBM - Hyperion Solutions, который предлагает заказчикам программные продукты DB2 и Essbase. (Корпорация Hyperion Solutions была образована летом нынешнего года в результате объединения разработчика СУБД Essbase Arbor Software и компании Hyperion Software.) Каждый из перечисленных продуктов OLAP тесно связан с одной из основных реляционных баз данных.

Конечно, интеграторы могут использовать и комбинации продуктов различных производителей, но большинство компаний предпочитают какую-то одну из основных платформ. Те, кто имеет серьезные наработки в области проектирования хранилищ данных, скорее всего, выберут достаточно дорогие Express, Essbase или другие средства OLAP, уже успевшие хорошо зарекомендовать себя. Тем же компаниям, которые только начинают свою деятельность на поприще систем оперативной аналитической обработки, имеет смысл обратить внимание на решения Microsoft.

Притяжение среднего бизнеса

«Выпуск SQL Server 7.0 дает интеграторам прекрасную возможность предложить свои услуги клиентам, которым ранее продукты OLAP были недоступны, - подчеркивает директор консультационной компании Creeth, Richman & Associates Ричард Грит. - Сегодня такие компании, как Arbor Software, занимаются обслуживанием корпораций, входящих в список Fortune 1000. Таким клиентам нужны мощные инструменты поддержки принятия решений, и они готовы платить за них большие деньги. Очень многие небольшие фирмы, не желая довольствоваться статическими отчетами, тоже хотели бы использовать подобные средства, но не имеют для этого достаточных финансовых ресурсов».

Корпорация Microsoft сделала продукты OLAP доступными и сейчас их можно интегрировать с приложениями, пользующимися большим спросом на данном сегменте рынка. Расширение возможностей готовых решений - испытанный путь, и в нем нет ничего нового. «Ценовое давление включенного в комплект с СУБД Microsoft SQL Server программного продукта Plato заставит других производителей инструментов OLAP пойти на уступки и также снизить расценки на свои продукты, - отметил Шифф. - Разработчики серверов OLAP должны приготовиться к тому, что для работы с небольшими приложениями многие предпочтут недорогое программное обеспечение Microsoft мощным корпоративным продуктам».


Джо Девлин и Эмили Берк - руководители компании Armadillo Associates, специализирующейся на вопросах системной интеграции. Электронную почту им можно направлять по адресу armadill@ix.netcom.com.

Oracle меняет стратегию в области хранилищ данных

Корпорация Oracle объявила о пересмотре своей стратегии в области разработки программного обеспечения, предназначенного для быстрорастущего рынка хранилищ данных, и о выпуске новых продуктов, которые позволят ей привлечь внимание как небольших, так и крупных компаний. Отныне Oracle собирается сконцентрировать свои усилия не только на проектировании средств создания и управления хранилищами данных, но и на разработке аналитических программ, позволяющих клиентам проводить глубокий анализ имеющихся данных и оперативно извлекать из баз данных необходимые им сведения.

  
Гэри Блум, вице-президент подразделения системного ПО

«Корпорация делает все для того, чтобы расширить функциональные возможности своих продуктов, создать надежную платформу для установки и управления хранилищами данных и предложить пользователям самый широкий спектр приложений», - пояснил на специальной пресс-конференции исполнительный вице-президент подразделения системного ПО Oracle Гэри Блум.

Первое подобное приложение было выпущено в 1995 году. В дальнейшем Oracle приобрела у других компаний и разработала собственными силами очень много полезных программных продуктов.

Аналитики отмечают, что рынок сегодня быстро движется в сторону интегрированных решений, и новая стратегия Oracle позволит корпорации повысить конкурентоспособность в споре со своими извечными соперниками - IBM и Microsoft. Как и Microsoft, корпорация Oracle постоянно ищет новых партнеров и разрабатывает самостоятельно новые аналитические приложения, которые пользуются у клиентов большим успехом. Недавно была анонсирована очередная, основанная на языке Java версия ПО Oracle Warehouse Builder 2.0, предназначенного для создания хранилищ данных и управления ими, которая включает в свой состав средства визуального моделирования, извлечения данных и оптимизации загрузки.

«Oracle Warehouse Builder представляет собой графический инструментарий, охватывающий все аспекты работы с хранилищами данных, - проектирование, создание и управление», - отметил Блум.

Использование автоматических конструкторов избавляет от необходимости писать код вручную и существенно уменьшает затраты на разработку. Oracle интегрировала Oracle Warehouse Builder с программными системами планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning, ERP) компаний SAP и PeopleSoft. Такое решение предоставило пользователям возможность оперативно помещать в хранилища данных информацию, выданную ERP-системами. В Oracle разработали своеобразный «API-интерфейс интегратора», позволяющий другим производителям ERP-систем встраивать аналогичные возможности интеграции в собственные программные продукты. Бета-версию Oracle Warehouse Builder 2.0, предназначенного для крупных корпораций, планируется выпустить в конце текущего года, а окончательный вариант должен появиться во втором квартале 1999 года. Для малого бизнеса Oracle разработала пакет Oracle Data Mart Suite 2.0, обладающий всем необходимым для создания киосков данных. Версия 2.0 может функционировать как под управлением операционной системы Solaris корпорации Sun Microsystems, так и на платформе Windows NT.

В начале ноября Oracle сообщила о приобретении компании One Meaning, специализирующейся на разработке средств управления метаданными. Метаданные содержат ссылки на описание информации, находящейся в хранилищах данных. Корпорация намерена встроить технологию One Meaninig в программное обеспечение Oracle Warehouse Builder.

Oracle, IBM и Unisys совместными усилиями разработали стандарт метаданных и передали его на рассмотрение независимой организации Object Management Group. Сделав это, Oracle вступила в конфликт с Microsoft, которая пытается предложить на утверждение свой собственный стандарт.

На рынке хранилищ данных заметно обострилась конкуренция между Oracle, Microsoft и IBM. Чтобы привлечь клиентов на свою сторону, Oracle реализовала в СУБД Oracle8i ряд дополнительных возможностей, делающих этот продукт быстрее и удобнее. К ним относятся, например, средства «управления итоговыми данными», с помощью которых можно запоминать результаты обработки часто выполняемых запросов и сохранять промежуточные таблицы. При добавлении информации в базу СУБД Oracle8i самостоятельно определяет доступные итоговые таблицы и обновляет их.

В число аналитических приложений, предлагаемых Oracle, входит приобретенное в начале 1998 года у компании PricewaterhouseCoopers ПО Activa, основанное на методе расчета затрат activity-based costing. Были выпущены новые версии программного обеспечения Oracle Balanced Scorecard, предназначенного для анализа финансового состояния компании, расчета параметров операций и изучения внутренних бизнес-процессов, а также пакета Business Intelligence Applications, позволяющего быстро получать ответы на запросы, связанные с ведением повседневной деятельности предприятия.

Кроме того, Oracle объявила о разработке новых средств, основанных на Web-технологиях и обеспечивающих оперативный доступ к информации, находящейся в хранилищах данных. К этим средствам относятся очередные версии ПО Oracle Reports, Oracle Discover и механизма оперативной аналитической обработки Oracle Express.


- Джеймс Николаи, Служба новостей IDG, Сан-Франциско