По словам одного из участников исследования Дэвида Бэнисара из Центра конфиденциальной электронной информации (EPIC), практически во всех государствах мира право на конфиденциальность личной информации записано в конституции. Оно признается и Декларацией прав человека ООН, и многими другими международными и региональными соглашениями.
В ходе прошедшей в октябре в Оттаве международной конференции, посвященной социальным проблемам развития Internet, Бэнисар отметил, что в ряде стран конфиденциальность попросту означает неприкосновенность жилища, частной переписки и переговоров. В других же, особенно там, где ныне действующие конституции писались не так давно (например, в Южной Африке и Венгрии), право на конфиденциальность личной информации предполагает еще и неразглашение персональных данных.
Около 40 из 50 стран - участниц исследования либо уже реформировали свое законодательство соответствующим образом, либо делают это в настоящий момент. Таким образом, в большинстве стран считается, что обеспечить конфиденциальность возможно лишь при участии государства, какие бы причины ни заставляли говорить о необходимости сохранения информации в тайне.
Некоторые страны (в частности, Словакия) разрабатывают законодательство, обеспечивающее конфиденциальность личной информации, потому, что готовятся к вступлению в Европейский союз. Директива по защите данных ЕС (Data Protection Directive) требует строгих и конкретных мер по защите персональных данных и предотвращению передачи подобной информации в регионы, где адекватные меры по ее защите не предусмотрены.
По словам Бэнисара, некоторые государства, переживающие бум электронной коммерции, пытаются с помощью законов оградить себя от возможных неприятностей. Например, создание малазийского Мультимедийного суперкоридора, зоны в 750 кв. км, которая служит для тестирования мультимедийных технологий, способствует принятию законов, гарантирующих обеспечение конфиденциальности в сетях связи.
Однако не во всех странах ведется работа по принятию национального законодательства, обеспечивающего конфиденциальность личной информации. Некоторые государства, в особенности США, Сингапур и Австралия, взяли курс не на законодательную регуляцию обращения с личной информацией, а на саморегуляцию.
В Соединенных Штатах долгое время делалась ставка на «смежные» законы, например, о ссудах, выданных клиентам банка, или о взятых напрокат видеозаписях, а также нормы, специфические для тех или иных отраслей. Однако отказ от полноценной политики обеспечения конфиденциальности личной информации, как считает Бэнисар, оставляет множество нерешенных проблем.
«Каждый раз, когда появляется новая технология, не вписывающаяся в существующий закон, конфиденциальность оказывается под угрозой», - заметил он.
На США оказывается определенное внешнее давление, в частности, со стороны Европейского союза, который требует гарантий того, что личной информации жителей Европы будет обеспечена адекватная защита. Вместе с тем и в Соединенных Штатах есть силы, заинтересованные в реформе законодательства.
Так, Федеральная торговая комиссия США в июне распространила специальный документ, в котором утверждалось, что большинство коммерческих Web-узлов не информирует посетителей о том, как будет использована информация о них, и рекомендовала Конгрессу принять закон о защите личной информации детей. В отчете по материалам исследования подчеркивается, что Соединенные Штаты и некоторые другие страны, ориентирующиеся на саморегуляцию, рискуют оказаться в изоляции.
Адрес Web-сервера Центра EPIC - http://www.epic.org/.