Как показали результаты исследования, проведенного компанией Stanford Resources, продолжавшееся довольно долго снижение цен на тонкопленочные жидкокристаллические дисплеи в последние два квартала остановилось.

Авторы исследования считают, что в будущем году цены могут даже повыситься. По словам Светы Дэш, ведущего аналитика Stanford Resources, с начала 1997 года практически неконтролируемое падение первоначально чересчур высоких цен стало нормой для рынка тонкопленочных ЖК-дисплеев.

Однако в 1997 году, после резкого снижения цен на настольные компьютеры, спрос на ноутбуки с тонкопленочными дисплеями упал. Сочетание низкого спроса и высокого объема предложения привело к тому, что в конце 1997 года вновь началось стремительное падение цен на ЖК-дисплеи.

Однако удешевление настольных ПК - не единственная причина падения стоимости ЖК-панелей. Еще одним мощным фактором стал азиатский кризис.

«Большое количество ЖК-панелей выпустили корейские производители, - говорит Дэш. - Девальвация корейского вона и японской йены привела к сильному падению цен на мониторы».

Цены на ЖК-панели стабилизировались лишь к началу предпоследнего квартала нынешнего года, когда в результате удешевления ноутбуков спрос на них вновь увеличился.

В октябре компания Samsung сообщила, что, по прогнозам ее аналитиков, в 1999 году спрос на мониторы превысит предложение и цены повысятся.

Согласно последнему ежеквартальному отчету Stanford Resources, озаглавленному LCD PriceTrak, цены на 14- и 15-дюймовые экраны стабилизируются, стремительное падение прекратилось. Ожидается, что ежеквартальное снижение цен составит не 40-50 долл., как в начале 1998 года, а всего 5-10 долл.

Между тем в первом квартале 1998 года стоимость 12,1-дюймовых ЖК-экранов составляла 230-325 долл., а в третьем - 210-300 долл. По прогнозу Дэш, к концу первого квартала лишь крупные производители ноутбуков, приобретающие экраны большими партиями, смогут избежать повышения цен на 12,1-дюймовые панели.

Однако, несмотря на прогнозируемое повышение стоимости ЖК-дисплеев, розничные цены на ноутбуки останутся на прежнем уровне, поскольку, как считают в Stanford Resources, спрос на ноутбуки в течение первых двух кварталов 1999 года снова снизится. Причиной этого может послужить, в частности, ухудшение покупательной способности корпоративных заказчиков в связи с издержками на борьбу с проблемами 2000 года. По мнению Дэш, существенное повышение объема производства ноутбуков не начнется ранее 2000 года.