К этому призвали на пресс-конференции, состоявшейся 3 февраля в Москве в Центральном доме журналиста, председатель Госкомсвязи России Александр Крупнов и его заместители Александр Волокитин и Борис Пономаренко.
Началом активной работы Госкомсвязи России над решением этой проблемы можно считать середину прошлого года, когда были выпущены «Методические рекомендации по решению 'Проблемы 2000'. После этого состоялся целый ряд мероприятий, в том числе четыре семинара, подготовленных при содействии Министерства торговли США, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Всемирного банка, и селекторные совещания с руководителями регионов, ответственными за решение «Проблемы 2000».
Состояние дел по решению этой проблемы стало предметом рассмотрения в коллегии Госкомсвязи и Государственной комиссии по информатизации при Госкомсвязи, в Государственной Думе, Совете безопасности Российской Федерации.
Этот вопрос обсуждался на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Владимира Булгака. В результате была создана Правительственная комиссия по решению «Проблемы 2000», и 22 января состоялось ее первое заседание. В конце февраля должен быть подготовлен Национальный план действий по решению «Проблемы 2000».
За период с середины прошлого года было создано семь межведомственных Центров компетенции, шесть заявок находятся в стадии рассмотрения. Эти центры, в частности, оказывают помощь организациям и компаниям в решении «Проблемы 2000», а также занимаются тестированием систем зарубежных производителей.
Возможно, важнейшая отличительная черта этой работы в России состоит в том, что она должна проводиться без привлечения бюджетных средств. При этом, по оценкам Госкомсвязи, затраты на решение составят 2-3 млрд. долл. Эта цифра - в отличие от оценки, предложенной в мае прошлого года (около 500 млн. долл.) и полученной чисто эмпирическим путем, на базе сравнения с расходами других стран, - представляет собой конкретный расчет затрат, основанный на данных, полученных от предприятий. Разброс цифр впечатляет - от 150 млн. долл. Минтопэнерго до 125 тыс. руб., поданных Федеральной пограничной службой.
Крупнов отметил, что далеко не все компании продвинулись в решении «Проблемы 2000» так же далеко, как упомянутое Минтопэнерго или Министерство путей сообщения. В критическом состоянии находятся, например, дела в Федеральной авиационной службе и в Министерстве обороны. Последнее вызывает наибольшее беспокойство, поскольку напрямую затрагивает вопрос надежности стратегических вооруженных сил. Говоря об этом, Крупнов обратил внимание на один из важнейших аспектов «Проблемы 2000» - необходимость быть готовым к действиям в экстренной ситуации. Каждый владелец ресурса должен знать критические места своей системы и продумать действия в случае чрезвычайных обстоятельств. Силовым структурам особенно важно взаимодействовать с коллегами за рубежом, с теми, кто говорит с ними «на одном языке». В частности, российским военным необходимо сотрудничать с Министерством обороны США, и Госкомсвязи России совместно с Министерством обороны ведет работу в этом направлении.
«Проблема 2000» имеет также юридические и моральные аспекты. Представители Госкомсвязи России достигли соглашения с Госдумой, и, вероятно, какой-то закон, регулирующий соответствующие вопросы, будет принят.
Проблему ошибки тысячелетия в России обостряет наличие большого количества нелицензионных программ, многие из которых были написаны до 1991 года без проверки на корректность обработки смены тысячелетия. Понятно, что эти продукты не поддаются учету, при том, что вероятность ошибки здесь выше, чем в других продуктах.
Крупнов предупредил также, что приход нового тысячелетия даст о себе знать задолго до нового года. Следует ждать сбоев 9 сентября 1999 года, когда дата достигнет значения, заложенного в некоторые системы в качестве предельно большого, или 3 апреля - через 100 дней после нового года. Это еще раз напоминает о том, что важно иметь план действий в чрезвычайных и - к несчастью - неизбежных ситуациях.