Причем в каждом случае используются свои принципы подсчета, то есть методика социологических исследований зависит от измеряемой величины. О методиках социологических исследований, их достоинствах и недостатках, а также о результатах исследований шла речь на очередном семинаре РОЦИТ, который состоялся 26 ноября.

Наиболее интересным мне показался доклад Петра Залесского («Комкон-2») о проведенных его компанией в ноябре опросах пользователей Internet. Сотрудники «Комкона» проводили свое исследование в 40 городах России, в которых опросили 35 тыс. человек. Опрос проводили дома у респондента, вопросы задавались всем членам семьи. Из 35 тыс. человек хотя бы раз Internet пользовались более 800 респондентов (свыше 2,5% взрослого населения).

По данным «Комкона», средний посетитель Internet выглядит так: это молодой мужчина от 20 до 35 лет, женат, имеет семью из трех или четырех человек, уровень доходов выше среднего, технический специалист или менеджер высшего звена; 90% из них любят кофе, 73% - пиво, 40% - курят, 82% - жуют резинку. Надо отметить, что мужчины «победили» с минимальным преимуществом: 43% пользователей, с которыми пообщался «Комкон», - женщины.

Еще одно социологическое исследование провела в сентябре компания Gallup Media, опросившая по телефону 3 тыс. москвичей. Основной целью опроса было выяснение популярности различных СМИ, к которым была причислена и Сеть. Оказалось, что количество всех пользователей Internet меньше, чем читателей некоторых печатных журналов. Из 3 тыс. опрошенных только 180 пользовались Internet (около 6%).