С чего в Apple начинается работа над новым проектом? От кого вы получаете задания? В каких терминах они формулируется?
Как правило, все начинается с того, что вице-президент Apple по продуктам Филл Шиллер, я и Стив Джобс обсуждаем основные черты будущего продукта и основные свойства, которые нужно определить до того, как начать заниматься непосредственно дизайном.
Прежде всего, определяется основной тип пользователя - та группа потребителей, для которой предназначен новый продукт. Мы ориентируемся и на профессиональный рынок, и на потребительский. Продукты для каждой из этих категорий должны обладать своими специфическими функциями. Невозможно заниматься дизайном, не представляя до конца, для кого ты работаешь. После этого формулируются более специфические требования. Например, когда мы говорим о компьютерах для домашнего рынка, мы считаем, что у него должны быть округлые формы, его должно быть удобно переносить с места на место и т. д. В случае с новым G3 мы с самого начала хотели максимально упростить процесс модернизации, предельно облегчив доступ к внутренним разъемам. Отсюда возникла мысль сделать корпус с откидной боковой стенкой, на которой будет расположена системная плата и все разъемы, которые могут потребоваться для модернизации. Мы стремимся к тому, чтобы каждый элемент дизайна был ценен не только сам по себе, но и был технологически оправдан, как, скажем, откидная стенка или ручки на корпусе G3, за которые этот компьютер удобно переносить с места на место.
Не могли бы вы описать техническую сторону работы над новыми проектами? Используете ли вы какое-либо специальное программное обеспечение, пластилин, делаете ли эскизы от руки?
Вообще в том, что ты делаешь, ты довольно сильно зависишь от тех инструментов, с которыми работаешь. Как правило, мы начинаем с набросков, с карандаша и бумаги. На следующем этапе работа переходит на Mac, и с помощью системы автоматизированного проектирования дизайн приобретает более конкретные очертания. После этого мы начинаем делать модели с помощью специальной программы. Сначала очень простые. Потом, используя довольно сложные программы, мы создаем все более детальные варианты, с проработанной поверхностью. Могу сказать, что мы тратим довольно много времени, подбирая и совершенствуя инструменты, с которыми работаем.
Можно ли выделить, кто играет более важную роль в создании нового компьютера - дизайнеры или технические специалисты?
Совершенно невозможно. Чтобы создать такой продукт, как iMac, в котором сочетаются новые технологии с оригинальными дизайнерскими решениями, необходимо постоянное активное взаимодействие дизайнеров и инженеров. Мы работали как единая команда, в которой невозможно кого-либо выделить.
Были ли какие-либо дизайнерские идеи при создании iMac отвергнуты по технологическим причинам? Насколько вы довольны тем, что получилось? Хотели бы вы что-либо изменить, если бы представилась такая возможность?
Мы много работали над тем, чтобы сделать этот компьютер маленьким и легким. Собственно, таким он и получился. Конечно, если вы дизайнер, вы никогда не стоите на месте. Нужно постоянно учиться, постоянно расти, постоянно испытывать чувство внутреннего неудовлетворения. Но сейчас я полностью доволен тем, что у нас получилось. Мне особенно нравится то, что мы сделали разноцветные корпуса. Мы дали людям возможность выбора, самовыражения, и это очень важно.
Много разговоров об особом пластике, который использован при создании iMac. Правда ли, что он был специально разработан для Apple?
Это довольно распространенный поликарбонат, однако при создании корпусов компьютеров и бытовой техники он почти не используется. Возможно, потому, что стоит несколько дороже других материалов. Этот тип пластика очень прочен, и еще одно его достоинство - его достаточно просто окрашивать в требуемые цвета.
У iMac очень гладкая поверхность, до которой приятно просто дотрагиваться. Считаете ли вы, что тактильные ощущения могут сыграть заметную роль при выборе компьютера?
