и государственных структур, научных учреждений РФ и стран СНГ, в том числе - представители всех ветвей власти. В частности, в составе оргкомитета были Геннадий Селезнев (председатель оргкомитета), Александр Старовойтов (теперь уже бывший руководитель ФАПСИ), губернатор города Владимир Яковлев и ряд других не менее известных чиновников и политиков.

  

Работа конгресса проходила в форме круглых столов. По окончании конгресса каждая группа предложила рекомендации, на основе которых были разработаны выводы по работе конгресса в целом. Участники круглого стола «Корпоративные телекоммуникационные сети и проблема обеспечения безопасности информации» отметили, что «предотвращение и нейтрализация угроз информационной безопасности стран СНГ осложняется рядом факторов», среди которых были указаны:

  • широкое применение зарубежных средств вычислительной и коммуникационной техники, вызванное объективной невозможностью отечественной промышленности удовлетворить спрос на современное компьютерное и связное оборудование;
  • бесконтрольное и некоординированное создание и развитие государственными и коммерческими структурами выделенных и корпоративных телекоммуникационных систем, что, в свою очередь, влечет за собой невозможность создания единого информационного пространства из-за разнотипности используемого оборудования, и невозможность обеспечения надежной защиты информации из-за распыления необходимых для этого сил и средств;
  • сложное финансовое положение и инвестиционная политика в области телекоммуникаций, проводимая без тщательного анализа ее последствий в части обеспечения информационной безопасности и надежности функционирования сетей связи;
  • активное предложение на рынке импортных программно-аппаратных средств защиты информации, включая средства криптографической защиты, не обеспечивающие надежную защиту информации;
  • недостаточная отработка вопросов сопряжения компьютерных сетей с международными информационными сетями;
  • отсутствие в большинстве стран СНГ опыта и необходимого потенциала для качественной разработки надежных средств криптографической защиты;
  • неразвитость и несогласованность нормативно-правовой базы стран СНГ.
Собравшимися особо было отмечено, что «проблема информационной безопасности в сфере телекоммуникаций становится одной из важнейших задач национальной безопасности». К первоочередным задачам обеспечения национальной безопасности были отнесены:

  • проведение объективного и всестороннего анализа и прогнозирование угроз информационной безопасности стран СНГ;
  • совершенствование правовых норм стран СНГ, призванных регулировать вопросы информационной безопасности, на общих принципах и подходах, с учетом уже имеющихся двусторонних и многосторонних договоренностей;
  • разработка и реализация согласованных мероприятий по противодействию 'информационному оружию' и проникновению на рынок СНГ некачественных средств защиты информации;
  • разработка и реализация согласованных мероприятий по защите кредитно-финансовой и другой экономически значимой информации;
  • объединение усилий стран СНГ по разработке специального ПО унифицированного ряда стандартных платформ;
  • разработка государственных программ в сфере информационной безопасности;
  • определение и использование единого порядка оборота, включая ввоз и вывоз, шифровальных средств;
  • совершенствование сложившейся в странах СНГ практики лицензирования деятельности в области защиты информации и выдачи сертификатов на средства защиты информации, с ориентацией на опыт Российской Федерации;
  • проведение анализа последствий с точки зрения информационной безопасности государства проводимой политики по привлечению иностранного капитала для инвестиций в области телекоммуникаций и информатики;
  • разработка и последующая реализация с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и организаций РФ комплексной программы становления российских предприятий, ориентированных на развитие микроэлектронного производства и серийный выпуск отечественных аналогов используемой в современных информационных и телекоммуникационных технологиях элементной базы и отечественных программно-аппаратных средств с целью обеспечения технологической независимости России в производстве отечественных систем, в частности военного назначения, и постепенного отказа от закупки зарубежных комплектующих для систем государственного и военного управления;
  • развитие и совершенствование системы подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности;
  • совершенствование организационной системы информационной безопасности в странах СНГ, с законодательным закреплением этой системы с четким разграничением сфер компетентности органов власти.

По результатам работы конгресса был сделан вывод о том, что «на современном этапе задача защиты информации перешла из чисто национальной военно-политической области в область международно-экономическую, и решать эту задачу необходимо на государственном уровне совместными усилиями стран СНГ. Основой решения данной задачи, в первую очередь, является приведение к единым правовым нормам вопросов развития и использования телекоммуникационной сферы в рамках СНГ».


От редакции: как правило, Computerworld Россия не печатает обширные выдержки из решений, стенограмм, протоколов, программ партий и т. д. Однако, как нам кажется, в данном случае уместнее в отношении конгресса, получившего в силу последующих драматичных событий большую прессу, дать «голую фактуру» - она сама по себе предоставляет немало пищи для размышлений о судьбах информатизации страны.