Работа сетевых администраторов никогда не была легкой, и, к сожалению, инструментарий управления, создаваемый именно с целью упростить их труд, в полной мере своего предназначения не оправдывают.
Критики инструментальных средств в первую очередь подчеркивают отсутствие в них поддержки стандартных методов хранения информации управления. Кроме того, инструменты управления сетями не используют полностью преимуществ современной Web-технологии и не позволяют упростить преобразование бизнес-стратегий непосредственно в конфигурацию сетевых устройств.
Для устранения этих изъянов компании-производители договорились об использовании единой модели, получившей название Common Information Model (CIM). Спецификация CIM позволит сформулировать стандартный метод представления информации управления. Однако если производители будут строго следовать CIM, то вполне вероятно, что это изменит саму природу процесса управления сетями.
Инструментарий управления мог бы опираться на CIM при описании всех видов обрабатываемых данных. К примеру, база данных CIM может содержать информацию о сетевых устройствах, собранную при помощи протокола SNMP, а также информацию о системах, полученную из Desktop Management Interface (DMI). Интерфейс DMI стандартным образом описывает аппаратные и программные компоненты персональных компьютеров. Иными словами, инструментальные средства управления могли бы обращаться за всей информацией к одному источнику.
Используемая совместно с позволяющим описывать структурированные данные языком Extensible Markup Language (XML), модель CIM даст возможность организовать совместный доступ к данным управления через Web. Если добавить к этому механизм управления сетями на основе наборов правил, можно получить инструментарий, который в состоянии варьировать уровни гарантированного качества обслуживания в маршрутизаторах и коммутаторах в масштабах всей сети предприятия.
«Понятно, что такое решение не устраняет все трудности разом, но безусловно это шаг в правильном направлении», - уверен Стефан Эллиот, ведущий аналитик Cahners In-Stat Group. По мере того как предприятия все чаще используют свои сети данных для передачи голоса, модель CIM приобретает большее значение, поскольку становится актуальнее наличие инструментария, который мог бы отслеживать производительность сетей и систем, а также гарантировать, что для голосового трафика будет обеспечен необходимый уровень качества обслуживания.
Технология-невидимка
Хотя CIM сулит пользователям немало преимуществ, многим эти преимущества не очевидны. CIM - в первую очередь способ организации взаимодействия инструментальных средств управления, а по большей части это взаимодействие скрыто от пользователей.
«Наши знания о CIM ограничиваются информацией о том, как она будет выглядеть и как прекрасно все устроится, - заметил Скотт Паркер из консалтинговой компании Southernview Technologies. - Я надеюсь, что так оно и будет, но мы воздержимся от комментариев, по крайней мере пока не убедимся, что все обещания соответствуют действительности».
Принять модель CIM производителей вынудят пользователи, поскольку, как считает Стив Джойс, вице-президент по маркетингу компании Ganymede Software, занимающейся разработкой программного обеспечения управления, пользователям необходимо, чтобы производители обеспечивали разделение информации.
Джойс подчеркнул, что у самих производителей нет особых внутренних стимулов обмениваться информацией. Этого можно добиться уже сейчас с помощью платформ типа HP OpenView, но, по словам Джойса, «не многие производители интересуются данными друг друга».
Большинство из них предпочли бы ограничиться инструментарием, который сосредотачивается на информации, снимаемой с оборудования их собственного производства. К сожалению, это означает, что каждый приложение управления опрашивает сеть и поддерживает свою собственную базу данных, выполняя массу лишней работы.
Блестящие перспективы
Поддержка CIM со стороны корпорации Microsoft и Cisco практически гарантирует модели широкое применение. В сентябре Cisco сообщила, что ее пакет приложений управления CiscoWorks2000 будет обмениваться данными с продуктами более чем двадцати производителей. Microsoft в свою очередь планирует включить в состав Windows 2000 диспетчер объектов CIM, который будет действовать как посредник между приложениями и ядром управления самой операционной системы.
По мнению Дж. Корриву, вице-президента по новым технологиям компании Computer Associates, широкое распространение CIM, по всей видимости, начнется примерно через год после выпуска Windows 2000. Вместе с тем весьма вероятно, что в отдельных случаях производители будут использовать CIM в сочетании с XML.
В августе 1998 года тематическая группа Desktop Management Task Force (DMTF) определила порядок представления данных CIM в XML-документах. В последующем DMTF должна установить принципы получения и размещения информации в базе данных CIM с помощью XML. Тематическая группа планирует завершить работу над этой спецификацией к марту.
DMTF также работает над тем, как сделать управление на базе наборов правил составной частью CIM. По словам Джима Тернера, руководителя рабочей группы Web-Based Enterprise Management (WBEM), входящей в состав DMTF, обе организации - Internet Engineering Task Force и DMTF рассматривают сходные предложения по стандартизации такого подхода к описанию политики управления сетью.
Как только стандарты будут подготовлены, любое приложение, так или иначе связанное с задачами установления и контроля правил управления сетью, сможет обратиться в базу данных CIM, чтобы получить информацию о них.
Новый порядок
Ведущие производители программ управления рассматривают CIM просто как способ разделения данные с другими системами. Производитель поддерживает свои собственные базы данных, но использует CIM для извлечения данных из других источников и размещения этой информации в своих базах.
Однако начинающая фирма Manage.Com выходит за рамки данной модели, используя базу данных CIM в качестве фундамента для своего ПО управления. Каждый из компонентов продукта Manage.Com будет четко следовать стандартам. К апрелю компания планирует обеспечить доступ к своей базе данных CIM через XML и использовать язык Java с целью создания агентов для любой платформы. Java - мобильный код, а XML - это мобильные данные, что наделяет подобную модель очень большой функциональностью и значительной гибкостью.