Как правило, подобные вещи не оказывали никакого влияния на решение о покупке компьютера. Пользователя интересовали только его технические возможности. Совсем другое дело при выборе какой-то бытовой техники, например проигрывателя компакт-диска: покупатель обязательно попробует, как он открывается, как реагирует на нажатие кнопки. Но в целом я считаю, что, если придавать значение качеству продукта, нужно думать и о том, чтобы, дотронувшись до него, пользователь не получил негативных ощущений. Через касания мы получаем достаточно большой объем информации. И иногда, чтобы получить полное представление о свойстве объекта, о его качестве, предмет необходимо потрогать.
Как выбирались цвета для новой линии iMac?
Мы долго экспериментировали, придумывали цвета и показывали их потенциальным пользователям, постоянно улучшая то, что мы имели. Главной задачей было создать такой набор цветов, из которого практически любой пользователь мог выбрать что-то подходящее для себя.
Вы можете предсказать, какой из цветов будет наиболее популярным?
Не знаю. Это очень трудно сделать. Кажется, газета San Francisco Cronicl проводила опрос читателей на эту тему, и очевидного лидера они не выявили. Людям нравятся самые разные цвета.
А какой iMac больше нравится вам?
Ощущения постоянно меняются. Пока мы работали над этим компьютером, меня больше привлекали одни цвета, сейчас другие. Вы бы какой выбрали?
Оранжевый.
Наверное, я тоже.
Под цвет свитера?
Да, может быть.
Весь новый дизайн Apple имеет много общего с тем, что делает Swatch в области дизайна часов. Можно ли сказать, что идеи Swatch повлияли на ваш подход к оформлению новых компьютеров?
Нет, хотя в некоторых моментах мы совпадаем. Swatch производит широкую гамму часов разного цвета, предоставляя покупателю возможность выбора. Они много экспериментируют с различными материалами и проводят очень агрессивную ценовую политику. То же самое можно сказать и об Apple. Во всем остальном - в том, что касается производительности, внешнего вида, решений, которые мы предлагаем, - мы совершенно оригинальны.
После выхода iMac появились продукты третьих фирм, стилизованных под дизайн этого компьютера. Как вы к этому относитесь?
По-разному. Кто-то из разработчиков видит не только новые линии, но и ту философию, которая лежит за нашими разработками. Другие просто копируют внешние проявления нашего дизайна. Но в любом случае людям, видимо, настолько нравится то, что мы делаем, что они пытаются нам подражать. Хотя это не так легко сделать.
Я слышал довольно противоречивые отзывы пользователей об эргономических свойствах новой круглой мыши Apple. Откуда появилась эта форма?
Я, например, знаю многих людей, которые очень довольны новой мышью. Но то, что она существенно отличается от традиционной мыши, очевидно. Существуют два различных подхода к работе с мышью. Если вы пользуетесь большой мышью, то закрываете ее ладонью целиком, и для того, чтобы переместить мышь, вам нужно сдвинуть всю руку. В то же время маленькую мышь можно держать одними пальцами и перемещать за счет движений пальцев и ладони. Это получается намного быстрее и требует меньших усилий. Многие пользователи, активно работающие с мышью, например дизайнеры или художники, наверняка предпочтут второй подход, как более удобный и эргономичный. Но если взять новую мышь и пытаться работать с ней так же, как вы это делали с традиционной большой мышью, это может оказаться неудобным.
Дизайн новой линии мониторов Apple очень напоминает iMac. В чем причина такого сходства?
Не думаю, что сходство велико. Если посмотреть внимательнее, станут заметны серьезные различия. Хотя, конечно, мы стараемся сделать так, чтобы все семейство наших новых продуктов имело какие-то общие черты, но главное, на что мы обращали внимание при разработке мониторов - чтобы они сочетались с новым G3. Это, кстати, заметно по тому, какие цвета мы подобрали для новых мониторов. Или возьмем 21-дюймовый монитор. Он очень большой, занимает на столе много места. Мы наблюдали за тем, как работают наши потенциальные пользователи, и заметили, что довольно часто они что-то рисуют, используют дополнительные устройства, и в это время им нужно куда-то сдвигать мышь и клавиатуру. Так появилась идея треноги, на которую опирается монитор и под которую можно прятать клавиатуру.
iMac - первый компьютер Apple, на котором нет привычного шестицветного яблока. Означает ли это, что логотип не подходит для нового дизайна?
