Организаторы «Бизнес Барометра» ставили перед собой цель оценить влияние кризиса на российский бизнес и выяснить, как ведут себя компании в нынешних условиях. Кроме того, проводился опрос среди бизнесменов относительно перспектив их бизнеса и прогнозов на дальнейшее развитие ситуации. Исследование осуществлялось путем телефонного опроса 400 руководителей или старших менеджеров предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. В список опрашиваемых попали предприятия различного масштаба и областей деятельности. Полученные на стандартные вопросы ответы анализировались и сравнивались с ответами из других регионов. В результате получилась интересная, но довольно прогнозируемая картина.
Так, оценивая изменение экономической ситуации за последний месяц, 43% респондентов считают, что ситуация ухудшилась, 37% - что не изменилась. Но набралось 17% тех, кто заметил улучшение. Естественно, распределение ответов по регионам было неравномерным. Наиболее позитивно нынешнюю ситуацию оценивают, как и следовало ожидать, в Москве. Следом, по степени уменьшения оптимизма, идут Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород. Скорее всего, бизнесмены этих городов проявили больше объективности и откровенности при ответах. Существуют градации в оценках и среди руководителей различных по размеру компаний. Меньше всего, по их словам, пострадали мелкие предприятия, с числом работающих от 1 до 50 человек, продающие компьютеры и офисное оборудование. Хуже всего приходится средним и крупным (50-1000 работающих) предприятиям фармакологической промышленности.
Аналогичным образом распределились и прогнозы бизнесменов относительно перспектив российской экономики. 40% опрошенных считают, что в ближайшие 1-2 месяца экономическая ситуация в России ухудшится. Твердо убеждены, что ухудшения не произойдет, 34%, - и 13% надеются на лучшее. Как и при оценке текущей ситуации, московские бизнесмены оказались наиболее оптимистичны. Предприниматели из регионов, соответственно, были сдержаннее. В снижении оборота за последний месяц призналась почти половина (45%) бизнесменов, 30% отметили стабильность своих компаний, а 19% - объявили об увеличении оборотов.
В чем регионы и центр практически едины, так это в мерах, которые планируется предпринять в ближайшие один-два месяца для уменьшения воздействия кризиса. Итак, 21% руководителей собираются тщательнее планировать расходы на поддержание работоспособности своего офиса, 10% - сократят зарплату своим сотрудникам. Только четверть намерены прибегнуть к наиболее действенным мерам - изменить свою политику на рынке. Но зато почти половина (43%) не имеет никаких планов реорганизации и не собирается делать ровным счетом ничего! Надежда на русское авось одинаково крепка среди бизнесменов и Москвы, и регионов, и практически не зависит от профиля и размера предприятия. При этом 38% опрошенных руководителей уверены, что их компания будет существовать всегда, вне зависимости от терзающего страну кризиса. Ненамного отстают от них другие директора (17%), которые считают, что им удастся просуществовать на рынке более двух лет. На вопрос, когда экономическая ситуация в России вернется на докризисный уровень, не рискнула ответить пятая часть респондентов. Подавляющее же большинство (44,5%) считают, что для этого потребуется не менее двух лет. 17,5% надеются на восстановление экономики за год-другой. И наконец, 11% думают, что улучшение не наступит никогда.
Комментируя результаты исследования, Тейн отметил, что складывающаяся в России ситуация весьма серьезна, и выработать сейчас какие-то рекомендации достаточно тяжело. Но GfK планирует продолжать периодические исследования российского рынка и, к тому же, увеличить количество регионов, в которых проводятся опросы. Таким образом, по мере накопления фактического материала можно будет говорить о каких-то тенденциях и выработать соответствующие рекомендации.