Напротив. Мне очень нравится этот логотип, и мне всегда хочется его увеличить. Но если большое яблоко будет разноцветным - это будет выглядеть слишком пестро, поэтому мы используем одноцветные логотипы, сочетающиеся по цвету с тем продуктом, на котором они расположены.
Не возникает ли у вас желание что-то изменить в логотипе?
Нет. Повторюсь, мне очень нравится этот логотип. Он очень мощный, отлично распознается потребителями. Поэтому мне всегда хочется его увеличить, но я никогда не хотел его изменить.
Будет ли последующая продукция Apple отличаться столь же революционным подходом к дизайну, как iMac, новый G3, новая линия мониторов?
Я ничего не могу сказать о будущих продуктах, кроме того, что мы очень интенсивно работаем, и мы многому научились.
Расскажите о тех людях, которые работают в вашей группе. Откуда они?
У нас довольно небольшая команда, в которую собраны дизайнеры со всего мира: из Италии, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США. Требуются совместные усилия людей со всего света, с различными представлениями о дизайне, чтобы создать что-нибудь действительно новое.
Разноцветные компьютеры?
Григорий МиловПоследние объявления Apple на Macworld ставят вопросы, далеко выходящие за рамки так называемого «индустриального дизайна».
Начнем с G3. Или, более конкретно, с новой линии мониторов для этой модели компьютеров. Еще недавно к PowerMacintosh подходил практически любой монитор (Sony, ViewSonic, Mitsubishi, Radius...), иногда требовался простой переходник.
Компании-производители мониторов могли испытывать определенные экономии от масштаба, во-первых, поставляя свою продукцию как для Mac, так и для ПК; во-вторых, обслуживая сразу несколько сегментов рынка (издательство, САПР, офис). Apple одним махом лишила их этих «привилегий». Серый и безликий монитор просто будет резать глаза рядом с G3, особенно людям со вкусом, к которым, как правило, и относятся дизайнеры, архитекторы или верстальщики. Перед независимыми производителями мониторов поставлена дилемма: либо уступить часть рынка компании Apple, либо начать воспринимать пользователей Macintosh всерьез (то есть создавать продукты для них и только для них, забыв и думать об экономии от масштаба). Реакция производителей мониторов пока не ясна.
Другое «дизайнерское» решение Apple - выпуск компьютеров iMac пяти разных цветов - способно самым серьезным образом повлиять на баланс сил между самой компанией и ее дистрибьюторами, дилерами и розничными продавцами. Спрос на модели определенного цвета предсказать практически невозможно (а точнее, надежное удовлетворение спроса на каждый отдельный цвет в конкретной торговой точке потребует существенного увеличения количества компьютеров на складе). Владельцу этой торговой точки придется либо покупать больше компьютеров на склад (некоторые могут сказать - неразумно больше), либо смириться с мыслью, что в том географическом районе, на том рынке, где он работает, спрос не будет полностью удовлетворен. Куда деваться этим недовольным покупателям, не сумевшим найти компьютер, клавиатуру или мышь нужной расцветки?
У Apple есть ответ: www.apple.com. Почему вышеперечисленные причины не приведут к проблемам с нераспроданным складом у самой Apple - отдельный серьезный разговор. Короткий и весьма поверхностный ответ на этот вопрос состоит в том, что компания может построить производственную схему, способную быстро адаптироваться к резким изменениям спроса. Такая система стоит больших денег, и у Apple она, скорее всего, есть. Но относительно небольшим партнерам Apple не позавидуешь.